Дело № 2-4302/2017
Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург 22 августа 2017 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Матвеева М.В., при секретаре Петровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ведерниковой Натальи Владимировны, Бауэра Виталия Владимировича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о проведении межевания земельного участка под многоквартирными домами и постановке его на кадастровый учет с вынесением постановления об утверждении проекта межевания территории,
УСТАНОВИЛ:
Ведерникова Н.В., Бауэр В.В. обратились в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о проведении межевания земельного участка под многоквартирными домами и постановке его на кадастровый учет с вынесением постановления об утверждении проекта межевания территории.
В обоснование исковых требований указали, что истцу Бауэр В.В. на праве единоличной собственности принадлежит квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, истцу Ведерниковой Н.В. на праве единоличной собственности принадлежит квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Под многоквартирными домами по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в городе Екатеринбурге сформирован единый земельный участок с кадастровым номером №.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которое включает в себя, кроме прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Нормы действующего законодательства предусматривают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Межевание земельного участка под 4 многоквартирными домами для дальнейшего оформления права общедолевой собственности является прямым нарушением норм действующего законодательства, так в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно требованиям статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Истцы считают, что межевание одного земельного участка под несколько многоквартирных домов грубо нарушает права собственников помещений многоквартирных домов на пользование и распоряжение общей долевой собственностью, которую составляет земельный участок под многоквартирным домом.
В соответствии с требованиями статьи 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При этом, действующим законодательством не предусмотрена возможность проведения общего собрания собственников помещений нескольких многоквартирных домов.
Таким образом, ограждение придомовой территории, обустройство детской площадки, создание благоустроенных парковочных мест либо, напротив, введение режима запрета въезда и парковки транспортных средств на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, становится невозможным, в связи с тем, что невозможно определить границы земельного участка, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам этого дома. Установка ограждения территории без получения согласия собственников помещений иных домов нарушит права названных собственников. Данное обстоятельство создает препятствия к принятию мер по благоустройству, уборке и надлежащему содержанию придомовой территории.
Более того, многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>;<адрес>; <адрес>; <адрес>, обслуживают различные обслуживающие организации. Выделение одного земельного участка под несколько многоквартирных домов влечет невозможность разграничения ответственности обслуживающих организаций по содержанию земельного участка, а также незаконно возлагает на собственников помещений одного многоквартирного дома обязанность по содержанию придомовой территории другого многоквартирного дома. Действующим законодательством предусмотрен режим общей долевой собственности, который распространяется на собственников помещений одного многоквартирного дома. При этом, возможность распространения режима общей долевой собственности на собственников помещений нескольких многоквартирных домов не предусмотрена.
Истцы обращались к ответчику с письменной просьбой о рассмотрении вопроса о межевании земельного участка и постановки на кадастровый учёт только под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, однако, был получен отрицательный ответ.
Учитывая изложенное, истцы просили суд возложить обязанность на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области провести межевание земельных участков и постановку их на кадастровый учет под многоквартирными домами по адресу: <адрес> и <адрес> с последующим вынесением Постановления об утверждении проекта межевания территории.
В судебное заседание истцы не явились, представитель истцов Агафошкина Т.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела уведомлено надлежащим образом. В ранее направленных возражениях на иск просило в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО УЖК «Альфа» Шокун В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ «<адрес>» Черногрицкая К.Л. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать..
Третьи лица, участвующие в деле Администрация г. Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Председатель совета МКД <адрес> Валутов Ю.М., Председатель совета МКД <адрес> Плешков В.В., Председатель совета МКД <адрес> Васильев А.Б. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в том числе, посредством размещения информации на официальном интернет сайте суда.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание участников процесса, определил рассмотреть дело при установленной явке сторон.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что под многоквартирными домами по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в городе Екатеринбурге сформирован единый земельный участок с кадастровым номером №.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, которое включает в себя, кроме прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Решения Екатеринбургской городской думы от 13 ноября 2007 года № 68/48 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа - МО «город Екатеринбург» (далее «Правила») градостроительная подготовка территорий проводится по процедурам, установленным законодательством о градостроительной деятельности, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами Администрации города Екатеринбурга применительно к градостроительной подготовке территорий существующей застройки, не разделенной на земельные участки, с целью формирования земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства.
В соответствии со ст. 21 Правил выделение земельных участков посредством градостроительной подготовки застроенных и не разделенных на земельные участки территорий, обремененных правами третьих лиц, для формирования земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, включая земельные участки многоквартирных домов, иных объектов капитального строительства, осуществляется в порядке, определенном законодательством о градостроительной деятельности, и в соответствии с ним — настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами.
Градостроительная подготовка застроенных и не разделенных на земельные участки территорий, обремененных правами третьих лиц, для последующего формирования земельных участков многоквартирных домов, иных объектов капитального строительства осуществляется по инициативе лиц, являющихся собственниками расположенных на соответствующей территории объектов капитального строительства, помещений в них, заинтересованных в установлении границ земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирные дома, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 29 апреля 2010 г., если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе, против собственника земельного участка.
В соответствии с требованиями земельного и жилищного законодательства проведение полного комплекса работ по формированию земельных участков в обязательном порядке должно включать в себя: подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; установление его границ на местности; постановку сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет; расчет долей в общем имуществе собственников помещений многоквартирного дома; передачу сведений в органы Федеральной налоговой службы.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2016 г. № 303-КГ15-18725, при формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом не исключена возможность утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, даже в случае отсутствия утвержденного проекта межевания этой территории.
В данном судебном акте Верховный Суд Российской Федерации указал, что суды с учетом пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации правомерно посчитали, что отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом и, следовательно, обосновано обязали уполномоченный орган утвердить и выдать товариществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом Верховный Суд Российской Федерации также прямо указал, что «образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме» не может быть принята во внимание в силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 11 ноября 2015 г. N 1043-ПП с 01 января 2016г. Министерство строительства и инфраструктуры Свердловской области осуществляет следующую функцию: инициирует проведение публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории, подготовленным в составе документации по планировке территории муниципального образования «город Екатеринбург».
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
В силу части 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Приказом Министерства строительства и инфраструктуры Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № право разработки проекта межевания застроенной территории в квартале улиц <данные изъяты> - <данные изъяты> - <данные изъяты> - <данные изъяты> передано ООО «Урал-Регион», в связи с чем, истцы вправе обратиться к разработчику градостроительной документации по планировке территории для учета их интересов.
Разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу, что заявленные истцами исковые требования удовлетворены быть не могут, поскольку ответчиком в рамках предоставленных ему полномочий поручена разработка проекта межевания застроенной территории в квартале улиц <данные изъяты> - <данные изъяты> - <данные изъяты> - <данные изъяты> ООО «Урал-Регион», что не противоречит требованиям ч. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, утверждение разработанного проекта межевания территории будет осуществлено в порядке статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации после рассмотрения его на публичных слушаниях.
В настоящее время права истцов не нарушены, что является самостоятельным основанием для отказа в заявленных исковых требованиях.
С учетом изложенного, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования иску Ведерниковой Натальи Владимировны, Бауэра Виталия Владимировича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд города Екатеринбурга.
Судья М.В. Матвеев