№
Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 23 января 2017 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> о признании участником боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения «<данные изъяты>»
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФСБ России по <адрес> о признании участником боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, мотивируя свои требования следующим.
В июне 1995 года истец был направлен Ленинским РВК <адрес> для выполнения задач по защите конституционных прав граждан в зоне чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах по контракту в Республику Таджикистан в/ч 2033.
Приказом командира в/ч 2033, а также приказом начальника ФПС России установлено, что истец выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в зоне чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах в периоды боевых действий в <адрес>, что подтверждается архивной справкой ЦПА ФСБ России. Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются отметками в военном билете с указанием должности и периода, отметкой о выполнении задач в условиях боевых действий.
На обращение истца в УФСБ России по <адрес> о выдаче ему удостоверения участника боевых действий, истцу было отказано по причине отсутствия данных о выполнении им задач в зоне чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах.
Просит признать его участников боевых действий, возложить обязанность на УФСБ России по <адрес> выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика УФСБ России по <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Суду в обоснование возражений указала, что фактическое участие ФИО1 в боевых действиях на территории Республики Таджикистан в июле 1995 года не нашло своего документального подтверждения. Следовательно, у УФСБ России по <адрес> в 2014 году отсутствовали правовые основания для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. После ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий не обращался. Вместе с тем, в качестве подтверждающих документов, истцом была представлена архивная справка ФГКУ «Центральный пограничный архив ФСБ Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №/М-10660 и копия военного билета, имеющая запись о защите прав граждан, однако, в этих документах отсутствуют сведения об участии ФИО1 в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддерживанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан. Более того, запись в военном билете ФИО1 не заверена подписью уполномоченного должностного лица, что также ставит под сомнение участие его в выполнении вышеуказанных задач. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные суду доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из военного билета серии НЗ №, выданного ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ истец зачислен на контрактную службу разведчиком в в/ч 2033, уволен в запас ВС ДД.ММ.ГГГГ по ст. 59 «е» за невыполнение им условий контракта.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФСБ по <адрес> из военного комиссариата <адрес> поступило обращение ФИО1 о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
Письмом за № М-899 от октября 2014 года ответчиком истцу было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по причине отсутствия документального подтверждения непосредственного участия истца в боевых действиях в <адрес>.
Пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» относит к ветеранам боевых действий военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В силу части 3 названной статьи перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону.
На момент обращения ФИО1 в УФСБ по <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, раздел III приложения к Федеральному закону «О ветеранах» включал в указанный перечень «Боевые действия в <адрес>: сентябрь-ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года».
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об удостоверении ветерана боевых действий» была утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий» (далее – Инструкция).
В силу пункта 3 указанного Постановления, выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется, в том числе лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 Федерального закона "О ветеранах", кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Пунктами 1 и 2 Инструкции установлено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Для принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений в органах безопасности приказом руководителя, начальника органа безопасности на постоянной основе создается комиссия по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений (далее - комиссия). В состав комиссии, как правило, включаются представители финансовых, юридических, медицинских, пенсионных подразделений и подразделений кадров (пункт 3 Инструкции).
Удостоверения оформляются и выдаются на основании заявлений лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, и при наличии подтверждающих документов (пункт 4 Инструкции).
К подтверждающим документам относятся: для остальных лиц, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, - документы, определенные Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 69 (подпункт «в» пункта 5 инструкции).
По итогам рассмотрения поступивших документов комиссия готовит мотивированное заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (далее - заключение) по форме, приведенной в приложении к настоящей Инструкции, которое утверждает руководитель, начальник органа безопасности (пункт 7 Инструкции).
К числу подтверждающих документов пункт 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", относит справки архивных учреждений и иные документы, подтверждающие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III); кроме того подтверждающими документами могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы и другие документы.
Исходя из положений приведенных выше норм (в редакции на момент обращения истца с заявлением о выдаче ему удостоверения) следует, что для получения статуса ветерана боевых действий военнослужащим, уволенным в запас, обслуживавшим воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо было подтвердить как факт направления и нахождения на территории других государств в период ведения там боевых действий, так и факт участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Из представленных истцом документов, факт непосредственного участия истца в боевых действиях на территории Республики Таджикистан не подтвержден.
Так, согласно архивной справке за №/ТО/63/5-М-15312 от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральный пограничный архив федеральной службы безопасности Российской Федерации» приказом командира войсковой части 2033 № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что все военнослужащие части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ выполняли и выполняют задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в <адрес>.
Вместе с тем, указанная справка является не персонифицированной и не содержит сведений о личном участии ФИО1 в боевых действиях в период его пребывания в Республики Таджикистан с 15 по ДД.ММ.ГГГГ.
Из архивной справки №/М-15178 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава по контракту войсковой части 2033 <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части, уволен в запас ВС по ст. 59 «е» (за невыполнение им условий контракта). Другими запрашиваемыми сведениями в отношении ФИО1, архив не располагает.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ были внесены изменения в раздел III приложения к Федеральному закону «О ветеранах» и позиция «Боевые действия в <адрес>: сентябрь-ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года» была изложена с следующей редакции: «Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года»
Указанный Федеральный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец к ответчику с соответствующим заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон, не обращался.
Вместе с тем, представленные документы также не содержат сведений о фактическом выполнение истцом задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан.
Согласно архивной справке за № от ДД.ММ.ГГГГ личное дело ФИО1 на хранение в Центральный пограничный архив ФСБ России не поступало, в документальных материалах войсковой части 2033 за июль 1995 года сведений о фактическом выполнении им задач по охране конституционных прав, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте не имеется.
Запись в военном билете истца «выполнение задач по защите прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года» не подписана должностным лицом.
То обстоятельство, что истец находился на территории, на которой проводились боевые действия, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан и возложения на ответчика обязанности выдать ФИО1 удостоверение ветерана боевых действий.
С учетом того, что на момент обращения с заявлением о выдаче ему удостоверения ФИО1 не был подтвержден факт участия его в боевых действиях, после внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах», истец в УФСБ по <адрес> не обращался и решение по выдаче либо отказе удостоверения ответчиком не принималось, учитывая, что материалы дела также не содержат достоверных доказательств достаточных для установления факта участия истца в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, с учетом длительности его службы и основания увольнения, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> о признании участником боевых действий, возложении обязанности по выдаче удостоверения «<данные изъяты>» отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий подпись Н.В.Шабалина
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий Н.В.Шабалина