ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Улан-Удэ 11 августа 2017 года
Верховный Суд Республики Бурятия в составе:
судьи Назимовой П.С., при секретаре Черепановой О.М., с участием прокурора Осиповой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мархаева В.М. к Избирательной комиссии Республики Бурятия об оспаривании постановления № 33/423-6 от 25 июля 2017 года «Об отказе Мархаеву В.М. в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Бурятия»,
установил:
постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 6 июня 2017 года № 2436-V «О назначении выборов Главы Республики Бурятия» на 10 сентября 2017 года назначены выборы Главы Республики Бурятия.
В Республике Бурятия государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами и законами Республики Бурятия, является Избирательная комиссия Республики Бурятия (пункт 1 статьи 5 Закона Республики Бурятия от 25 апреля 2003 года № 287-III «Об избирательной комиссии Республики Бурятия»).
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 25 июля 2017 года № 33/423-6 Мархаеву В.М., выдвинутому кандидатом на должность Главы Республики Бурятия избирательным объединением - политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации», отказано в регистрации в качестве кандидата на указанную должность в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избранных на муниципальных выборах глав и депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия.
Оспаривая правомерность отказа в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Бурятия, Мархаев В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнения требований, просил отменить решение Избирательной комиссии Республики Бурятия от 25 июля 2017 года № 33/423-6; признать недостоверными и незачтёнными листы в поддержку кандидата ФИО1., подписанные депутатами Советов депутатов муниципальных образований «<...>», «<...>», «<...>» Республики Бурятия - ФИО2., ФИО3. и ФИО4.; признать подписи указанных депутатов зачтёнными кандидату Мархаеву В.М.; обязать Избирательную комиссию Республики Бурятия зарегистрировать Мархаева В.М. кандидатом на должность Главы Республики Бурятия. Заявление мотивировано нарушением принципа участия в выборах на основе равного избирательного права, предусмотренного статьёй 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В обоснование требований Мархаев В.М. ссылался на следующие обстоятельства. До начала сбора подписей депутатов в поддержку выдвижения кандидатом на должность Главы Республики Бурятия заявитель заручился устной поддержкой его выдвижения от 52 депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и от 323 депутатов представительных органов сельских поселений из всех 23 городских округов и муниципальных районов республики. Однако в девяти муниципальных районах депутатов районных Советов и глав этих районов путём административного нажима, угроз либо введения в заблуждение заставили поставить свои подписи в листах поддержки за других кандидатов - ФИО1. (временно исполняющего обязанности Главы Республики Бурятия), ФИО5. и ФИО6., для которых в течение двух дней было собрано около 100 % подписей депутатов представительных органов и глав этих муниципальных районов. Ещё порядка 100 % подписей депутатов представительных органов и глав районов собрано кандидатом ФИО1. в оставшихся 14 муниципальных районах и городских округах республики. Данным кандидатом намеренно создана ситуация, когда остальным кандидатам оставалась лишь возможность сбора подписей депутатов и глав из 14 муниципальных районов и городских округов при требуемых 18. Кроме того, кандидатом ФИО1. собрано более 1600 подписей депутатов, что в 5 раз превышает максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидата. Такие действия предприняты не в целях получения муниципальной поддержки, а для устранения конкурентов на предстоящих выборах и получения преимущества в избирательном процессе. Избирательная комиссия Республики Бурятия, зная о сложившейся ситуации, не дала правовой оценки незаконным действиям кандидата ФИО1.
Административный истец Мархаев В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещён.
