Дело № 3-60/12 03 мая 2012 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Тимуш А.В.
при секретаре Аскиркиной Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сергеева Д.В. об обжаловании решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Сергеев Д.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии №129-3 от 04 декабря 2011 года «О разъяснении порядка использования избирательных бюллетеней на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва», на основании которого территориальным избирательным комиссиям в Санкт-Петербурге выданы дополнительное количество избирательных бюллетеней для выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; согласована территориальным и участковым избирательным комиссиям выдача бюллетеней с защитной сеткой светло-коричневого цвета без нанесенных специальных знаков (марок), полученных в соответствии с пунктом 1 указанного решения; установлено, что бюллетени с защитной сеткой светло-коричневого цвета без нанесенных специальных знаков (марок) являются бюллетенями установленной формы при наличии печати и двух подписей членов участковых избирательных комиссий; территориальные избирательные комиссии №№ 3,4,5,7,11,18,22,25,28 обязаны незамедлительно довести решение до участковых избирательных комиссий, получивших бюллетени с защитной сеткой светло-коричневого цвета.
В обоснование требований заявитель указал на нарушение Санкт-Петербургской избирательной комиссией норм п.п.4, 11, 13, 14 ст.63 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.п.4, 7, 9, 10 ст.48 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», а именно – неправомерное установление Санкт-Петербургской избирательной комиссией новой формы для дополнительного тиража бюллетеней (другой цвет, меньшее количество степеней защиты, отсутствие специальных марок, данных о тираже), нарушение сроков утверждения формы бюллетеней, принятие решения выдать нижестоящим избирательным комиссиям дополнительное количество избирательных бюллетеней непосредственно в день выборов, нарушение порядка принятия решения о передаче бюллетеней членам комиссии, уничтожении бюллетеней. Заявитель сослался на то, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва ему не удалось осуществить свое избирательное право, поскольку ему был выдан бюллетень из дополнительного тиража, не соответствующий ранее установленной форме, в связи с чем заявитель, при отсутствии подтверждения членов избирательной комиссии о законности бюллетеня, посчитал невозможным использовать бюллетень для голосования, и оставил у себя в качестве вещественного доказательства для последующего обращения с жалобой.
Впоследствии заявитель дополнил основания, по которым полагает оспариваемое решение незаконным (л.д.27, 92, 117-126), указав, что решение противоречит решениям Санкт-Петербургской избирательной комиссии №116-2 от 18 октября 2011г., №111-3 от 04 октября 2011г., №118-1 от 24 октября 2011г., п.6.2 регламента Санкт-Петербургской избирательной комиссии, а также не соответствует п.3 ст.48 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» и п.3 ст.63 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части сроков утверждения порядка изготовления и использования специальных знаков (марок).
Заявитель Сергеев Д.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии Тетердинко А.П. в судебное заседание явился, против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на то, что в день голосования у нескольких участковых избирательных комиссий закончились бюллетени для голосования, при этом резерв бюллетеней, в соответствии с п.9 ст.48 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», в ряде территориальных избирательных комиссий не был сформирован, в связи с чем с целью обеспечения реализации избирательных прав граждан и в соответствии с п.3 ст.20, п.10 ст.23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла обжалуемое решение.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшей заявление Сергеева Д.В. не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Сергеева Д.В. по следующим основаниям.
На основании статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и в соответствии со ст.48 Закона Санкт-Петербурга от 15 июня 2005 года № 252-35 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (далее – Закон Сакт-Петербурга) для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень; бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Пунктом 3 статьи 48 Закона Санкт-Петербурга в соответствии с п.3 ст.63 Федерального закона установлено, что в целях защиты бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и(или) защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). В случае принятия Санкт-Петербургской избирательной комиссией решения об использовании в целях защиты бюллетеней от подделки специальных знаков (марок), порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются Санкт-Петербургской избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
В соответствии с пунктом 4 ст.63 Федерального закона и пунктом 4 ст.48 Закона Санкт-Петербурга форма бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются Санкт-Петербургской избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Текст бюллетеней по каждой части территории Санкт-Петербурга и число бюллетеней для проведения выборов по единому избирательному округу утверждаются Санкт-Петербургской избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
В силу п.11 ст.63 Федерального закона и п.7 ст.48 Закона Санкт-Петербурга изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, разместившая заказ на изготовление бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте.
На основании п.13 ст.63 Федерального закона и п.9 ст.48 Закона Санкт-Петербурга передача бюллетеней участковым избирательным комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования. По каждому избирательному участку количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей на соответствующем избирательном участке на день передачи бюллетеней. При передаче бюллетеней участковым избирательным комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами избирательной комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.
Как следует из представленных суду документов, до дня голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва соответствующие решения Санкт-Петербургской избирательной комиссией были приняты. Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 04 октября 2011 года № 111-3 утвержден порядок изготовления и использования специальных знаков (марок) для избирательных бюллетеней на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва (л.д.37-43). Решением от 18 октября 2011 года № 116-2 утвержден порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования, а также осуществления контроля за их изготовлением и доставкой (л.д.44-54). Решением от 24 октября 2011 года № 118-1 утверждены форма и тексты избирательных бюллетеней для голосования, количество избирательных бюллетеней для голосования по единому избирательному округу по частям территорий №№ 1-53 (л.д.55-85)
Оспариваемое заявителем решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 04 декабря 2011 года № 129-3 принято в день выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва, в связи с тем, что на некоторых избирательных участках закончились бюллетени для голосования; решение предписывает выдачу дополнительного количества избирательных бюллетеней определенным избирательным комиссиям, устанавливает, что эти бюллетени с защитной сеткой без нанесенных специальных знаков являются бюллетенями установленной формы при наличии печати и двух подписей членов участковых избирательных комиссий.
В соответствии с п.11 ст.20 Федерального закона решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
Избирательное законодательство не устанавливает правового регулирования действий соответствующей избирательной комиссии в ситуации, когда в силу технических причин, в том числе из-за неправильного распределения нижестоящими территориальными избирательными комиссиями бюллетеней между участковыми избирательными комиссиями, в течение дня голосования на участках оказывается недостаточное количество бюллетеней для возможности осуществления гражданами своего активного избирательного права.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ на Санкт-Петербургскую избирательную комиссию возложена обязанность обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации.
В соответствии ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу преамбулы Федерального закона государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
Учитывая указанные положения законодательства, Санкт-Петербургская избирательная комиссия обязана была принять меры по обеспечению возможности реализации явившимся на избирательные участки гражданам конституционного права принять участие в голосовании и обеспечить учет волеизъявления каждого избирателя при установлении итогов голосования и определении результатов выборов.
Принимая во внимание, что передача бюллетеней от других участковых избирательных комиссий в день голосования была невозможна в силу п.12 ст.48 Закона Санкт-Петербурга и п.16 ст.63 Федерального закона, поскольку на лицевой стороне всех полученных УИК бюллетеней проставляются подписи двух членов УИК, которые заверяются печатью соответствующей УИК, следует признать, что решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии о передаче избирательным комиссиям в Санкт-Петербурге дополнительного количества бюллетеней для выдачи их избирателям на тех избирательных участках, где закончились бюллетени, не противоречит избирательному законодательству и направлено на защиту избирательных прав граждан в условиях исключительности и чрезвычайности сложившейся ситуации.
Нарушение Санкт-Петербургской избирательной комиссией установленных федеральным законодательством и законом Санкт-Петербурга сроков утверждения формы бюллетеней, передачи бюллетеней нижестоящим избирательным комиссиям не может служить основанием для отмены указанного решения, поскольку вопрос об обеспечении избирательных комиссий недостающими бюллетенями для голосования в случае обнаружения недостатка таких бюллетеней непосредственно в ходе голосования действующим законодательством не урегулирован.
С учетом изложенного не могут служить основанием для отмены правомерного по существу решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии и доводы Сергеева Д.В. об отсутствии на бюллетенях дополнительного тиража специальных марок и, соответственно, их меньшей степени защиты, несоответствии формы бюллетеней дополнительного тиража ранее установленной форме.
При этом суд принимает во внимание, что утверждение формы бюллетеней, а также порядка осуществления контроля за изготовлением бюллетеней, обеспечение изготовления бюллетеней и обеспечение ими нижестоящие избирательные комиссии отнесено пунктом 4 ст.63 Федерального закона и пунктом 4 статьи 48 Закона Санкт-Петербурга к компетенции Санкт-Петербургской избирательной комиссии. Как следует из оспариваемого решения и представленного заявителем бюллетеня, выданного ему на избирательном участке, Санкт-Петербургской избирательной комиссией приняты необходимые меры в целях защиты бюллетеней от подделки, поскольку согласована выдача бюллетеней, изготовленных с нанесенной типографским способом защитной сеткой, предусмотренной п.3 ст.63 Федерального закона; предусмотрено обязательное проставление на бюллетенях печати и двух подписей членов участковой избирательной комиссии. Следует также учитывать пояснения представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии о том, что изготовление в день голосования дополнительно бюллетеней по ранее установленной форме не позволяло обеспечить выдачу избирателям на участках недостающих бюллетеней в кратчайшие сроки до окончания времени голосования.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение не предусматривает оповещение всех установленных законом лиц и предоставление возможности им присутствовать при передаче дополнительной партии избирательных бюллетеней, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, которым согласована выдача дополнительных бюллетеней и разъяснен порядок их использования; вопросы законности действий Санкт-Петербургской избирательной комиссии при реализации указанного решения, не относятся к предмету настоящего спора.
Позиция заявителя о незаконности решения, как противоречащего пункту 6.2 Регламента Санкт-Петербургской избирательной комиссии, в соответствии с которым проекты решений Комиссии не должны противоречить изданным ранее решениям Комиссии или дублировать их, если при этом не изменяется или не отменяется ранее принятое решение Комиссии, проект, содержащий положения об отмене решений Комиссии, должен содержать нормы о признании утратившими силу таких решений Комиссии и (или) отдельных их положений, также не может быть принята судом, поскольку оспариваемое решение разрешает вопросы использования бюллетеней дополнительного, а не основного тиража, изданного и выданного избирательным комиссиям в соответствии с ранее принятыми решениями.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение было принято после 20 часов, т.е. после истечения времени окончания голосования, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются показаниями допрошенного судом по ходатайству заявителя свидетеля В., а также свидетеля С. Следует также учитывать, что бюллетени дополнительного тиража были доставлены на избирательные участки до окончания времени голосования, что подтверждается и самим заявителем; выданный заявителю бюллетень соответствовал форме, утвержденной оспариваемым решением.
Оценивая доводы заявителя, суд также принимает во внимание, что оспариваемым решением не нарушены избирательные права заявителя, поскольку оно направлено на обеспечение гражданам, которым не были предоставлены бюллетени формы, утвержденной решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 24.10.2011 года № 118-1, в том числе заявителю, возможности реализовать свое активное избирательное право; получив бюллетень, заявитель мог принять участие в голосовании, оспариваемое решение обеспечивало возможность учета его волеизъявления при определении итогов голосования и результатов выборов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Сергеева Д.В. о признании незаконным и отмене Решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии № 129-3 от 04 декабря 2011 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Санкт-Петербургского
городского суда Е.А. Витушкина