Дело № 2-2387/2017 Председательствующий судья – Хромина А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33 – 3352/2017
гор. Брянск 12 сентября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего |
Парамоновой Т.И., |
судей |
Фроловой И.М., |
Цуканова Д.А., |
|
при секретаре |
Зиновкине Е.О., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации Кулешовой Э.В. на решение Советского районного суда города Брянска от 07 июня 2017 года по исковому заявлению Прядка Светланы Викторовны, действующей в интересах недееспособной Аксеновой Надежды Алексеевны, к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., возражения истца Прядка С.В., действующей в интересах недееспособной Аксеновой Надежды Алексеевны, представителя третьего лица Правительства Брянской области Тагиль Е.В., представителя третьего лица Департамента финансов Брянской области Малаева С.С., судебная коллегия судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прядка С.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является опекуном своей недееспособной матери - Аксеновой Н.А. <данные изъяты> года рождения, инвалида I группы, которая состоит на жилищном учете с 1966 года в Володарской районной администрации г. Брянска на общей очереди с составом семьи 4 человека. За Аксеновой Н.А. признано право па внеочередное обеспечение жилым помещением, т.к. заболевание, которым она страдает, относится к Перечню заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ № 378. По состоянию па апрель 2017 года в списке внеочередного предоставления жилья Аксенова Н.А. значится под номером 13.
Просила суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Аксеновой Н.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, с учетом права Аксеновой Н.А. на дополнительную жилую площадь.
Решением Советского районного суда города Брянска от 07 июня 2017 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал Брянскую городскую администрацию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Брянска область предоставить Аксеновой Надежде Алексеевне с составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в черте муниципального образования «город Брянск».
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации Кулешова Э.В. просит решение суда изменить, указав на выделение средств Департаментом финансов Брянской области. Указывает, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих инвалидов, вставших на учет после 01 января 2015 года подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Судом не исследовался вопрос о том, что межбюджетные трансферты из бюджета Брянской области, федерального бюджета на обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, проживание с которыми невозможно, в бюджет города Брянска в 2017 году не поступали.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Прядка С.В. просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Брянской городской администрации, представитель третьего лица Володарской районной администрации г. Брянска не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия, а также ходатайств об отложении слушания по делу не представили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения истца Прядка С.В., действующей в интересах недееспособной Аксеновой Надежды Алексеевны, представителя третьего лица Правительства Брянской области Тагиль Е.В., представителя третьего лица Департамента финансов Брянской области Малаева С.С., судебная коллегия не усматривает правовых оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом установлено, что 20 июня 2016 года Аксеновой Н.А., <данные изъяты> года рождения, повторно установлена I группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Постановлением Брянской городской администрации от 24 января 2017 года № 187- зп опекуном над недееспособной Аксеновой Н.А. назначена Прядка С.В.
Аксенова Н.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в указанный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, а также в Перечень заболеваний, дающий инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817.
Согласно поквартирной карточке МУП «Жилспецсервис» от 11 июля 2016 года в <данные изъяты> (площадью 20,00 кв.м) <адрес> по ул. <адрес> зарегистрированы: Аксенова Н.А. (наниматель), ФИО21 (зять), ФИО23 (правнучка), ФИО25 (правнук) и ФИО27 (внучка).
Согласно справке и. о. главы Володарской районной администрации г. Брянска от 05 мая 2017 года № 151 Аксенова Н.А. состоит на учете в Володарской районной администрации г. Брянска в качестве нуждающейся в жилом помещении с 17 января 1966 года, составом семьи 4 человека, в том числе, ФИО29 ФИО33 - внучка, ФИО31 - правнучка, ФИО35 - правнук. По состоянию на 01 апреля 2017 года номер по списку общей очереди - 4.
Распоряжением Володарской районной администрации г. Брянска от 29 сентября 2016 года № 425-р Аксенова Н.А. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, составом семьи 1 человек, с 14 сентября 2016 года. По состоянию на 01 апреля 2017 года номер по указанному списку - 13.
До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Аксеновой Н.А., как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не предоставлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями п.4 ч.1 ст. 51, ч.1 ст. 52, ч.1, ч.2, ч.3 ст. 57 ЖК РФ, ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 1, ст. 2 Закона Брянской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области», ч.5, ч.6 ст. 19, пп. 24 ч.2 ст. 26.3 ФЗ, п.5 ч.1 ст. 55, ст. 60, ст. 61 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 135-138 БК РФ, Положением «О Департаменте финансов Брянской области», ст. 4 Закона Брянской области «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области» и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований по заявленным требованиям.
Доводы жалобы на не исследованность судом вопроса о том, что межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ в бюджет города Брянска в 2017 году не поступали, судебная коллегия находит несостоятельными.
В силу п.п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. 14,19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 5 ст.19 Закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства (ч.6 ст. 19 Закона № 131-ФЗ).
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона №131-ФЗ).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилым помещением инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.
При этом следует учесть, что в соответствии с пунктами 2.1 и 1.6 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории города Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июля 2005 года № 2461-п (в ред. от 30 октября 2013 года), Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в городе Брянске; постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в городе Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
Принимая во внимание, что распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, суд обосновано возложил на Брянскую городскую администрацию обязанность по предоставлению Аксеновой Н.А. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Брянская область жилого помещения.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что реализация прав инвалидов не поставлена законодательством в зависимость от наличия достаточного финансирования для реализации указанной цели, в связи с чем, вышеуказанные доводы жалобы признаются несостоятельными.
Оспаривая решение, представитель Брянской городской администрации просит его изменить, указав, что обязанность по предоставлению Брянской городской администрацией жилого помещения Аксеновой Н.А необходимо осуществить за счет средств субъекта Российской Федерации – Брянской области, выделенных Департаментом финансов Брянской области.
Данный довод апелляционной жалобы не является основанием для отмены решения суда первой инстанции и подлежит отклонению, поскольку вопрос о выделении Брянской городской администрации денежных средств из средств субъекта Российской Федерации не являлся предметом рассмотрения в настоящем гражданском деле.
Истцом заявлялись требования о возложении на Брянскую городскую администрацию обязанности предоставить Аксеновой Н.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
На основании ст. 12 ГК РФ право выбора способа защиты гражданских прав принадлежит истцу, который в силу ст. 39 ГПК РФ определяет основание и предмет иска.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 № 1626-О в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом.
Дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями ст.196 ГПК РФ в рамках заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия, считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Брянска от 07 июня 2017 года по исковому заявлению Прядка Светланы Викторовны, действующей в интересах недееспособной Аксеновой Надежды Алексеевны, к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации Кулешовой Э.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Парамонова
Судьи И.М. Фролова
Д.А. Цуканов