Решение по делу № 2-636/2017 от 29.03.2017

Дело № 2-636/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 мая 2017 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Калгановой С.В.,

при секретаре судебного заседания – Лёвине Е.В.,

с участием помощника Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора – Жукова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов государства, общества и неопределенного круга лиц, о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСАНОВИЛ:

Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать информацию, размещенную на интернет страницах: http://kush-kaya.ru о предоставлении туристических услуг кемпинг-парка Куш-Кая в урочище Батилиман информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Заявление мотивировано тем, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для особо охраняемой природной территории.

Установлено, что в сети Интернет на WEB-сайте http://kush-kaya.ru/ содержится информация о размещении кемпинг-парка Куш-Кая и об организации и продаже услуг в сфере размещения (проживания), скалолазания и альпинизма в границах государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Мыс Айя». Предлагается проживание в домиках с обогревателем, туалетом, душем с горячей водой, проживание в палатке, на территории кемпинга предлагается пользование кухней с газовыми, электрическими плитами; постоянное электричество, освещение, Wi-Fi; туалеты, летние душевые кабинки; холодильники; стиральные машины; скалолазный стенд; организованный вывоз мусора. Кроме этого по предварительным заявкам организуется питание; обучение альпинизму и скалолазанию; проведение тренировки и тимбилдинговые мероприятия с использованием оборудования лазертаг и страйкбол; Также на территории кемпинга Куш-Кая проводятся: соревнования по альпинизму и скалолазанию; фестивали и мастерклассы; семинары по пробивке скалолазных трасс; детские военно-патриотические и спортивные лагеря.

Указанный WEB-сайт создан для целей рекламы и продажи туристического продукта, посещение WEB-сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. Размещение указанной информации противоречит требованиям закона.

Прокурор в судебном заседании заявление поддержал по изложенным в нем основаниям и настаивал на его удовлетворении.

Заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены в порядке, установленном ГПК РФ, сведений о причинах неявки представителей суду не представили.

Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе, об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Перечень фактов, имеющих юридическое значение, установленный ч. 2ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. В силу п. 10 ч. 2 указанной статьи ГПК РФ судом могут быть установлены другие имеющие юридическое значение факты.

Заявление прокурора по настоящему делу подано в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке главы 28 ГПК РФ с целью установления имеющего юридическое значение факта - признание информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

С учетом изложенного имеются основания полагать, что такое заявление подлежит рассмотрению в гражданском судопроизводстве по правилам особого производства.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (п. 13 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Постановлением Правительства Севастополя от 25.05.2015 № 417-ПП «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в городе Севастополе» государственный природный ландшафтный заказник «Мыс Айя» утвержден как государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Мыс Айя» (далее-Заказник).

Согласно п. 11 Положения о ландшафтном заказнике общегосударственного значения «Мыс Айя», утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 29.04.2016 № 409-ПП (далее – Положение), целями заказника являются сохранение его уникального природного ландшафта в зоне контакта Главной гряды Крымских гор и Черного моря на западной границе Южного берега Крыма и его высокого уровня эстетической привлекательности, охрана, сохранение и воспроизводство генофонда растительного и животного мира, сохранение прилегающей морской территории.

Согласно п. 13 Положения, в заказнике запрещена деятельность, противоречащая его целям и задачам, в том числе: строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, интродукция (заселение, введение, переселение, выпуск) новых видов растений и животных без согласования с Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее – Севприроднадзором), устройство свалок, замусоривание, замусоривание и загрязнение бытовыми и промышленными отходами, самовольное оборудование троп и мест отдыха, устройство туристических стоянок и лагерей, устройство и разведение костров, нанесение надписей на скальных и каменных поверхностях, иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству и обеспечению комплексов и их компонентов.

Внешние границы заказника на суше совпадают с границами лесных кварталов, которые входят в его состав (квартал 54, 67, 77, 82, 83 Чернореченского лесничества; квартал 9 и урочище Батилиман на территории Орлиновского лесничества – согласно материалам лесоустройства 1976 года, действующим на момент создания ландшафтного заказника общегосударственного значения «Мыс Айя».) Площадь заказника составляет 1340 га. Географически Заказник «Мыс Айя» расположен на крайнем западе Южного берега Крыма. Массив мыса Айя образован скалистой общиной Кокия - Кала. С севера к ней примыкает гора Самналих - Бурун, с востока - гора Куш- Кая, образуя единую систему горных хребтов. С запада скалистое побережье переходит в урочище Аязьма. Природный комплекс заказника «Мыс Айя» включает сам мыс Айя, урочища Аязьма и Батилиман, а также акваторию вдоль побережья шириной 300 м.

Согласно информации сайта WEB-сайте http://kush-kaya.ru/, кемпинг находится в урочище Батилиман (лесистое побережье, расположенное под отвесными скальными стенами горы Куш-Кая в западной части южного берега Крыма. К востоку от этого урочища находится Ласпинская бухта, к западу - мыс Айя).

Таким образом, кемпинг находится в границах ландшафтного заказника общегосударственного значения «Мыс Айя», что подтверждается картографическими материалами с WEB-сайта публичной кадастровой карты России и сайта кемпинга в урочище Батилиман http://kush-kaya.ru/.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 24 Закона Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ (далее - Закона №33-ФЗ), на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В соответствии со ст. 36 Закона №33-ФЗ определено, что законодательством устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

В соответствии с разъяснениями указанными в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гарантированное статьей 42

Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных частью 1 статьи 9, частью 2 статьи 36, статьей 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивается в том числе путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

При рассмотрении дел об экологических правонарушениях судам следует руководствоваться положениями гражданского, административного, уголовного и иного отраслевого законодательства, в том числе положениями Земельного, Лесного, Водного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования.

Статья 8.39 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Так же, предусмотрена и уголовная ответственность за незаконная добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено на особо охраняемых природных территориях (п. «г» части 1 ст. 256 УК РФ) и за нарушение режима национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба (статьей 262 УК РФ).

Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, побуждающей к совершению действий по нарушению режима на особо охраняемой природной территории, за осуществление которых законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.

Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 2 ч. 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения сайта в реестр доменных имен может являться вступившее в законную силу решение суда о признании распространяемой посредством сети «Интернет» информации запрещенной к распространению.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр доменных имен). В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

Основанием для включения в Единый реестр доменных имен сведений, указанных в части 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

От установления данного факта зависит возникновение у уполномоченного органа права на включение сайтов в Единый реестр доменных имен для последующей блокировки к ним доступа.

Иного, кроме судебного, порядка запрета доступа к указанной информации действующим законодательством не предусмотрено, как и иного, кроме судебного решения, документа, служащего основанием для включения в Единый реестр доменных имен таких сведений.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность, ограничения и запрета распространения информации через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность, в том числе, путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен.

На момент проверки данные указатели страниц сайта, на котором размещена указанная информация, в Едином реестре доменных имен отсутствует (http://kush-kaya.ru).

В преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Одними из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются сохранение благоприятной окружающей среды, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, побуждающей граждан нарушать режим особой охраны государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Мыс Айя», фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и гарантированную Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на странице http://kush-kaya.ru.

Обращаясь с настоящим заявлением, прокурор реализует полномочия по обращению в суд в защиту интересов государства, а также в защиту неопределенного круга лиц, предоставленные ему ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку круг лиц, права которых нарушены, индивидуализировать невозможно.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора, направленные на защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Заявление Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов государства, общества и неопределенного круга лиц, о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

    Признать информацию, размещенную на интернет странице: http://kush-kaya.ru о предоставлении туристических услуг кемпинг-парка Куш-Кая в урочище Батилиман информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

    Настоящее решение суда является основанием для включения страниц сайтов в сети Интернет http://kush-kaya.ru в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Ленинского районного суда

<адрес>                                                                       С.В.Калганова

2-636/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
29.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2017Передача материалов судье
30.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2017Судебное заседание
03.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее