Решение по делу № 33-3057/2017 от 07.07.2017

Дело № 2-1987/17 Председательствующий – судья Борлаков М.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3057/17

гор. Брянск 08 августа 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Маклашова В.И.

судей областного суда Алейниковой С.А., Катасоновой С.В.

при секретаре Польшаковой А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации Предеха В.Н. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 29 мая 2017г. по иску прокурора Фокинского района гор. Брянска в защиту интересов Дубининой Ольги Анатольевны к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения.

Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., возражения прокурора Бойкачевой О.А., представителя Департамента финансов Брянской области Закалюжного А.А., судебная коллегия

    

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Фокинского района г.Брянска обратился в суд с иском в защиту интересов Дубининой О.А., ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по обращению Дубининой О.А., было установлено, что она является инвалидом, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, что дает ей право на предоставление жилья во внеочередном порядке.

Распоряжением Фокинской районной администрации №465-р от 21.12.2012г. Дубинина О.А. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с составом семьи 1 человек, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено.

Ссылаясь на требования ст.57 ЖК РФ, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истец просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить вне очереди Дубининой О.А. благоустроенное жилое помещение в городе Брянске по договору социального найма площадью не менее установленной нормы предоставления.

Решением Советского районного суда гор. Брянска от 29 мая 2017г. исковые требования прокурора Фокинского района гор.Брянска в защиту интересов Дубининой О.А. удовлетворены.

Суд обязал Брянскую городскую администрацию за счет средств, бюджета субъекта Российской Федерации - Брянская область предоставить Дубининой О.А., "дата" г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение в городе Брянске по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в черте муниципального образования «город Брянск», на состав семьи - 1 человек.

В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации Предеха В.Н. просит решение суда изменить, указав, что о предоставлении жилья за счет средств субъекта РФ – Брянской области, выделенных департаментом финансов Брянской области. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2015г. подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ. Главным распорядителем бюджетных средств субъекта РФ является департамент финансов Брянской области. Между тем, при разрешении спора суд не дал должной оценки тому, что субвенция на обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, совместное проживание с которыми невозможно, из бюджета субъекта РФ – Брянской области не поступала.

На доводы жалобы принесены возражения помощником прокурора Фокинского района г.Брянска Плетневой О.В., которая просит оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Бойкачева О.А., представитель Департамента финансов Брянской области Закалюжный А.А. просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Дубинина О.А., "дата" г.р. является инвалидом, страдает хроническим заболеванием, внесенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. №378, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ №817 от 21.12.2004г. имеет право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Брянской области» серии МСЭ-2014 от 18.06.2015г., справками врачебной комиссии ГАУЗ «<данные изъяты> №№ 172, 173 от 17.03. 2017г.

В соответствии с частью первой статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Распоряжением Фокинской районной администрации г. Брянска № 465-р от 21.12.2012г. Дубинина О.А. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма составом семьи 1 человек, в связи с наличием заболевания.

Как следует из материалов дела, Дубинина О.А. (собственник) зарегистрирована и проживает вместе с дочерью И.Я.И. по адресу: <адрес> общей площадью 12,54 кв.м.

Между тем, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Дубининой О.А. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не предоставлено.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.57 Жилищного кодекса РФ, нормами Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите прав инвалидов» и исходил из того, что Дубинина О.А. страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно проживание с ней в одном жилом помещении, она признана нуждающейся в жилом помещении, включена в список внеочередного предоставления жилой площади, право на внеочередное предоставление жилья Законом не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди и от времени включения в список внеочередников, при этом финансирование мероприятий по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005г., относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Брянской области).

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается и оснований для отмены принятого по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.

Право Дубининой О.А. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, а также на необходимость финансирования предоставления истцу жилого помещения за счет средств бюджета Брянской области ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается.

Оспаривая решение суда, представитель Брянской городской администрации в апелляционной жалобе указывает на то, что субвенции на обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, совместное проживание с которыми невозможно, из бюджета субъекта РФ – Брянской области не поступали, а возложение дополнительных обязанностей на орган местного самоуправления по истребованию денежных средств из бюджета субъекта федерации в целях исполнения решения не допустимо.

Оценивая доводы апелляционной жалобы по существу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 24 ч. 2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч.3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Положениями Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.14,50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст.14,19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч.5 ст.19 Закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства (ч.6 ст. 19 Закона № 131-ФЗ).

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона №131-ФЗ).

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Следовательно, обеспечение жилым помещением инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005г., подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.

При этом следует учесть, что в соответствии с пунктами 2.1 и 1.6 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18.07.2005г. № 2461-п (в ред. от 30 октября 2013г.), Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в городе Брянске; постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в городе Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.

Принимая во внимание, что распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, суд обосновано возложил на Брянскую городскую администрацию обязанность по предоставлению Дубининой О.А. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Брянская область жилого помещения.

При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что реализация прав инвалидов не поставлена законодательством в зависимость от наличия достаточного финансирования для реализации указанной цели, в связи с чем, вышеуказанные доводы жалобы признаются несостоятельными.

Оспаривая решение, представитель Брянской городской администрации просит изменить резолютивную часть решения суда, изложив ее следующим образом: «обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Дубининой О.А. на состав семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления за счет средств субъекта Российской Федерации - Брянская область, выделенных Департаментом финансов Брянской области.

Данный довод жалобы не является основанием для отмены решения суда первой инстанции и подлежит отклонению, поскольку вопрос о выделении Брянской городской администрации денежных средств из средств субъекта Российской Федерации не являлся предметом рассмотрения в настоящем гражданском деле.

Истцом заявлялись требования о возложении на Брянскую городскую администрацию обязанности предоставить Дубининой О.А. с составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее установленной номы предоставления в черте муниципального образования «город Брянск».

На основании ст.12 ГК РФ право выбора способа защиты гражданских прав принадлежит истцу, который в силу ст.39 ГПК РФ определяет основание и предмет иска.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении» обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013г. № 1626-О в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом.

Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями ст.196 ГПК РФ в рамках заявленных требований.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия, считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда гор. Брянска от 29 мая 2017г. по иску прокурора Фокинского района гор. Брянска в защиту интересов Дубининой Ольги Анатольевны к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации Предеха В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий          В.И. Маклашов

Судьи областного суда С.А. Алейникова

С.В. Катасонова

33-3057/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Фокинского района г. Брянска в защ. инт. Дубининой О.А.
Ответчики
Брянская городская администрация
Другие
Департамент Финансов Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Маклашов Валерий Иванович
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
08.08.2017Судебное заседание
15.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2017Передано в экспедицию
08.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее