Дело № 2а-593/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2017 г. г. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Е.В.,
при секретаре Грачевой Е.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Парфенюк А. Е. к Администрации Городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ
Парфенюк А.Е. обратилась в суд с названным административным иском, указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования «под сад». ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с протоколом Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> № было принято решение о согласовании проекта постановления об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с «под сад» на «для индивидуального жилищного строительства». Узнав о данном решении, она обратилась в Администрацию Г.о. Балашиха с заявлением об изменении вида разрешенного использования. Однако, письменным уведомлением Администрации Г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении ее заявления. Считает решение Администрации незаконным и подлежащим отмене. В соответствии со ст. 4 п. 1 п.п. 3 ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ» № 191-ФЗ от 29.12.2004г. - вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правила землепользования и застройки не утверждены, до ДД.ММ.ГГГГ и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе земельных участков, в отношении которых единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" выполняет функции агента Российской Федерации (далее - земельные участки единого института развития в жилищной сфере), земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми единый институт развития в жилищной сфере осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до ДД.ММ.ГГГГ: 3) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Просит суд признать незаконным и отменить решение Администрации Городского округа Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с «под сад» на «для индивидуального жилищного строительства».
Обязать Администрацию Городского округа Балашиха Московской области принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ей на праве собственности, с «под сад» на «для индивидуального жилищного строительства».
В судебном заседании Парфенюк А.Е. настаивала на удовлетворении иска, просила удовлетворить. Ранее предоставляла письменные пояснения, в которых указала, что административный ответчик представил возражения на иск, в которых, переписав статьи Градостроительного кодекса РФ, не приводит ни одного доказательства, почему изменение вида разрешенного использования ее земельного участка не будет соответствовать градостроительному регламенту. ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Железнодорожный, утвержденные решением Совета депутатов г Железнодорожный, которые содержат градостроительные регламенты для всех пяти утвержденных жилых зон. Для каждой жилой зоны установлены основные и вспомогательные вида разрешенного использования земельных участков. Ее земельный участок входит в жилую зону № «зона застройки индивидуальными жилыми домами». Таким образом, изменение вида разрешенного использования ее земельного участка не будет противоречить градостроительному регламенту.
Представитель Парфенюк А.Е. настаивала на удовлетворении иска, просила удовлетворить.
Административный ответчик – представитель Администрации Городского округа Балашиха Московской области в суд не явился, предоставил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать, так как имение вида разрешенного использования земельного участка не будет соответствовать градостроительному регламенту.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 ч. 1 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 1 п. 7, 9 Градостроительного кодекса РФ – под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7).
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 9).
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ - разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из материалов дела следует, что Парфенюк А.Е. является собственником земельного участка кадастровый номер №, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, за домом №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование «под сад», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. №).
Указанный земельный участок был оставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Статьей 2 Закона Московской области от 24.07.2014 г. № 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», вступившего в силу 1 января 2015 года, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района (пункт 5 части 1), а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 6 части 1). Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3 статьи 2).
В силу подпункта 1 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 г. № 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования.
Из протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что комиссией согласован проект постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., принадлежащего Парфенюк А.Е., с вида разрешенного использования «под сад» на «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. №).
Вместе с тем, Администрацией Городского округа Балашиха уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № отказано Парфенюк А.Е. в изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка со ссылкой на то, что порядок предоставления земельных участков под цели ведения садоводства и для индивидуального жилищного строительства различный (л.д. №).
Решением Совета депутатов г.о. Железнодорожный Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки.
Указанные Правила содержат градостроительные регламенты для пяти утвержденных жилых зон. Для каждой жилой зоны установлены основные и вспомогательные вида разрешенного использования земельных участков.
Из представленной карты градостроительного зонирования следует, что земельный участок, принадлежащий Парфенюк А.Е., входит в жилую зону № «зона застройки индивидуальными жилыми домами».
В соответствии со ст. 27 Правил землепользования и застройки - зона застройки индивидуальными жилыми домами (№) установлена для обеспечения правовых условий использования земельных участков, существующих и проектируемых индивидуальных жилых домов и объектов повседневного обслуживания населения.
Основные виды разрешенного использования:
- для индивидуального жилищного строительства
- дошкольное, начальное и среднее общее образование
- садоводство
- земельные участки (территории) общего пользования (л.д. №).
Учитывая изложенное, суд считает, что выбранный административным истцом вид разрешенного использования земельного участка (ИЖС) соответствует утвержденным Правилам землепользования и застройки территории, в пределах которой расположен спорный земельный участок, а собственник земельного участка вправе самостоятельно определить и выбрать вид разрешенного использования земельного участка из утвержденных градостроительным регламентом, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований, препятствующих изменению вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Парфенюк А.Е.
При этом суд учитывает, что имеется согласие уполномоченного органа субъекта РФ - Министерства имущественных отношений <данные изъяты> на изменение вида разрешенного использования земельного участка Парфенюк А.Е.
Не могут быть признаны убедительными доводы Администрации Городского округа Балашиха, содержащиеся в решении об отказе в изменении вида разрешенного использования от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, по сути, повлечет нарушение процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства; со ссылкой на то, что земельный участок, с разрешенным использованием «для ведения садоводства» был предоставлен Парфенюк А.Е. в собственность безвозмездно, при этом предоставление земельного участка было обусловлено обязанностью его использования исключительно в целях, связанных с выращиванием плодовых, ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур, тогда как вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предусматривает размещение индивидуального жилого дома по следующим основаниям.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 ЗК РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 названной выше статьи).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
При этом в силу части 4 указанной нормы основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3).
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Согласно действующим Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Совета депутатов г. Железнодорожный Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Карты градостроительного зонирования городского округа Балашиха (<данные изъяты>) (л.д. №) спорный земельный участок входит в состав земель населенных пунктов и относится в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что позволяет изменить вид разрешенного использования земельного участка.
Парфенюк А.Е., обращаясь с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, руководствовалась действующими правилами землепользования и застройки, выбранный ею вид соответствует данным правилам.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемым решением Администрации городского округа Балашиха нарушаются права административного истца.
Право административного истца на изменение вида разрешенного использования в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки не может находиться в зависимости от того, что ранее спорный участок предоставлен Парфенюк А.Е. на безвозмездной основе с разрешенным видом использования «для ведения садоводства».
При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права, в связи с чем, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ,
РЕШИЛ
Административный иск Парфенюк А. Е. к Администрации Городского округа Балашиха Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Администрации Городского округа Балашиха Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Парфенюк А. Е. в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с «под сад» на «для индивидуального жилищного строительства».
Обязать Администрацию Городского округа Балашиха Московской области принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Парфенюк А. Е., с «под сад» на «для индивидуального жилищного строительства».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.
Федеральный судья Васильева Е.В.
Решение в окончательной форме
изготовлено 19 мая 2017 г.