РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2017 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора <адрес> ФИО3 <адрес> в интересах ФИО8 к ФИО2 <адрес> об обязании обеспечить жилой площадью,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО3 <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО9 к ответчику об обязании обеспечить жилой площадью, указав, что постановлением главы администрации МО « <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 в связи с лишением матери родительских прав на основании решения Камызякского районного суда ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан оставшимся без попечения родителей и передан в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Отец ФИО11 в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением главы администрации МО « <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что жилье, в котором проживал ФИО12 по адресу: <адрес> находится непригодным для проживания состояния. ДД.ММ.ГГГГ окончил обучение в ГБПОУ АО «ФИО3 государственный колледж профессиональных технологий». Просят суд обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО13 требования поддержала, просила удовлетворить.
ФИО2 <адрес> ФИО14. возражала против удовлетворения исковых требований.
Истец ФИО15 извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ).
Вступившим в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.
В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В гл. 9 ЖК РФ «Жилые помещения специализированного жилищного фонда» ч. 1 ст. 92 дополнена п. 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст. 98.1 «Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В гл. 10 ЖК РФ «Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими» введена новая ст. 109.1 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что постановлением главы администрации МО « <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 в связи с лишением матери родительских прав на основании решения Камызякского районного суда ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан оставшимся без попечения родителей и передан в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Отец ФИО17. в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением главы администрации МО « <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО18. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что жилье, в котором проживал ФИО19 по адресу: <адрес> находится непригодным для проживания состояния. ДД.ММ.ГГГГ окончил обучение в ГБПОУ АО «ФИО3 государственный колледж профессиональных технологий». Согласно статье 103 гл. 10 ЖК РФ «Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими» дополнена новой ч. 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, разработанных на основе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.
До ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С ДД.ММ.ГГГГ таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Для этой цели согласно п. 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (далее - Список).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список должно осуществляться на основании:
заявления законных ФИО2 несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными ФИО2 детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование Списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список;
заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 0.01.2013.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Приобретение дееспособности ранее достижения 18 лет ГК РФ связывает со вступлением несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21) или его эмансипацией (п. 1 ст. 27). С момента заключения включенным в Список ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, брака или принятия органом опеки и попечительства либо судом решения о его эмансипации такой гражданин вправе получить жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации. К таким случаям могут, в частности, относиться окончание пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с завершением обучения (получением общего образования), признание органом опеки и попечительства возможным раздельного проживания ребенка по достижении 16 лет с законным ФИО2.
В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В случаях получения общего образования или продолжения освоения основной образовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
То есть несовершеннолетний может завершить пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с окончанием обучения (получением только основного общего образования или до получения основного общего образования) и трудоустройством.
Завершение пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть также связано с разрешением ребенку заниматься предпринимательской деятельностью (с согласия законных ФИО2, оформленного нотариально), получением им самостоятельного дохода и окончанием обучения, когда его содержание в данной организации вне зависимости от эмансипации ребенка является нецелесообразным.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; после окончания прохождения военной службы по призыву; после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования заместителя прокурора <адрес> ФИО3 <адрес> в интересах ФИО20 заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░2 <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░21, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░3 ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: