Решение по делу № 2-151/2017 от 06.04.2017

Дело                                                                      

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                          город Шарыпово

Шарыповский районный суд Красноярского края

в составе: председательствующего федерального судьи Касымовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Литвиненко А.Е.,

с участием представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средней общеобразовательной школы - директора школы ФИО5, действующего на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> средней общеобразовательной школе, администрации Шарыповского района Красноярского края, Муниципальному казенному учреждению «Управление образования Шарыповского района» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

Установил:

Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово – главный государственный санитарный врач по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный ФИО4, обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <адрес> средней общеобразовательной школе (далее МБОУ <адрес> СОШ), администрации Шарыповского района Красноярского края о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование своих требований процессуальный истец указал, что ответчиком МБОУ <адрес> СОШ при формировании коллектива на новый учебный год не проводится плановое профилактическое обследование детей после летнего периода на наличие паразитических болезней в коллективах младшего школьного возраста. Списочный состав младшего возраста составляет 12 детей дошкольного возраста и 120 детей младшего школьного возраста. Не обследован ни один ребенок на контактные гельминтозы (энтеробиоз, гименолипедоз) и кишечные протозоозы. Плановые профилактические обследования детей и обслуживающего персонала в детских дошкольных организация и общеобразовательных организациях младшего школьного возраста проводятся 1 раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива) и (или) по эпидемиологическим показателям. Таким образом, МБОУ <адрес> СОШ нарушены требования санитарно-эпидемиологического законодательства. Учредителем МБОУ <адрес> СОШ является муниципальное образование «Шарыповский район Красноярского края».

При таких обстоятельствах, поскольку устранение указанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, процессуальный истец просит возложить на ответчиков МБОУ <адрес> СОШ, администрацию Шарыповского района Красноярского края обязанность устранит нарушения п. 1 ст. 28 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.3.2, п. 4.3.3, п. 4.3.5 СП «Профилактика энтеробиоза», п. 4.1, п. 4.5, п. 11.2.3 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» организовать и провести плановое профилактическое обследование детей и обслуживающего персонала в коллективах младшего школьного возраста один раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива) до ДД.ММ.ГГГГ

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ. для участия в деле в качестве соответчика по делу было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Шарыповского района» (далее по тексту МКУ «Управление образования Шарыповского района»).

Процессуальный истец - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, истец уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 85).

Представитель ответчика МБОУ <адрес> СОШ – директор школы ФИО5 в судебном заседании исковые требования Роспотребнадзора признал в полном объеме, пояснил, что последствия признании иска ему разъяснены и понятны.

Ответчик - администрация Шарыповского района своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела ответчик был извещен надлежащим образом, в представленном суду ходатайстве, и.о. главы администрации Шарыповского района ФИО6 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Ответчик - МУК «Управление образования Шарыповского района своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела ответчик был извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч. 4, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Заслушав представителя ответчика МБОУ <адрес> СОШ, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон), главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд, в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 года № 569 главные государственные врачи по субъектам Российской Федерации являются руководителями территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения человека по Красноярскому краю - это федеральный орган исполнительной власти, наделенный правом обратиться в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ в случае нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Поскольку каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, это означает наличие права руководителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны кроме прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статьей 28 Закона закреплено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

На основании п. 3 ст. 39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Одной из задач МБОУ <адрес> СОШ, согласно Уставу учреждения, является создание условий гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся (л.д. 39).

Предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей в учебных учреждениях вредных факторов и условий, сопровождающих их деятельность, непосредственно регламентируются, в том числе:

- СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза»,

- СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации».

Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 (ред. от 21.04.2010) утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

В соответствии с п. 9 Положения должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

В силу ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, МБОУ <адрес> СОШ является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета (пункт 1.7 Устава школы).

Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении МБОУ <адрес> СОШ, на основании поступившей информации возбуждено дело об административном правонарушении (л.д. 12-17).

В ходе проведения административного расследования установлено, что в целях активного выявления и предупреждения распространения паразитарных болезней в коллективах младшего школьного возраста, при формировании коллектива не проведено (1 раз в год) плановое профилактическое обследование детей МБОУ <адрес> СОШ после летнего периода.

Данный факт подтверждается отчетом о проведении планового профилактического обследования детей и сотрудников на контактные гельминтозы (энтеробиоз и гименолепидоз) и кишечные протозоозы, подлежало обследованию 12 детей дошкольного возраста и 120 детей младшего школьного возраста, не обследован ни один ребенок, что является нарушением требований п. 1 ст. 28 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.3.3, п. 4.3.5 СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза», п. 4.1, п. 4.5, п. 11.2.3 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» (л.д. 24, 27-29, 33).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ <адрес> СОШ прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (в виду отсутствия денежных средств) (л.д. 18-20).

Таким образом, исходя из представленных материалов дела, суд приходит к выводу о том, что ответчиком МБОУ <адрес> СОШ нарушены требования п. 1 ст. 28 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.3.3, п. 4.3.5 СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза», п. 4.1, п. 4.5, п. 11.2.3 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», следовательно, заявленные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении МБОУ <адрес> СОШ являются законными и обоснованными.

Доказательств обратного в ходе судебного разбирательства представлено не было.

Как следует из п. 6.6 Устава Общеобразовательной организации, она отвечает по своим обязательствам всем находящимся у нее на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ней собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за общеобразовательной организацией собственником этого имущества или приобретенного общеобразовательной организации за счет выделенных собственником имущества средств, а так же недвижимого имущества.

Учредителем Общеобразовательной организации и собственником его имущества является муниципальное образование Шарыповский район Красноярского края. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Шарыповского района» (п. 1.6, 6.6 Устава).

Согласно п. 6.9 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Общеобразовательной организации являются: субсидии на выполнение муниципальных заданий, субсидии на иные цели, имущество, переданное в оперативное управление, доходы, полученные от реализации работ, услуг, а также от других видов разрешенной образовательной организации деятельности, дары и пожертвования юридически и физических лиц, средства, полученные от оказания платных услуг, приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, средства полученные от участия в грантах, конкурсах, средства полученные от сдачи в аренду помещений, иные источники, незапрещенные законодательством Российской Федерации.

Как следует из ч.ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Таким образом, учитывая, что ответчик МБОУ <адрес> СОШ признала исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчика МБОУ <адрес> СОШ, и с учетом того, что выполнение требований п. 1 ст. 28 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.3.3, п. 4.3.5 СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза», п. 4.1, п. 4.5, п. 11.2.3 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», требует материальных затрат, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении МБОУ <адрес> СОШ, администрации Шарыповского района, МКУ «Управление образования Шарыповского района», в части возложения на данных ответчиков обязанности устранить вышеуказанные нарушения санитарного законодательства.

При этом суд учитывает, что государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, само по себе финансирование или недофинансирование из средств местного бюджета не может служить обстоятельством неисполнения установленных нарушений санитарного законодательства в МБОУ <адрес> СОШ.

На основании изложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> среднюю общеобразовательную школу, администрацию Шарыповского района Красноярского края, Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Шарыповского района» обязанность устранить нарушения п. 1 ст. 28 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.3.2, п. 4.3.3, п. 4.3.5 СП «Профилактика энтеробиоза», п. 4.1, п. 4.5, п. 11.2.3 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», организовать и провести плановое профилактическое обследование детей и обслуживающего персонала в коллективах младшего школьного возраста один раз в год (после летнего периода, при формировании коллектива) до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ..

Судья:

2-151/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Ответчики
Администрация Шарыповского района Красноярского края
МКУ "Управление образования ШАрыповского района"
МБОУ "Холмогорская основная общеобразовательная школа"
06.04.2017 Передача материалов судье
06.04.2017 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2017 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2017 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2017 Подготовка дела (собеседование)
10.05.2017 Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.05.2017 Предварительное судебное заседание
28.06.2017 Предварительное судебное заседание
28.06.2017 Судебное заседание
05.07.2017 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2017 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)