Решение по делу № 2-199/2017 от 27.02.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.п. Куйтун 14 апреля 2017 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,

При секретаре Нахаёнок Н.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-199/17 по иску прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Панагинского сельского поселения о понуждении к исполнению требований федерального закона « О погребении и похоронном деле» и земельного законодательства,

У с т а н о в и л:

    Прокурор обратился в суд с иском к администрации Панагинского сельского поселения о понуждении к исполнению требований федерального закона « О погребении и похоронном деле» и земельного законодательства. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проанализировано состояние законности в сфере организации (оказания) ритуальных услуг в администрации Панагинского сельского поселения а также при исполнении требований федерального закона «О погребении и похоронном деле» и земельного законодательства. По результатам анализа установлено следующее. В силу требований, установленных п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 14 ст. 2, пп. 14.14 п. 14 Приложения № 14 к Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» Панагинское муниципальное образование Куйтунского района, уполномочено на решение вопроса местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения. Согласно приложению № 14 к Закону Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Куйтунского района Иркутской области» от 16.12.2004 г. № 92-03, населенный пункт поселок Панагино, входит в состав Панагинского муниципального образования. В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 7 ст. 36 Устава Панагинского муниципального образования администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. К полномочиям администрации поселения относится обеспечение исполнительно-распорядительных функций по решению вопросов местного значения. Проверкой установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное сельское кладбище в п. Панагино, на территории Панагинского муниципального образования, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данного земельного участка, не определены его границы. Указанное обстоятельство подтверждается письменной информацией администрацией поселения. Право собственности на вышеуказанные земельные участки в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего администрацией поселения не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг, и содержанию мест захоронения. Отсутствие четких границ земельных участков и отсутствие собственников земельных участков, на которых расположены кладбища, препятствует определению и установлению их санитарно-защитных зон, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью населения - неопределенного круга лиц, проживающего на территории муниципального образования, и не позволяет обеспечить соблюдение требований законодательства по безопасной эксплуатации и содержанию мест захоронения. Общественные кладбища, не поставленные на кадастровый учет, представляют собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды. Просит обязать администрацию Панагинского сельского поселения, устранить нарушения земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, путем: обеспечения в срок до 01.09.2017 г. проведения необходимых мероприятий, результатом которых будет являться факт постановки земельного участка, на котором расположено общественное кладбище в п. Панагино на территории Панагинского муниципального образования, на кадастровый учет и обращения в администрацию муниципального образования Куйтунский район Иркутской области с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенными в п. Панагино Куйтунского района Иркутской области, в муниципальную собственность Панагинского муниципального образования, в установленном порядке с приложением необходимых документов; разработки и утверждения в срок до 01.07.2017 г. следующих муниципальных нормативных правовых актов    Панагинского муниципального образования: Порядка деятельности общественного кладбища, Правил содержания мест погребения, об установлении размера бесплатно предоставляемого участка земли на территории общественного кладбища для погребения умершего, административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление участка земли для погребения умершего».

В судебном заседании прокурор Струнковский Е.С. исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель администрации Панагинского сельского поселения, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно п.п. 4, 5 ст. 16, п. 1 ст. 17, п.п. 1, 4 ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Согласно п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 14 ст. 2, пп. 14.14 п. 14 Приложения № 14 к Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» Панагинское муниципальное образование Куйтунского района, уполномочено на решение вопроса местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Согласно ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Согласно п.1 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Пунктом 3 ч.1 ст. 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.

Согласно ч. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой; деятельности», Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.

Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее образованный объект недвижимости); кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок; кадастровые номера расположенные в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. № 84 распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм ; собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации. В силу п.2.1 данных Санитарных правил размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.

Из положений п.2.3 данных Санитарных правил следует, что выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих     факторов:санитарно-эпидемиологической обстановки; градостроительного назначения и ландшафтного зонирования    территории; геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных; почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению; эрозионного потенциала и миграции загрязнений; транспортной доступности.

В соответствии с п.2.5 указанных Санитарных правил кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: - от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с. ;. санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов; -от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения в соответствии с санитарными правилами, регламентирующими требования к зонам санитарной охраны водоисточников.

При этом п.2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 сельские; кладбища относятся к 5 классу опасности и для них установлена санитарно-защитная зона 50 метров.

Согласно информации главы Панагинского МО на территории Панагинского МО находиться одно кладбище в п. Панагино, границы которого на местности не устанавливались, кадастровый номер не присваивался, право собственности не оформлялось из-за недостатка денежных средств бюджете Панагинского МО. Нормативные правовые акты в целях реализации Федерального закона №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в том числе порядок деятельности муниципальных кладбищ, Правила содержания мест погребения административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление участка земли для погребения умершего» не принимались, по причине незнания норм действующего законодательства (л.д.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 7 ст. 36 Устава Панагинского муниципального образования администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. К полномочиям администрации поселения относится обеспечение исполнительно-распорядительных функций по решению вопросов местного значения.

Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.

Обязать администрацию Панагинского сельского поселения, устранить нарушения земельного законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле, путем: обеспечения в срок до 01.09.2017 г. проведения необходимых мероприятий, результатом которых будет являться факт постановки земельного участка, на котором расположено общественное кладбище в п. Панагино на территории Панагинского муниципального образования, на кадастровый учет и обращения в администрацию муниципального образования Куйтунский район Иркутской области с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенными в п. Панагино Куйтунского района Иркутской области, в муниципальную собственность Панагинского муниципального образования, в установленном порядке с приложением необходимых документов; разработки и утверждения в срок до 01.07.2017 г. следующих муниципальных нормативных правовых актов Панагинского муниципального образования: Порядка деятельности общественного кладбища, Правил содержания мест погребения, об установлении размера бесплатно предоставляемого участка земли на территории общественного кладбища для погребения умершего, административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление участка земли для погребения умершего».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.П.

Решение не вступило в законную силу.

2-199/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Куйтун кого района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация Панагинского сельского поселения
Суд
Куйтунский районный суд Иркутской области
Судья
Степаненко Владимир Павлович
Дело на сайте суда
kuytunsky.irk.sudrf.ru
27.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2017Передача материалов судье
27.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2017Судебное заседание
14.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2017Дело оформлено
14.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее