Дело №а-466/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2017 года г. Новосибирск
Советский районный суд города Новосибирска в составе
председательствующего судьи Толстик Н.В.
при секретаре Певцовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции по Новосибирской области к Некоммерческому фонду правовой поддержки о ликвидации некоммерческой организации,
у с т а н о в и л:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с иском к Некоммерческому фонду правовой поддержки о ликвидации некоммерческой организации.
Административный иск обоснован следующим. 08.12.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о Некоммерческом фонде правовой поддержки за основным государственным регистрационным номером №. В нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административный ответчик не представил в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области отчет о своей деятельности за 2014-2015 годы, за что 10.02.2016 и 13.05.2016 ему вынесены предупреждения об устранении организацией имеющихся нарушений в сроки до 21.03.2016 и 27.06.2016 соответственно. Несмотря на предупреждение о необходимости предоставления документов, содержащих отчет о своей деятельности, необходимую информацию за 2014-2015 годы организация в Главное управление не представила, чем продолжила грубо нарушать действующее законодательство. В порядке пункта 10 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ административный истец обратился в суд с настоящим административным иском о ликвидации некоммерческой организации.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Некоммерческого фонда правовой поддержки в судебное заседание не явился, судебное извещение, направленное по юридическому адресу данной организации, возвращено в суд за истечением срока хранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В силу пункта 68 указанного Постановления Пленума статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, суд полагает возможным признать ответчика извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица ИФНС России №13 по г. Новосибирску в судебное заседание не явился, был извещен, о причинах неявки не сообщил.
Руководствуясь положениями пункта 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные на рассмотрение суда материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 стати 262 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
В силу пункта 3 статьи 32 названного Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.
Согласно положениям пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212 представление в уполномоченный орган (его территориальный орган) документов, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
По смыслу пункта 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313.
Из материалов дела следует, что Некоммерческий фонд правовой поддержки зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 08.12.2014, №
Согласно уставу, место нахождения фонда: <адрес>
В соответствии с пунктом 1.1 Устава ответчика, Некоммерческим фондом правовой поддержки признается некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная юридическим лицом на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные специальные, общественно полезные цели в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение задач, предусмотренных уставом.
За не предоставление отчета о деятельности Организации за 2014-2015 годы, Главным управлением 10.02.2016 вынесено предупреждение об устранении организацией имеющихся нарушений в срок до 21.03.2016 (л.д.26-27).
Поскольку данное требование не было исполнено ответчиком, 13.05.2016 Главным управлением было вынесено предупреждение об устранении организацией имеющихся нарушений в срок до 27.06.2016 (л.д.22-23).
Несмотря на неоднократные предупреждения о необходимости предоставления документов, содержащих отчет о своей деятельности, необходимую информацию за период 2014-2015 Организация в Главное управление не представила, тем самым Организация неоднократно нарушила положения пункта 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
На момент обращения Главного управления Министерства юстиции РФ по НСО с административным иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд учитывает, что представителем Фонда не представлено доказательств, подтверждающих, что в период с 08.12.2014 Некоммерческий фонд осуществляет деятельность, соответствующую его уставным целям.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы административного истца о нарушении административным ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", нашли подтверждение при рассмотрении дела, административным ответчиком оспорены и опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер на протяжении всего периода с момента создания организации, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Главным управлением Министерства юстиции РФ требований о ликвидации некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно статье 21 Федерального закона "О некоммерческих организациях" ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
По смыслу Закона, исключение юридических лиц из государственного реестра предусматривает собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
На основании изложенного исковые требования в части исключения сведений о Некоммерческом фонде правовой поддержки из Единого государственного реестра юридических лиц также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 262-265 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2017 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░