дело № 5-152/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Сибай 18 октября 2017 года
Судья Сибайского городского суда Республики Башкортостан Кутлубаев Азамат Агзамович (адрес: 453833, РБ, г. Сибай, ул. К. Цеткин, д. ?, тел.5-44-44),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
Шаяхметов Э. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, не работающего, холостого, номер телефона №, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
привлекаемого к административной ответственности по ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ с 14.30 часов до 16.30 часов с левой стороны от здания МФК «Зауралье» по адресу: <адрес>, Шаяхметов Э. М. после официального требования сотрудника полиции о недопущении нарушения законодательства, принял активное участие в митинге, не согласованном с Администрацией ГО г.Сибай РБ, а именно выступал перед собравшимися гражданами по вопросам общественно-политической ситуации в стране в присутствии около 150 граждан, чем нарушил требования п.1 ч.3 ст.6 Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В судебное заседание Шаяхметов Э. М. не явился, хотя извещен о его времени и месте проведения своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, что позволяет рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив и оценив материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо не согласованном с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что ДД.ММ.ГГГГ с 14.30 часов до 16.30 часов с левой стороны от здания МФК «Зауралье» по адресу: <адрес>, Шаяхметов Э. М. после официального требования сотрудника полиции о недопущении нарушения законодательства, принял активное участие в митинге, не согласованном с Администрацией ГО г.Сибай РБ, а именно выступал перед собравшимися гражданами по вопросам общественно-политической ситуации в стране в присутствии около 150 граждан, тем самым нарушил возложенные на него п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Шаяхметов Э. М. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении серии АП № (015) 3603 от ДД.ММ.ГГГГ с описанием события правонарушения; рапортом сотрудника ОМВД России по г.Сибай РБ от ДД.ММ.ГГГГ; видеозаписью; копией уведомления о проведении публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; копией ответа Администрации ГО г.Сибай РБ от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением Шаяхметов Э. М. от ДД.ММ.ГГГГ; копией объяснений свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Шаяхметов Э. М. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Действия Шаяхметов Э. М., как участника не согласованного с органами исполнительной власти или местного самоуправления публичного мероприятия, нарушившего установленный порядок его проведения, квалифицирую по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч.1 ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Шаяхметов Э. М., нахожу признание вины.
Отягчающих обстоятельств не имеется.
Каких-либо данных, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, а также наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, Шаяхметов Э. М. не представлено.
Принимая во внимание характер совершенного Шаяхметов Э. М. административного правонарушения, личность виновного, его отношение к содеянному, наличие смягчающего обстоятельства, его материальное положение, отсутствие заработка, полагаю необходимым назначить ему административное наказание в виде обязательных работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Шаяхметов Э. М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде обязательных работ сроком на 30 (тридцать) часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Кутлубаев А.А.