Решение по делу № 2-525/2017 от 25.09.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 ноября 2017 г.                                             с.Турунтаево

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Ахадаевой С.А., с участием представителя истца Маркова Б.В., представителя ответчика Прибайкальской районной администрации Лукьяненко А.С., представителей ответчика ООО «Бытсервис» Шиханова Н.М., Гусевой Г.В., Старцевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации, ООО «Бытсервис», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о понуждении к устранению нарушений требований природоохранного законодательства,

установил:

    Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Малханов В.Е. обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации, ООО «Бытсервис», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия с требованиями о понуждении к устранению нарушений требований природоохранного законодательства, просит суд (с учетом уточнения исковых требований) обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке и утверждению проектно-сметной документации по реконструкции и модернизации объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес> в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством; обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее по тексту также - Министерство строительства), Прибайкальскую районную администрацию принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию реконструкции и модернизации, мероприятий по реконструкции и модернизации объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес>; обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить ввод в эксплуатацию объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес> Республики Бурятия; обязать Прибайкальскую районную администрацию, ООО «Бытсервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с очистных сооружений <адрес> в реку Селенга с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Селенга, до окончания реконструкции, модернизации и ввода в эксплуатацию очистных сооружений <адрес>; обязать ООО «Бытсервис» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путем: - разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Селенга при сбросе сточных вод с очистных сооружений <адрес>; - проведения в постоянном режиме производственного контроля.

Свои требования истец мотивировал тем, что проведенной проверкой совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по РБ, Байкальского управления Росприроднадзора, лабораторий ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РБ» соблюдения законодательства при эксплуатации очистных сооружений на Байкальской природной территории озера Байкал установлено, что очистные сооружения <адрес> расположены в водоохранной зоне реки Селенга, в границах Байкальской природной территории озера Байкал. Сооружения биологической очистки сточных вод введены в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ г., станция доочистки эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ г.. Проектная мощность очистных сооружений - 700 м?/сутки. Механическая очистка сточных вод происходит на решетках, биологическая очистка – в аэротенках с помощью активного ила, доочистка сточных вод после полной биологической очистки осуществляется на песчаных фильтрах, обеззараживание производится УФ оборудованием ОДВ-6. В состав очистных сооружений входят: канализационная насосная станция с приемной камерой, оборудованной решетками; камера гашения напора сточных вод; аэротенк с продленной аэрацией (двухсекционный); воздуходувка; вторичный отстойник (двухсекционный); контактный резервуар; комплекс резервуаров доочистки: приемный резервуар, резервуар чистой промывной воды, резервуар грязной воды; песчано-гравийные фильтры (двухступенчатые); илоуплотнитель; иловые площадки; выпуск сточных вод после очистки (поддонный, сосредоточенный). В ходе проверки осмотрено место сброса очищенных и обеззараженных сточных вод в водный объект, выпуск – поддонный, сосредоточенный в основное русло по дну стальным трубопроводом диаметром 200мм на расстоянии 3 м лот поверхности воды в меженный период, 450 м от левого берега реки в 119 км от устья реки.

Очистные сооружения <адрес> находятся в муниципальной собственности МО «Прибайкальский район», их эксплуатация осуществляется ООО «Бытсервис» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Бытсервис» осуществляет водоотведение и очистку хозяйственно-бытовых сточных вод от жилого сектора <адрес>, а также сточных вод от жилого сектора <адрес>. Сброс сточных вод с очистных сооружений осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ

Проверкой установлено, что очистные сооружения <адрес> находятся в полуразрушенном состоянии и не очищают сточные воды до нормативов допустимого воздействия на водный объект – реку Селенга, которая является основным притоком озера Байкал и является водоемом рыбохозяйственного значения высшей категории.

ООО «Бытсервис» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект без установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (далее - НДС), проект нормативов допустимых сбросов не разработан, нормативы НДС не установлены в нарушение ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ, ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ.

При проведении проверки специалистами филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» отобраны пробы, в том числе: сточных вод (до очистки и после проведения технологического цикла очистки); природной воды р. Селенга. Результаты испытаний сточных вод свидетельствуют о превышении допустимого содержания веществ в сточных водах при их сбросе в водные объекты в пределах центральной и буферной экологических зон Байкальской природной территории, утверждённых приказом Минприроды России от 05 марта 2010 г. № 63, а именно: превышение ПДК по аммоний-иону в раз, нитрит-иону в раза, нитрат-иону в раза, анионным поверхностно-активным веществам в раза, хлорид-иону в раза, сульфат-иону в раза, фосфат-иону в раза, нефтепродуктам в раза, железу общему в раза.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. №552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, к которым относится р. Селенга. В контрольном створе р. Селенга - 500 м ниже сброса по сравнению с фоном отмечается влияние сброса сточных вод на состояние водного объекта по БПК5, взвешенным веществам, нитритам-иона, нефтепродуктам, железу. При этом концентрации в контрольном створе превышают ПДК рыбохозяйственного водного объекта по нитрит-иону в раз, по железу в раз.

По результатам гидробиологического испытания активного ила следует: 1. Прозрачность надиловой воды в хорошо работающем иле в конце аэротенка должен достигать 16-18 см, фактически - 1 см, т.е. во 2 отстойнике плохо отгружается ил, незначительное количество нитчатых, указывает на недостаток аэрации в аэротенках. 2. Иловый индекс меньше нормы и составляет 24 при норме 60-120, т.е. ил неразвит, плохо отделяет воду, осложнение в работе 2 отстойника. 3. Доза ила по весу завышена - 8.8 г/ дм3, что больше нормы в хорошо работающем иле (4.5-3 г/л) в 2 раза. Причина отклонения от оптимального режима биологической очистки: неблагоприятные поступающие стоки (токсичные) для бионаселения, чтоприводит к его заболеванию; несбалансированность по элементам питания (недогрузка по органике и гидравлике); ил голодающий. 4. По видовому составу наблюдаются отклонения в режиме эксплуатации очистных сооружений: биоиндикаторы в минимальном количестве и представлена в основном мелкими видами жгутиковых (шт) и раковинной амебой (.шт), сумма свободноплавающих инфузорий на уровне прикрепленных, что указывает на недостаточную циркуляцию ила. Отсутствие коловраток указывает на отсутствие процесса нитрификации. Выводы: отсутствие или замедление процессов нитрификации; недостаток аэрации; токсичный сток.

В нарушение ст. 11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; п. 6.11 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22 июня 2000 г. (далее - СанПиН 2.1.5.980-00) не согласован с органами Роспотребнадзора проект нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект для очистных сооружений <адрес>.

В нарушение п. 6.12, 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00, п.п. 4.2., 5.5, 5.8 МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» (далее МУ 2.1.5.800-99) не в полном объеме проводился производственный контроль за эффективностью работы очистных сооружений.

В нарушение п. 16.2. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50, не проводятся профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия, на очистных сооружениях непрерывно, допускается сброс не обеззараженных от возбудителей паразитарных заболеваний сточных вод в поверхностные водоемы, обезвреживание сточных вод и осадков от возбудителей паразитозов не проводится.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В ходе натурного осмотра очистных сооружений <адрес> установлено, что их техническое состояние не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. №168 (далее -ПТЭ), что создает угрозу причинения вреда окружающей среды в виде загрязнения воды в реке Селенга, загрязнения подземных вод и почвы недостаточно очищенными сточными водами.

В нарушение требований законодательства, пункта 1.1.28 ПТЭ, регламента работы узлов сооружений установлено, что здание канализационной насосной станции требует ремонта - стены, потолки разрушаются, отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, металлические ограждения подвержены коррозии, резервный насос находится в нерабочем состоянии; во вторичном отстойнике полупогружные доски местами разрушены, не обеспечивается задержание всплывшего ила - идет вынос взвешенных частиц; отводящий лоток загрязненный; переливные бортики местами разрушены; зеркало воды во вторичном отстойнике загрязненное - наблюдаются скопления ила на поверхности очищаемых вод, что приводит к выносу ила из вторичных отстойников; аэрация в аэротенке (на выходе) неудовлетворительная; трубопроводы подвержены коррозии; перекрытие илоуплотнителей местами нарушено; на сооружениях отсутствует резервное электропитание, резервный компрессор для подачи воздуха в биологический узел сооружений.

Согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника.

Сброс недостаточно-очищенных сточных вод загрязняет реку Селенга, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, поскольку очистные сооружения расположены на водосборной площади озера Байкал. Таким образом, эксплуатация технически неисправных очистных сооружений <адрес>, результатом чего является сброс недостаточно-очищенных сточных вод в реку Селенга, приводит к загрязнению водного объекта, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке и озере Байкал, окружающей природной среде.

Непринятие мер Прибайкальской районной администрацией как собственником очистных сооружений и ООО «Бытсервис» как эксплуатирующей организацией мер по реконструкции и модернизации очистных сооружений, устранению неудовлетворительного технического состояния узлов очистных сооружений, обеспечению соответствия сточных вод нормативам допустимого воздействия на водный объект существенным образом нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на <адрес> вблизи реки, в том числе использующих эту воду для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, иных личных целей.

    Кроме того, истец полагает, что Министерство строительства, являясь органом исполнительной власти Республики Бурятия, ответственным за финансирование проектирования и строительства очистных сооружений, не обеспечило своевременное финансирование и строительство объектов коммунальной инфраструктуры <адрес> в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 -2020 годы», что не соответствует целям вышеназванной программы.

В судебном заседании представитель истца Марков Б.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Лукьяненко А.С. исковые требования не признала, поскольку в настоящее время очистные сооружения <адрес> эксплуатируются ООО «Бытсервис» по концессионному соглашению, у МО «Прибайкальский район» нет средств на реконструкцию и модернизацию очистных сооружений, вместе с тем ответчик результаты проверки прокуратуры и выявленные нарушения не оспаривает, поэтому Прибайкальская районная администрация готова выполнить все необходимые действия для устранения указанных в иске нарушений за счет финансирования в рамках Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал», но в 2016-2017 г. письма администрации в адрес Министерства строительства РБ о включении в ФЦП очистных сооружений <адрес> остались без ответа.

Представители ответчика ООО «Бытсервис» Шиханов Н.М., Гусева Г.В., Старцева Е.Н. исковые требования признали.

Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Цырендоржиев А.В., Марактаев З.В., Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия Андреева Е.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, требования истца поддержали.

    Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие в связи со служебной занятостью.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

В письменном отзыве представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Шаракшанэ А.В. просит отказать в удовлетворении исковых требований, указала, что заявляя требования о понуждении Министерства принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию, реконструкции и модернизации очистных сооружений <адрес> прокурор не обосновывает, в силу каких обстоятельств возникла необходимость понуждать Министерство к совершению определенных действиям, в силу каких норм законодательства (а не Положения о Министерстве) на Министерство может быть возложена данная обязанность, и какая имеется причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Министерства и наступившими последствиями в виде нарушения прав неопределенного круга лиц. Истцом не учтен установленный Порядок предоставления субсидий, положения ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальское природной территории на 2012-2010 годы», в том числе Приложение № 5 Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, предусмотренных ФЦП. Финансирование мероприятий по проектированию, реконструкции и модернизации очистных сооружений действительно возможно в порядке предоставления субсидии из республиканского бюджета. При этом обязанности по своей инициативе предоставить финансовые средства на разработку проектной документации, реконструкцию и модернизацию очистных сооружений у Министерства нет. Такая обязанность появляется при определенных условиях, при инициировании муниципальным образованием определенной законодательством процедуры обращения к Министерству, установленной Постановлением Правительства РБ от 08 октября 2014 г. №490, при условии, в том числе, наличия разработанной проектно-сметной документации объекта строительства (реконструкции, технического перевооружения, в том числе с элементами реставрации), наличия положительной государственной экспертизы сметной стоимости, наличия заключения о достоверности определения сметной стоимости, и выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество. Проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают за счет средств местного бюджета, за исключением объектов, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и на территориях Прибайкальского, Иволгинского, Тарбагатайского, Селенгинского и Кяхтинского районов Республики Бурятия, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» (п. 2.4 Порядка предоставления субсидий), но мероприятия по реконструкции (модернизации) очистных сооружений <адрес> указанной программой не предусмотрены. Исходя из положений п. 2.4 Порядка предоставления субсидий, ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (согласно которой организация в границах поселения водоотведения отнесена к вопросам местного значения городского поселения), муниципальное образование самостоятельно производит реконструкцию (модернизацию) принадлежащих ему на праве собственности очистных сооружений. При отсутствии финансовой возможности муниципальное образование вправе обратиться за включением мероприятий по реконструкции (модернизации) очистных сооружений в ФЦП «Охрана озера Байкал», а также за финансированием мероприятий по проектированию и реконструкции (модернизации) очистных сооружений с приложением финансово-экономического обоснования данного мероприятия согласно Порядку предоставления субсидии. Субсидии предоставляются главными распорядителями средств республиканского бюджета (к которым относится и Министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на основании закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период и соглашения о предоставлении субсидий, заключенного между главным распорядителем средств республиканского бюджета и муниципальным образованием. Процедура по обращению в Министерство с бюджетной заявкой Прибайкальской администрацией не начата, в связи с чем оснований для возложения на Министерство обязанности по финансированию объекта нет. Кроме того, считает, что при отсутствии требования прокурора о реконструкции (модернизации) очистных сооружений и обоснования такой необходимости, требования о финансировании проектирования, реконструкции (модернизации) удовлетворены быть не могут.

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Согласно части 4 указанной нормы закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статьей 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации сооружений, а именно: юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

Приказом Минприроды РФ от 05 марта 2010 г. № 63 утверждены нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, в том числе на поверхностные водные объекты, имеющие постоянную или временную гидравлическую связь с озером Байкал, к которым относится река Селенга.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. №552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, к которым относится р. Селенга.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, вопросы организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются вопросами местного значения муниципальных районов.

При рассмотрении дела установлено, что очистные сооружения по адресу: <адрес> (далее по тексту - очистные сооружения <адрес>) расположены в водоохранной зоне реки Селенга, в границах Байкальской природной территории озера Байкал, на его водосборной площади, эксплуатируются с ДД.ММ.ГГГГ г., находятся в собственности МО «Прибайкальский район» на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, решения о передаче имущества от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ переданы ООО «Бытсервис» на срок 15 лет.

    Проведенной проверкой прокуратуры совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по РБ, Байкальского управления Росприроднадзора, лаборатории ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РБ» выявлены нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации очистных сооружений <адрес>, установлено, что их техническое состояние не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. №168 (далее - ПТЭ), результатом эксплуатации технически неисправных очистных сооружений <адрес> является сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Селенга, что приводит к загрязнению водных объектов - реки Селенга, которая является основным притоком озера Байкал, нанося непоправимый ущерб его экосистеме, подземных вод и почвы, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке Селенга и озере Байкал, окружающей природной среде.

В нарушение ст. 11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 6.11 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22 июня 2000 г. (далее - СанПиН 2.1.5.980-00) не согласован с органами Роспотребнадзора проект нормативов предельно допустимых сбросов веществ в водный объект для очистных сооружений <адрес>. В нарушение п. 6.12, 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00, п.п. 4.2, 5.5, 5.8 МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод» (далее МУ 2.1.5.800-99) не в полном объеме проводился производственный контроль за эффективностью работы очистных сооружений. В нарушение п. 16.2. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50, не проводятся профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия, на очистных сооружениях непрерывно допускается сброс не обеззараженных от возбудителей паразитарных заболеваний сточных вод в поверхностные водоемы, обезвреживание сточных вод и осадков от возбудителей паразитозов не проводится.

Учитывая неудовлетворительное техническое состояние действующих очистных сооружений <адрес>, в настоящее время необходима их реконструкции и модернизация, а до этого момента на действующих очистных сооружениях как собственником объекта, так и эксплуатирующей организацией должны соблюдаться требования действующего природоохранного законодательства.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами дела, подтверждаются справками Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия, в том числе в части превышения допустимого содержания веществ в сточных водах при их сбросе в водные объекты и в контрольном створе реки в пределах центральной и буферной экологических зон Байкальской природной территории, утвержденных приказом Минприроды России от 05 марта 2010 г. №63, приказом Минсельхоза от 13 декабря 2016 г. №552. Ответчиками какие-либо доказательства в опровержение указанных доводов истца суду не представлены.

Кроме того, суд учитывает, что ранее неисполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при работе очистных сооружений <адрес> было предметом судебного разбирательства по иску прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия к ООО «Бытсервис», Комитету по управлению муниципальным хозяйством Прибайкальской районной администрации», сведения об исполнении решения <данные изъяты> районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме ответчиками также не представлены.

Непринятие мер Прибайкальской районной администрацией как исполнительного органа собственника и ООО «Бытсервис» как эксплуатирующей организации мер по поддержанию надлежащего технического состояния действующих очистных сооружений <адрес> нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия. Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на <адрес> вблизи реки, в том числе использующих эту воду для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, иных личных целей.

Учитывая указанное, а также отнесение озера Байкал к объектам федерального значения и участкам всемирного природного наследия (решение XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию 1996 г.), необходимость сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, суд находит обоснованным обращение в суд Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Разрешая заявленные требования к ответчику Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее по тексту – Министерство строительства), суд исходит из установленных законодательством полномочий Министерства строительства по финансированию проектирования реконструкции и модернизации, финансированию реконструкции и модернизации капитальных объектов жилищно-коммунального комплекса, к которым относятся очистные сооружений <адрес>.

Так, Министерство строительства в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 апреля 2009 г. №131, является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, производства строительных материалов, архитектуры, градостроительства, жилищных отношений, жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и по    реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в установленной сфере деятельности. (п. 1.1)

    Основными задачами Министерства строительства являются, среди прочего, обеспечение функционирования жилищно-коммунального комплекса; развитие и совершенствование территории республики путем строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства; создание безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения; определение и обеспечение реализации приоритетных направлений модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса. (п. 2.2, 2.4)

                К полномочиям Министерства строительства относится: разработка предложений по формированию федеральных целевых программ и государственных программ Республики Бурятия, разработка концепций стратегий государственных программ Республики Бурятия и ведомственных программ; организация работы с федеральными органами государственной власти по финансированию объектов капитального строительства; разработка предложений по формированию перечня объектов капитального строительства на территории Республики Бурятия; внесение в Министерство финансов Республики Бурятия предложений по формированию республиканского бюджета и финансированию подведомственных министерству учреждений; осуществление полномочий получателя средств федерального бюджета, главного распорядителя, главного администратора средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций и обеспечение деятельности Министерства; осуществление функции государственного заказчика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Министерства или иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства жилищно-коммунального назначения. (п. 3.5, 3.10-3.14)

В силу п. 1.4 указанного Положения Министерство строительства осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в том числе, с органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. №847 утверждена федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» (далее по тексту также - федеральная целевая программа), целью которой является охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов, одной из задач программы является сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории.

В соответствии с п.2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального    бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий,     предусмотренных федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» (Приложение № 5 к Федеральной целевой программе) субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, в том числе на строительство (реконструкцию, модернизацию) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и (или) предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование соответствующих объектов капитального строительства муниципальной собственности; на осуществление природоохранных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации и (или) предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование соответствующих мероприятий.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 08 октября 2014 г. №490, решение о предоставлении субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, принимается в форме распоряжения Правительства Республики Бурятия (п. 1.3);

главными распорядителями бюджетных средств при предоставлении субсидий выступают исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, ответственные за распределение объемов финансирования мероприятий государственной программы (подпрограммы), в рамках которых планируется предоставление субсидий, в пределах полномочий, определенных в установленной сфере ведения, в части строительства (реконструкции, технического перевооружения, в том числе с элементами реставрации) объектов капитального строительства - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (п. 1.4);

проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают за счет средств местного бюджета, за исключением объектов, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и на территориях Прибайкальского, Иволгинского, Тарбагатайского, Селенгинского и Кяхтинского районов Республики Бурятия, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» (п. 2.4).

Таким образом, Министерство строительства в целях создания безопасных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения, обеспечения повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения наделено полномочиями по участию в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции и модернизации капитальных объектов жилищно-коммунального комплекса на территории Прибайкальского района Республики Бурятия в рамках указанной федеральной целевой программы.

    Учитывая письма Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства строительства о необходимых мероприятий по ремонту очистных сооружений <адрес>, в том числе в рамках федеральной целевой программы, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство строительства и Прибайкальскую районную администрацию обязанности по участию в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию реконструкции и модернизации, финансирования реконструкции и модернизации очистных сооружений <адрес> в пределах предоставленных полномочий.

По вышеизложенным основаниям суд не принимает доводы возражений представителя ответчика Министерства строительства, изложенные в письменном отзыве, как не основанные на нормах действующего законодательства и не соответствующие обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск прокурора заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении сроков в случае, если действия по устранению нарушений должны быть совершены ответчиком, суд принимает предложенные истцом сроки исполнения заявленных требований как разумные и достаточные для выполнения необходимых мероприятий, учитывая, что ответчиками каких-либо доказательств обратного не представлено. При этом согласно положениям ст. 203 ГПК РФ не исключается право ответчиков при возникновении в ходе исполнения требований уважительных причин обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации, ООО «Бытсервис», Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о понуждении к устранению нарушений требований природоохранного законодательства удовлетворить.

    Обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке и утверждению проектно-сметной документации по реконструкции и модернизации объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес> в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством;

    Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Прибайкальскую районную администрацию принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию реконструкции и модернизации, в осуществлении финансирования мероприятий по реконструкции и модернизации объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес>;

    Обязать Прибайкальскую районную администрацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить ввод в эксплуатацию после реконструкции и модернизации объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений <адрес>

    Обязать Прибайкальскую районную администрацию, ООО «Бытсервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод в реку Селенга с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Селенга до окончания реконструкции, модернизации и ввода в эксплуатацию очистных сооружений <адрес>;

    Обязать ООО «Бытсервис» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путем:

    - разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Селенга при сбросе сточных вод с очистных сооружений <адрес>;

    - проведения в постоянном режиме производственного контроля.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                                  С.В. Горковенко

2-525/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО " Бытсервис"
Администрация МО " Прибайкальский район"
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
pribaikalsky.bur.sudrf.ru
25.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2017Передача материалов судье
29.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2017Подготовка дела (собеседование)
11.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2017Судебное заседание
08.11.2017Судебное заседание
13.11.2017Судебное заседание
20.11.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее