Дело № 12-159/17
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
03 июля 2017 года г. Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Петрова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «<адрес>» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, работающий генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «<адрес>»,
подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике Карлиновым А.Н. в отношении генерального директора ООО «<адрес>» ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому поверхностные (дождевые и/или талые) сточные воды с производственной территории Общества организованно отводятся по специальным лоткам и собираются в дождеприемнике, Из дождеприемника накопленные сточные воды насосом перекачиваются в установку очистки дождевых сточных вод автозаправочных станций «Свирь-20у», где происходит очистка вод механическим и сорбционным способом. Далее очищенные сточные воды самотеком по трубопроводу поступают в накопительную емкость, расположенную за пределами производственной территории ООО «<адрес>». Из накопительной емкости через переливную трубу очищенные сточные воды сбрасываются на рельеф местности, на земельном участке в кадастровом квартале №, в районе производственной базы Общества. Фактический объем поверхностных (дождевых и/или талых) сточных вод, отведенных обществом на рельеф местности, по данным статистической отчетности 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» за 2016 год составляет 1,72 тыс.куб.м. В соответствии с утвержденным планом-графиком Обществом ведется лабораторный контроль за эффективностью работы установки по очистке дождевых сточных вод автозаправочных станций «СВИРЬ-20у». Обществом нарушены ст.ст.23,24 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «<адрес>» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ООО «<адрес>» ФИО1 в установленный законом срок подал жалобу об отмене данного постановления, полагая его необоснованно строгим, не соответствующим тяжести совершенного правонарушения и вины привлеченного к административной ответственности лица, просит признать правонарушение малозначительным ввиду отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В судебном заседании защитник ФИО1 – Курманина Л.Г. жалобу и дополнение к жалобе поддержала, просила отменить постановление.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике Карлинов А.Н. просил постановление оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Дополнительно пояснил, что сброс сточных вод на рельеф местности приводит к нарушению структуры почвы, смыву плодородного слоя почвы, заболачиванию, может привести к образованию оврагов.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы и материалы административного дела, приходит к следующему.
Статья 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за соблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в несоблюдении уполномоченными лицами экологических требований, в том числе при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, положениями ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ в собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам выездной проверки установлено, что основным видом деятельности общества является производство пластмассовых труб для устройства систем газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Поверхностные (дождевые и/или талые) сточные воды с производственной территории Общества организованно отводятся по специальным лоткам и собираются в дождеприемнике, Из дождеприемника накопленные сточные воды насосом перекачиваются в установку очистки дождевых сточных вод автозаправочных станций «Свирь-20у», где происходит очистка вод механическим и сорбционным способом. Далее очищенные сточные воды самотеком по трубопроводу поступают в накопительную емкость, расположенную за пределами производственной территории ООО «Чебоксарский трубный завод». Из накопительной емкости через переливную трубу очищенные сточные воды сбрасываются на рельеф местности, на земельном участке в кадастровом квартале №, в районе производственной базы Общества. Фактический объем поверхностных (дождевых и/или талых) сточных вод, отведенных обществом на рельеф местности, по данным статистической отчетности 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» за 2016 год составляет 1,72 тыс.куб.м.
В соответствии с утвержденным планом-графиком Обществом ведется лабораторный контроль за эффективностью работы установки по очистке дождевых сточных вод автозаправочных станций «СВИРЬ-20у».
На месте сброса поверхностных (дождевых и/или талых) сточных вод на рельефе местности образовалась канава (котлован), заполненная водой, шириной 1,5 м, длиной около 3,5 м и глубиной около 1,2 м от наружного края канавы и до конца углубления.
Процессуальных нарушений как при возбуждении административного дела, так и при его рассмотрении должностными лицами не допущено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесено законно и обоснованно.
Доводы жалобы несостоятельны, не являются основанием для отмены постановления.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого является охрана окружающей среды и природопользования.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Как следует из разъяснений Пленума ВАС Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), а в частности его п. 18, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Совершенное ФИО1 правонарушение не является малозначительным, так как несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей среды и природопользования.
При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для отмены обжалуемого ФИО1 постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, в связи с чем жалоба ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу ФИО1 об отмене постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей оставить без удовлетворения, а постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.
Судья А.В. Петрова
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2017 года.