Дело №2а-1979/2019
24RS0013-01-2019-000684-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Кузьминой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Емельяновского района Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю (далее по тексту – МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску), в котором просила об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску вынесено постановление о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству №- ИП, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного Емельяновским районным судом ДД.ММ.ГГГГ о возложении на истца обязанности предоставить ФИО3 по договору найма специализированное жилое помещение на территории МО Емельяновский район. Исполнение решения требует существенных временных затрат ввиду установленной законом особой процедуры предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета Красноярского края. Ежегодно администрацией Емельяновского района заключаются соглашения о взаимодействии по реализации переданных полномочий по приобретению жилых помещений с Министерством образования Красноярского края; до заключения соглашения формируются списки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году. ФИО3 не была включена в такие списки, так как решение о предоставлении ей жилого помещения вынесено ДД.ММ.ГГГГ, в то время, как списки на 2018 год уже были сформированы. В настоящее время администрацией Емельяновского района запрошены дополнительные средства для приобретения жилого помещения ФИО3, тем самым администрацией Емельяновского района были предприняты все меры, направленные на исполнение судебного решения, связанные с предоставлением ФИО3 жилого помещения по договору найма. Кроме того, администрация Емельяновского района Красноярского края обратилась в Емельяновский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения.
В судебное заседание представитель административного истца - администрации Емельяновского района Красноярского края не явился, причины неявки не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Представители административных ответчиков – МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску, УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще. Согласно представленного МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску отзыва, требования административного истца удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств нарушения ответчиком установленных сроков исполнения исполнительного документа вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и иных непредвиденных, непреодолимых препятствий, не имеется.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 12 ст. 30 названного Федерального закона, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено в судебном заседании, решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность предоставить ФИО3 по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования Емельяновский район либо п. Кедровый Красноярского края, жилое помещение, соответствующее степени благоустройства указанного населенного пункта, площадью – исходя из 33 квадратных метра с допусками, установленными п.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ судом выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения от ДД.ММ.ГГГГ; на основании указанного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, которым должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ получено должником – администрацией Емельяновского района ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено отчетом об отслеживании почтового отправления.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Емельяновского района взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.
Обращаясь в суд с требованиями об освобождении от уплаты исполнительного сбора, административный истец ссылается на то, что исполнение решения требует существенных временных затрат ввиду установленной законом особой процедуры предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В обоснование данных доводов истцом представлено обращение главы Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства образования <адрес> о выделении дополнительных средств субвенции в ДД.ММ.ГГГГ году на реализацию Закона «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» в рамках исполнения решения Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ для приобретения жилья ФИО3 (л.д. 7)
По результатам рассмотрения о указанного обращения Министерство образования <адрес> сообщило администрации <адрес> о том, что в настоящее время денежные средства, выделенные в ДД.ММ.ГГГГ году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены Министерством в полном объеме. Министерством образования направлено письмо в Министерство финансов <адрес> с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией <адрес> по приобретению жилых помещений указанным гражданам.
Изложенные обстоятельства, по мнению суда, подтверждают доводы административного истца о том, что исполнение решения по обеспечению ФИО3 жилым помещением требует значительно больше времени, чем пятидневный срок, предоставленный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчику для исполнения такого судебного акта.
Оснований полагать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями, либо виновным противоправным бездействием должника – администрации <адрес>, у суда не имеется.
Разрешая требования административного иска, суд также учитывает, что решение Емельяновского районного суда об обязании администрации <адрес> предоставить ФИО3 жилое помещение, вынесено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ФИО3 не могла быть включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с решениями судов в 2018 году к соглашению о взаимодействии Министерства образования <адрес> и администрации <адрес>.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Оценивая представленные в дело доказательства, исходя из анализа правовой природы исполнительского сбора, условий для возложения на должника данной санкции, затрагивающей имущественную сферу интересов должника, сопоставляя соразмерность оспариваемой административным истцом меры публично-правовой ответственности с фактическим поведением должника в рамках исполнительного производства, установив обстоятельства, указывающие на отсутствие вины должника – администрации Емельяновского района в неисполнении требований судебного пристава-исполнителя в установленные им сроки, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования административного искового заявления администрации Емельяновского района Красноярского края к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Емельяновского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (21.06.2019)
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко