Дело №2а-65/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2017 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием административного истца Норткатт <данные изъяты>,
переводчика Гуськовой Ю.И.,
при секретаре судебного заседания Третьяковой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края административное дело № 2а-65/2017 по административному исковому заявлению Норткатт <данные изъяты> к Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района о признании незаконным решения комиссии Администрации с. Ванавара от 02.03.2017 г. об отказе в оказании материальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
10.03. 2017 г. Норткатт <данные изъяты> обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района о признании незаконным решения комиссии Администрации с. Ванавара от 02.03.2017 г. об отказе в оказании материальной помощи.
В обоснование требований административный истец указал, что он Норткатт <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты>, с 2015 г. он проживал со своей семьей (детьми ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и женой ФИО5) в селе Ванавара по <адрес>. Указанная квартира принадлежала ему на праве собственности, что подтверждается государственной регистрацией права № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в жилом <адрес> произошел пожар, в результате которого, квартира, принадлежащая административному истцу, сгорела.
27.02.2017 г. Норткатт <данные изъяты> обратился с заявлением о выделении материальной помощи в администрацию села Ванавара, но получил отказ, так как, по мнению административного ответчика, в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций имеют только граждане Российской Федерации. Поскольку Норткатт <данные изъяты> и его семья являются гражданами Соединенных штатов Америки и на территории Российской Федерации проживают на основании Вида на жительство иностранного гражданина административному истцу в материальной помощи было отказано.
На основании Постановления Администрации села Ванавара от 19.06.2013 г. №82-п «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрации с. Ванавара» в пункте 2.1. указано, что единовременная материальная помощь оказывается гражданам и членам их семей, которым причинен материальный ущерб в результате пожара, чрезвычайной ситуации произошедшего в жилом доме (квартире), если гражданин (гражданин и члены его семьи) фактически проживали в указанном жилом помещении на момент пожара. Каким конкретно гражданам в этом документе не указано. В связи с чем, административный истец считает отказ ему в предоставлении материальной помощи незаконным.
В связи с изложенными выше доводами Норткатт <данные изъяты> просил суд: признать не законным решение комиссии Администрации с. Ванавара от 02.03.2017 г. об отказе Норткатт <данные изъяты> и его семье в предоставлении материальной помощи. Обязать Администрацию с. Ванавара включить Норткатт <данные изъяты> и членов его семьи жену - ФИО5, детей - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств резервного фонда.
В судебном заседании административный истец требования административного иска подтвердил и просил их удовлетворить.
Административный ответчик – Администрация с. Ванавара уведомлены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, извещены, в том числе путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном интернет-сайте Тунгусско-Чунского районного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав доводы административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В развитие указанной конституционной гарантии в статье 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Реализуя право на судебную защиту, установленное указанными выше нормами КАС РФ, Норткатт <данные изъяты> обжалует решение комиссии Администрации с. Ванавара от 02.03.2017 г. об отказе в оказании материальной помощи.
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами административного дела, Норткатт <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <данные изъяты> на основании договора купли-продажи жилой квартиры от ДД.ММ.ГГГГ приобретена в собственность жилая квартира, расположенная в Российской Федерации в <адрес>. В указанной квартире проживали совместно с административным истцом члены его семьи: жена - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дети- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанные выше лица находятся на территории Российской Федерации на законных основаниях, что подтверждается документально видом на жительство иностранного гражданина Норткатт Мэтью Эдвин решение № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия вида на жительство продлен по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО5 и ФИО4, решение № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия вида на жительство продлен по ДД.ММ.ГГГГ; ФИО3, решение № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия вида на жительство продлен по ДД.ММ.ГГГГ Административный истец и члены его семьи, как следует из указанных выше документов зарегистрированы в селе Ванавара по <адрес> в <адрес>.
Согласно справке Территориального подразделения ГПН (по ЭМР) ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю от 27.02.2017 г. № 63, подтверждается, что 25.02.2017 г. в двухэтажном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> произошел пожар. В результате пожара огнем полностью уничтожена <адрес>, а также полностью уничтожено находившееся в квартире имущество.
27.02.2017 г. Норткатт <данные изъяты> направил в Администрацию с. Ванавара заявление с просьбой оказать материальную помощь в связи с пожаром 25.02.2017 г. Огнем уничтожено все имущество.
Обращение административного истца в Администрацию с. Ванавара обусловлено тем, что в соответствии с Постановлением Администрации с. Ванавара от 19.06.2013 г. № 82-п утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда Администрации с. Ванавара (далее – Положение). Согласно п. 2.1. Положения единовременная материальная помощь оказывается гражданам и члена их семей, которым причинен материальный ущерб в результате пожара, чрезвычайной ситуации, произошедшего (ей) в жилом помещении (доме, квартире), если гражданин (гражданин и члены его семьи) фактически проживали в указанном жилом помещении на момент пожара.
Как следует из протокола заседания комиссии об оказании материальной помощи за счет средств резервного фонда Администрации с. Ванавара от 02.03.2017 г. по заявлению Норткатт <данные изъяты> об оказании материальной помощи в связи с пожаром 25.02.2017 г. принято решение отказать в выплате материальной помощи.
Этим же днем Администрация с. Ванавара направила Норткатт <данные изъяты> мотивированный отказ с ссылкой на ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ).
Указанный федеральный закон является специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула Федерального закона № 68-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ следует, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "г"); создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "д").
Из части 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ следует, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20 января 2016 г. № 18-АПГ15-35, следует, что из буквального толкования положений статей 11 и 18 данного федерального закона следует, что компенсации и социальные гарантии в случае возникновения чрезвычайных ситуаций предоставляются гражданам Российской Федерации. Наличие правового регулирования, предусмотренного статьей 18 Федерального закона № 68-ФЗ, свидетельствует по своей сути об изъятии федеральным законом иностранных граждан из принципа национального режима при осуществлении единовременных денежных выплат в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как видно из содержания статьи 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в которой воспроизводится конституционный принцип приравнивания иностранных граждан и лиц без гражданства к российским гражданам (часть 3 статьи 62 Конституции РФ), федеральный законодатель не исключает возможность изъятия федеральным законом иностранных граждан из принципа национального режима.
Таким образом, Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, объединяемых понятием "население Российской Федерации". Соответственно, на иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются те положения указанного Закона, в которых говорится о населении Российской Федерации. Если речь идет о гражданах Российской Федерации, данные нормы на иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяются.
Поэтому, несмотря на правовую неопределенность, содержащуюся в п.2.1. Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрации с. Ванавара, утвержденного Постановлением Администрации с. Ванавара от 19.06.2013 г. № 82-п, комиссия об оказании материальной помощи за счет средств резервного фонда Администрации с. Ванавара, по мнению суда, обоснованно отказала административному истцу в предоставлении материальной помощи.
Таким образом, оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд отказывает Норткатт <данные изъяты> в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Норткатт <данные изъяты> в удовлетворении административного искового заявления к Администрации села Ванавара Эвенкийского муниципального района о признании незаконным решения комиссии Администрации с. Ванавара от 02.03.2017 г. об отказе в оказании материальной помощи, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по административному делу
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда изготовлено с помощью технического средства – компьютера, подписано председательствующим по административному делу судьей 07.04.2017 года