Представители Мархаева В.М. по доверенности Фёдоров С.В. и Дёмин А.Ю. административный иск поддержали, просили удовлетворить заявленные требования в полном объёме. Пояснили, что отказ Мархаеву В.М. в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Бурятия является следствием неправомерных действий кандидата ФИО1., который при сборе подписей в поддержку своего выдвижения использовал должностное и служебное положение. В нарушение пункта 1 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» временно исполняющий обязанности Главы Республики Бурятия ФИО1. приступил к сбору подписей депутатов в поддержку своего выдвижения, находясь на рабочем месте. Кроме того, на момент принятия оспариваемого постановления имелись неразрешённые и неустранимые сомнения в правильности составления и заполнения листов в поддержку кандидата ФИО1., подписанных депутатами Советов депутатов <...>, <...>, <...> районов, так как в этих листах отсутствует точное наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является подписавшееся лицо (не указано наименование субъекта Российской Федерации «Республика Бурятия»). Фамилия, имя и отчество депутата, поддержавшего кандидата, внесены в подписные листы машинописным способом. Подписные листы не содержат сведений о заказчике их изготовления, об исполнителе, об источнике средств, за счёт которых они были изготовлены. Избирательная комиссия должна была признать такие листы недостоверными и засчитать спорные подписи депутатов в пользу Мархаева В.М. В результате данных нарушений ущемлено избирательное право заявителя.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Республики Бурятия Акчурин А.Р., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято в рамках компетенции избирательной комиссии и соответствует требованиям закона. Пояснил, что количество достоверных подписей в поддержку кандидата Мархаева В.М. составило 221, в том числе подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов – 29, общее количество муниципальных районов и городских округов, в которых этот кандидат поддержан депутатами представительных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов, составило 15. При этом не были засчитаны 3 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов – ФИО2., ФИО3. и ФИО4., которые ранее уже поддержали выдвижение кандидата ФИО1., так как при оценке подписей одного лица, проставленных в поддержку двух и более кандидатов, значение имеет хронологический порядок их совершения. В связи с недостаточным количеством достоверных подписей избранных на муниципальных выборах глав и депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Мархаеву В.М. правомерно было отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Бурятия. Доводы административного истца и его представителей о неправомерных действиях кандидата ФИО1. объективно ничем не подтверждаются и не влияют на законность оспариваемого постановления, равно как и утверждение о нарушении формы и содержания представленных этим кандидатом листов поддержки своего выдвижения.
Прокурор Осипова А.М. полагала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Мархаевым В.М. требований.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
По смыслу статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии перечисленных в Законе документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 26 Закона Республики Бурятия от 27 июня 2012 года № 2740-IV «О выборах Главы Республики Бурятия» в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Бурятия. Число таких подписей должно составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Бурятия, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Республики Бурятия (пункт 1).
В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 7 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Бурятия, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия (пункт 2 статьи 26 названного регионального Закона).
Согласно пункту 5 статьи 26 этого же Закона кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трёх четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Республики Бурятия.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия от 8 июня 2017 года №16/268-6 «О числе лиц (в абсолютном выражении), подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения на должность Главы Республики Бурятия, а также числе муниципальных районов и городских округов (в абсолютном выражении) в Республике Бурятия, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата на должность Главы Республики Бурятия» определено:
- в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Республики Бурятия должно быть собрано 216 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Республики Бурятия;
- в числе представленных подписей должно быть 30 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия;
- кандидат на должность Главы Республики Бурятия должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов и городских округов не менее чем в 18 муниципальных районах и городских округах, находящихся на территории Республики Бурятия;
- число представленных подписей может превышать установленное число подписей не более чем на 10 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований;
- число представленных подписей может превышать установленное число подписей не более чем на две подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия.
Как видно из материалов дела, кандидатом на должность Главы Республики Бурятия Мархаевым В.М. в избирательную комиссию было представлено всего 226 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Республики Бурятия, включая 32 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов.
В результате проверки листов поддержки кандидата 2 подписи депутатов Совета депутатов МО СП «<...>» МО «<...>» Республики Бурятия ФИО7. и ФИО8. признаны недостоверными, поскольку указанные лица утратили статус депутата до момента проставления своих подписей в листах поддержки кандидата Мархаева В.М. Данное обстоятельство подтверждается решением главы МО СП «<...>» от 21 апреля 2017 года № 79 «Об отставке депутатов Совета депутатов муниципального образования сельское поселение «<...>» и заявителем не оспаривается.
Согласно пункту 20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
В соответствии с частями 7, 12 статьи 26 Закона Республики Бурятия «О выборах Главы Республики Бурятия» депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением. Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается.
Судом установлено, что в результате проверки, проведённой избирательной комиссией, 3 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов Республики Бурятия правомерно не были зачтены в поддержку кандидата Мархаева В.М., поскольку те же депутаты ранее проставили свои подписи в листах поддержки выдвижения другого кандидата на должность Главы Республики Бурятия.
Так, из представленных в дело листов поддержки кандидата видно, что депутат Совета депутатов МО «<...>» ФИО2. поддержал выдвижение кандидата ФИО1. 13 июня 2017 года, кандидата Мархаева В.М. - 05 июля 2017 года.
Депутат Совета депутатов МО «<...>» ФИО3. поддержал выдвижение кандидата ФИО1. 13 июня 2017 года, кандидата Мархаева В.М. - 16 июня 2017 года.
Депутат Совета депутатов МО «<...>» ФИО4. поддержал выдвижение кандидата ФИО1. 13 июня 2017 года, кандидата Мархаева В.М. - 15 июня 2017 года.
Таким образом, общее количество достоверных подписей в поддержку кандидата Мархаева В.М. составило 221, в том числе подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов – 29, при требуемых 30; общее количество муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия, в которых этот кандидат поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов составило 15, при требуемых 18.
В силу подпункта «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Поскольку Мархаевым В.М. в Избирательную комиссию Республики Бурятия было представлено недостаточное количество подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия, которое в силу закона необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Главы Республики Бурятия, отказ Избирательной комиссии Республики Бурятия в регистрации заявителя кандидатом на указанную должность соответствует требованиям закона.
Правовых оснований для отмены оспариваемого постановления от 25 июля 2017 года № 33/423-6 суд не находит.
Требования Мархаева В.М. о признании недостоверными и незачтёнными трёх листов в поддержку кандидата ФИО1., подписанных депутатами ФИО2., ФИО3. и ФИО4., и о признании подписей этих депутатов зачтёнными кандидату Мархаеву В.М. удовлетворению не подлежат, поскольку такой способ защиты права не предусмотрен избирательным законодательством и положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административным истцом не представлено допустимых доказательств того, что кандидатом ФИО1, временно исполняющим обязанности Главы Республики Бурятия, оказывалось административное давление на депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, в том числе на депутатов ФИО2., ФИО3. и ФИО4.
Причины, по которым заявителю не удалось собрать нужное количество подписей в свою поддержку, не имеют правового значения, поскольку федеральный закон не обязывает депутатов обосновывать свое решение об отказе в поддержке кандидата на выборах должностного лица субъекта Российской Федерации.
Из заключения о результатах рассмотрения обращения от 20 июля 2017 года, принятого прокурором Тарбагатайского района Республики Бурятия, следует, что депутат ФИО4 в своих объяснениях подтвердил факт добровольной поддержки кандидата ФИО1. и отрицал оказание на него какого-либо давления со стороны главы района и иных лиц.
Из протокола опроса депутата ФИО3. от 16 июня 2017 года, проведённого адвокатом ФИО9., не следует, что проставление им подписи в пользу кандидата ФИО1. было обусловлено реальным восприятием каких-либо угроз со стороны третьих лиц. Более того, данный протокол опроса является недопустимым доказательством, поскольку депутат ФИО3. в судебное заседание для дачи показаний не вызывался, соответствующего ходатайства со стороны административного истца не заявлялось.
Поскольку достоверность надлежаще оформленных подписей депутатов в поддержку выдвижения обоих кандидатов у избирательной комиссии сомнений не вызвала, необходимость опроса поставивших их лиц у административного ответчика отсутствовала.
При рассмотрении настоящего дела в полномочия суда не входит проверка законности решения Избирательной комиссии Республики Бурятия по регистрации ФИО1. кандидатом на должность Главы Республики Бурятия и оценка представленных им документов, в том числе листов поддержки кандидата, подписанных депутатами ФИО2., ФИО3. и ФИО4.
Доводы истца о неточном указании в спорных листах поддержки кандидата ФИО1 наименования представительного органа муниципального образования, депутатом которого является подписавшееся лицо, и о недостатках оформления этих листов, подлежат отклонению и по тому основанию, что они основаны на неправильном применении закона.
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что поддержка кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования и (или) избранного на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата. Списки указанных лиц, поддержавших кандидатов, публикуются в региональных государственных периодических печатных изданиях или размещаются на сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, данные о депутатах и главах муниципальных образований, содержащиеся в листах поддержки, позволяют с достоверностью идентифицировать этих лиц.
В связи с этим, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не предусматривает в качестве основания для признания подписи недостоверной неполноту сведений, содержащихся в листах поддержки, а также недостатки, связанные с оформлением листа поддержки.
Сведений о том, что временно исполняющим обязанности Главы Республики Бурятия ФИО1 совершены действия по использованию преимуществ должностного или служебного положения, перечисленные в пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2012 года № 67-ФЗ, материалы дела не содержат. Проверка правомерности действий данного должностного лица не является предметом настоящего судебного разбирательства. При этом требование о предельном количестве подписей депутатов, представленных ФИО1 для регистрации кандидатом, соблюдено.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление избирательной комиссии об отказе в регистрации Мархаеву В.М. в качестве кандидата на должность Главы Республики Бурятия принято в соответствии с требованиями закона, принцип равенства кандидатов не нарушен.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у Избирательной комиссии Республики Бурятия отсутствовали правовые основания для регистрации Мархаева В.М. кандидатом на должность Главы Республики Бурятия, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
оставить без удовлетворения административное исковое заявление Мархаева В.М. к Избирательной комиссии Республики Бурятия об оспаривании постановления № 33/423-6 от 25 июля 2017 года «Об отказе Мархаеву В.М. в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Бурятия».
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: П.С. Назимова