№ 2а-6872/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2016 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кисель М.П.,
при секретаре Шелепиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в гор. Калининграде (межрайонное) к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование,
У С Т А Н О В И Л:
УПФР в городе Калининграде (межрайонное) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что < Дата > ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, но не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В связи, с несвоевременным исполнением административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов образовалась задолженность за 2014 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии (ОПС на СЧ) – < ИЗЪЯТО >., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) – < ИЗЪЯТО >., а также начисленной за 2011-2014 г. пени (за период с < Дата >. по < Дата >.): на страховые взносы на ОПС на СЧ пенсии – < ИЗЪЯТО >., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии (ОПС на НЧ) – < ИЗЪЯТО >, на страховые взносы в ФФОМС – < ИЗЪЯТО >., а всего < ИЗЪЯТО >., которую на основании норм материального права, и порядке определённом процессуальным законом административный истец просил взыскать в свою пользу с административного ответчика.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу положений ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны истца.
ФИО1 с требованиями не согласился в полном объеме, указав, что в 2014 г. утратил статус индивидуального предпринимателя, на протяжении с 2012 по 2014 г. предпринимательская деятельность не осуществлялась, доходы отсутствовали. В настоящее время не имеет фактической возможности оплачивать задолженность. Кроме того просил учесть, что является военным пенсионером, и медицинское обслуживание получает в < ИЗЪЯТО > что освобождает его от необходимости оплачивать взносы в фонд обязательного медицинского страхования.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1 ст. 5 названного закона индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (п. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ).
Как следует из п. 1 ст. 14 указанного закона индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в порядке, установленном п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, а тарифы страховых взносов установлены п. 2 ст. 12 приведенного норматива.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисленными за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взносов.
Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что ФИО1 поставлен на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя < Дата >, и прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя < Дата > ОРНИП №.
В следствие, ненадлежащего исполнения возложенной на ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов, образовалась задолженность за 2014 год по страховым взносам на ОПС на СЧ пенсии – < ИЗЪЯТО >., в ФФ ОМС – < ИЗЪЯТО >., а также была начислена пеня за 2011-2014 годы (за период с < Дата >. по < Дата >.): на страховые взносы на ОПС на СЧ пенсии – < ИЗЪЯТО >., на страховые взносы на ОПС на НЧ пенсии – < ИЗЪЯТО >, на страховые взносы в ФФОМС – < ИЗЪЯТО >.
< Дата > в адрес ФИО1 направлено требование № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до < Дата > Однако в установленный срок ФИО1 задолженность не оплатил, в связи с чем, < Дата > по заявлению УПФР в городе Калининграде (межрайонное) мировым судьей 6-го судебного участка Центрального района г. Калининграда вынесен судебный приказ, который был отменен по заявлению ФИО1 < Дата >
До настоящего времени задолженность не оплачена, доказательств обратного суду не представлено.
Представленный административным истцом расчет сумм обязательных платежей и санкций, подлежащих взысканию с административного ответчика, судом проверен, обоснован, ответчиком не оспорен, в связи с чем, может быть положен в основу решения суда.
Суд критически относится к доводам административного ответчика в части отсутствия оснований ко взысканию задолженности, по оплате в ФФОМС, ввиду обслуживания административного ответчика в ведомственной медицинской организации МО РФ.
Изложенный вывод суда обусловлен содержанием определения Конституционного суда № 1116-О от 29.05.2014 г. разъясняющего, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1). Приведенные положения создают конституционные основы финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно. Одной из конституционных гарантий такой помощи является обязательное медицинское страхование.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы (пункт 2 статьи 10, пункт 2 части 1 статьи 11, часть 1 статьи 16 и пункт 2 части 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе индивидуальным предпринимателям, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов.
В соответствии с сохраняющей свою силу правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации при проверке соответствия Конституции Российской Федерации законоположений, предусматривающих обязательную уплату индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, главами крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатами страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, положение статьи 6 (часть 2) Конституции Российской Федерации о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает равными правами и несет равные обязанности, применительно к медицинскому страхованию означает не только равные права на получение бесплатной медицинской помощи, но и равные обязанности в несении бремени по образованию фондов обязательного медицинского страхования. Поскольку индивидуальные предприниматели, как самозанятые граждане, осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности, на государстве не лежит обязанность уплачивать за них страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Освобождение же указанных граждан от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании этих фондов на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации) (Постановление от 23 декабря 1999 года N 18-П).
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, являясь обязательными, обладают (как это закреплено в пункте 6 статьи 3 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") обезличенным характером, и, хотя их целевым назначением является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения, суммы взносов перечисляются на страховое обеспечение неопределенного круга застрахованных лиц.
Сохранение же за отдельными категориями граждан, уволенных с военной службы, права на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях, а также в некоторых случаях в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и учреждением здравоохранения (пункты 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения с военной службы, правового статуса военнослужащих, а также продолжительности военной службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, в частности предпринимательской, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.
Кроме того, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, включая право на обращение в арбитражный суд, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
С учетом приведенных норм и положений, учитывая наличие у ФИО1 непогашенной задолженности по уплате обязательных платежей и санкций, суд полагает возможным требования УПФР в городе Калининграде (межрайонное) удовлетворить в полном объеме.
Частью 1 статьи 114 Кодекса административного Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, с учетом обоснованно взысканной судом суммы в размере < ИЗЪЯТО >., составит < ИЗЪЯТО >. < ИЗЪЯТО >
На основании изложенного и руководствуясь ст. 174, 175-180, 227, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в гор. Калининграде (межрайонное) – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение в гор. Калининграде (межрайонное) сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии – < ИЗЪЯТО >., пеню начисленную на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии < ИЗЪЯТО >, пеню начисленную на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии < ИЗЪЯТО >., сумму недоимки на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС < ИЗЪЯТО >., пени на страховые взносы в ФФОМС < ИЗЪЯТО >., а всего взыскать < ИЗЪЯТО >.
Взыскать с ФИО1 в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере < ИЗЪЯТО >.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 декабря 2016 года.
СУДЬЯ: