Дело № 2-1614/2017 |
01 марта 2017 г. |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Р.В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.А.А. к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Приморского района Санкт-Петербурга в отношении предоставления места в детском дошкольном учреждении Т.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обязать ответчика предоставить место в ГБДОУ № по адресу: <данные изъяты>
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика, уточнив размер в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы на копировально-множительные услуги в размере <данные изъяты> рублей, расходы на почтовые отправления в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки (л.д.207).
В обоснование заявленных требований истец указал, что дочь истца Т.С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована в единой книге учета будущих воспитанников государственных образовательных учреждений, а также зарегистрирована в автоматизированной системе учета очередности в государственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования под регистрационным номером № желаемой датой поступления в детский сад был указан ДД.ММ.ГГГГ г.; Т.С.А. посещала группу кратковременного пребывания в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ГБДОУ № по адресу: <адрес> которое находится в непосредственной близости от дома истца; ответчиком был предложен истцу детский сад, расположенный в более, чем в полутора часах езды на общественном транспорте от дома истца, истцу данный вариант не подходит по причинам удаленности от места проживания, высокого риска подвергнуть ребенка заражению инфекционными заболеваниями, непереносимости ребенком поездок в общественном транспорте; в результате указанных обстоятельств ребенок истца лишен права на получение дошкольного образования в группе полного дня, кроме того, мать ребенка – супруга истца не имеет возможности выйти на работу при том, что ребенок достиг возраста трех лет.
Истец Т.А.А., представитель истца адвокат Н.Д.Д., действующая на основании ордера, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Ответчик Администрация Приморского района Санкт-Петербурга в лице представителя В.Л.Н., действующей на основании доверенности, в судебное заседание явился, представитель ответчика против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в письменном возражении (л.д.217-219), пояснила, что истцу предлагалось место в группе полного и кратковременного дня, истец отказался от данных предложений (л.д.265).
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Т.А.А. и его супруга Т.Е.В. имеют дочь Т.С.А. (л.д.10).
Истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.11-12, 17).
ДД.ММ.ГГГГ Т.Е.В. обратилась в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением о регистрации ее ребенка Т.С.А., ДД.ММ.ГГГГ, в книге учета будущих воспитанников для устройства в образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования (л.д.220-223).
Из данного заявления следует, что Т.Е.В. не были указаны пожелания по конкретному дошкольному образовательному учреждению (л.д.222).
На основании обращения Т.Е.В. в ДД.ММ.ГГГГ году в Администрацию Приморского района ее дочь Т.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет будущих воспитанников государственных образовательных учреждений Приморского района Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В подтверждение данного факта Т.Е.В. выдано уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Т.С.А. в книге учета будущих воспитанников государственных образовательных учреждений Приморского района Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (л.д.19).
В уведомлении указано, что для получения направления в образовательное учреждение законный представитель может обратиться в Комиссию по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Приморского района Санкт-Петербурга было выдано направление Т.С.А. в Детский сад № (ГКП) (л.д.79).
ДД.ММ.ГГГГ между ГБДОУ «Детский сад №» и Т.Е.А. заключен договор в интересах несовершеннолетней Т.С.А., в соответствии с которым Т.С.А. подлежала зачислению в группу кратковременного пребывания, договор был заключен на срок по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81-83).
ДД.ММ.ГГГГ Т.Е.В. было подано заявление на имя заведующего ГБДОУ «Детский сад №» об отчислении Т.С.А. из ГБДОУ «Детский сад №» с ДД.ММ.ГГГГ в связи с переводом в детский сад № (л.д.84).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Приморского района Санкт-Петербурга было выдано направление Т.С.А. в Детский сад № (ГКП) (л.д.69).
ДД.ММ.ГГГГ между ГБДОУ «Детский сад №» и Т.Е.А. заключен договор в интересах несовершеннолетней Т.С.А. на оказание услуг в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования, содержание воспитанника в образовательной организации, присмотр и уход за воспитанником, срок основания образовательной программы составляет один год, режим пребывания воспитанника в образовательной организации - четырехчасовой (л.д.65-67).
ДД.ММ.ГГГГ Т.Е.В. было подано заявление на имя заведующего ГБДОУ «Детский сад №» об отчислении Т.С.А. из ГБДОУ «Детский сад №» в связи с окончанием срока действия договора (л.д.64).
Истец обратился в электронную приемную Администрации Приморского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил обеспечить прием Т.С.А. в ГБДОУ «Детский сад №» Приморского района Санкт-Петербурга в группу полного дня (л.д.20-21).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Приморского района Санкт-Петербурга указала заявителю на то, что заявление истца будет рассмотрено в период с ДД.ММ.ГГГГ, о принятом решении заявитель будет уведомлен (л.д.22).
В письме Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено об отсутствии мест в группе полного дня образовательных учреждений, расположенных в микрорайоне проживания семьи истца, было предложено место в группе полного дня в детском саду №, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в детском саду №, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.60-61).
Данное письмо было направлено заявителю по почте ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовой квитанцией (л.д.62).
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Т.Е.В. отказалась от детского сада № (л.д.62).
В судебном заседании истец пояснил, что предложение относительно детского сада № истец не получал, предложение места в детский сад № истец получил, от которого отказался (л.д.265).
В письме Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено об отсутствии мест в группе полного дня образовательных учреждений, расположенных в микрорайоне проживания семьи истца (детские суды №, №, №, №, №, №, №), в связи с предельной укомплектованностью указанных организаций детьми, родители которых имеют право на внеочередное и первоочередное зачисление в дошкольное образовательное учреждение, и детьми, которые поставлены на учет в более ранние сроки, указано на возможность предоставления места в группе полного дня в одном из дошкольных образовательных учреждений, расположенных в микрорайоне станции метро «Черная речка», места в группе кратковременного пребывания Детского сада № с сохранением очереди в группу полного дня (л.д.260-262).
В судебном заседании истец пояснил, что предоставление места в группе кратковременного дня в детском саду № истца не устраивает, так как ребенку необходимо посещение группы полного дня (л.д.265).
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Такое понимание спорных правоотношений согласуется с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 13 августа 2014 г. № 35-КГ14-2, которые, исходя из принципа единообразия в толковании и применении норм права, являются обязательными для судов.
Таким образом, реализуя государственные обязательства по обеспечению равного и общедоступного права на прием ребенка заявителя в государственное дошкольное образовательное учреждение администрация Приморского района Санкт-Петербурга не вправе при соответствии несовершеннолетнего требованиям, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отказать в предоставлении соответствующего места в образовательном учреждении, указав на отсутствие свободных мест.
Регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установил, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч.3 ст.67 данного Федерального закона).
Вместе с тем ч.4 ст.67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" допускает возможность отказа в приеме в муниципальную (государственную) образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест.
В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, законодатель, исходя из невозможности и недопустимости по существу отказа несовершеннолетнему в его праве на доступ в дошкольное образовательное учреждение, фактически возлагает на органы, реализующие соответствующие полномочия, обязанность предоставления запрошенного места в ином образовательном учреждении на территории полномочий органа, принимающего решение.
Согласно пп.7 п.1 ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пп.1 п.3 ст.44 названного Закона закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Действительно пунктом 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014, режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом.
Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8-, 10,5-часового пребывания); продленного дня (13-, 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Вместе с тем исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов обучения несовершеннолетнего, образовательного учреждения, следует сделать вывод, что группы кратковременного пребывания не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня; выбор конкретной группы дошкольного образовательного учреждения, исходя из базовых принципов, законом отнесен к компетенции родителей несовершеннолетнего.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что истцу предлагались места в группе полного дня в детских садах №, №, а также детских садах, расположенных в районе станции метро «Черная речка». Из пояснений истца следует, что данные учреждения не подходят истцу по причине значительной удаленности от дома истца.
Как указано в п.2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Вместе с тем термин "разумное географическое удаление" и "пешеходная доступность" не являются тождественными.
Термин "пешеходная доступность" использовался СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", которые устанавливали требования к строящимся дошкольным организациям и утратили силу 29 июля 2013 года.
Регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установил, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч.3 ст.67 данного Федерального закона).
По смыслу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по осуществлению комплектования государственных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, подведомственных администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 03.08.2015 № 3748-р, орган, уполномоченный принимать решения по обеспечению дошкольного образования несовершеннолетних, в случае отсутствия мест в заявленном образовательном учреждении вправе и обязан предложить альтернативные варианты, исходя из подведомственной ему территории.
В рассмотренном случае такая территория определяется границами административного района (Приморского) Санкт-Петербурга.
При этом уже право законных представителей несовершеннолетнего принять такое предложение, либо сохранить место в очереди и ожидать ее подхода для получения места в запрошенном ими образовательном учреждении.
Истцом в материалы дела представлена справка, выданная в отношении Т.С.А. ООО «<данные изъяты>»), имеющим соответствующую лицензию (л.д.239-241), в которой указан диагноз: функциональное нарушение кишечника, рекомендовано ограничить поездки в транспорте (л.д.24).
Вместе с тем Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по осуществлению комплектования государственных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, подведомственных администрации района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-р, не содержат в качестве основания для внеочередного или первоочередного предоставления места в дошкольном образовательном учреждении невозможность по состоянию здоровья совершать поездки в транспорте.
Поскольку законный представитель Т.С.А. отказался от предоставления места в группе полного дня в детском саду №, а также истец пояснил, что предложенное ответчиком место в группе полного дня в детском саду № ему также не подходит в силу отдаленности от места жительства (л.д.265), учитывая, что данные дошкольные образовательные учреждения находятся на территории Приморского административного района Санкт-Петербурга, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия ответчика, выразившегося в непредоставлении ребенку истца места в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства истца.
Кроме того, истец просит обязать ответчика предоставить место в ГБДОУ № по адресу: <адрес>, как пояснил истец, в группе полного дня (л.д.265).
Административным регламентом администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по осуществлению комплектования государственных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, подведомственных администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-р, предусмотрены случаи внеочередного и первоочередного зачисления детей в образовательную организацию (п.1.2.3, п.1.2.4).
В соответствии с п.1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Из представленной ответчиком справки следует, что в детском саду № имеется четыре групповых помещения площадью 50,4 кв.м, 50,4 кв.м, 50,8 кв.м, 51,8 кв.м. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность одной группы составляет 34 человека, остальных групп по 33 человека (л.д.70-78).
Исходя из указанного требования СанПиН численность группы, занимающей помещение площадью 50,4 кв.м, должна составлять не более 25 человек, численность группы, занимающей помещение площадью 50,8 кв.м, должна составлять не более 25 человек, численность группы, занимающей помещение площадью 51,8 кв.м, должна составлять не более 26 человек.
Следовательно, из содержания данной справки следует, что свободных мест в группах полного дня в детском саду № не имеется.
Кроме того, из данной справки, а также из представленных ответчиком копий листов книги учета будущих воспитанников государственных образовательных учреждений Приморского района Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (л.д.242-259), следует, что места в детском саду № предоставлены детям, поставленными на учет ранее постановки на учет ребенка истца, а также детям, имеющими право на внеочередное или первоочередное зачисление.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению ребенку истца места в группе полного дня в детском саду №.
Поскольку требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя, расходов на копировально-множительные услуги, почтовых расходов является заявлением о распределении судебных расходов, то данное требование не подлежит удовлетворению в силу того, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Т.А.А. к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Судья Н.Ю.Петрова