Решение по делу № 2-6540/2017 от 07.04.2017

Дело № 2-6540\2017

Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2017 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Васильковой О.М.,

при секретаре Завьяловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахимова Р. Р., Рахимовой М. М. к Управлению МВД России по г.Екатеринбургу о восстановлении на учете,

УСТАНОВИЛ:

Рахимов Р.Р. и Рахимова М.М. обратились в суд с иском к УМВД России по г.Екатеринбургу о восстановлении истцов в списке нуждающихся в жилых помещениях с <данные изъяты> <данные изъяты>

В обоснование заявленного иска указано на то, что Рахимов Р.Р. проходил службу в органах внутренних дел. <данные изъяты> истец обратился с рапортом на имя начальника <данные изъяты> РУВД г.Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, с приложением соответствующих документов. С указанного времени истцы состояли на учете, ежегодно представляя необходимые документы в подтверждение наличия права состоять на учете. При этом ответчик, как и УВД района никакие требования, в том числе о предоставлении дополнительных документов, не предъявляли, более того, неоднократно подтверждали тот факт, что Рахимов Р.Р. в порядке, предусмотренном законом был поставлен на учет и состоял на нем в связи с необеспеченностью жилым помещением. В то же время, <данные изъяты> <данные изъяты> истец был снят с учета в связи с отсутствием документов, подтверждающих право состоять на учете, учетное дело сохранено не было. Данные действия, по мнению истца, являются незаконными, нарушающими право на получение жилого помещения, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истец Рахимов Р.Р. и его представитель на иске настаивали, дополнительно указав, что представленная выписка из протокола ЖБК о снятии истца с учета не основана на законе, поскольку ответчиком не указано конкретное правовое основания, предусмотренное Жилищным кодексом Российской Федерации снятия с учета.

В судебном заседании представители ответчика и третьего лица ГУ МВД России по <данные изъяты> области просили в удовлетворении иска отказать, так как при принятии оспариваемых решений отсутствовали первичные документы, необходимые для принятия на учет. Более того, рапорт истца очевидно подписан не <данные изъяты> либо не истцом. Таким образом, у суда отсутствуют объективные, достоверные и достаточные доказательства наличия у истцов права состоять на учете и принятия их на данный учет в установленном законом порядке.

В судебное заседание не явилась Рахимова М.М., о проведении слушания дела извещена надлежащим образом и своевременно. С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил разрешить иск при установленной явке.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные сторонами доказательства, по итогам их исследования и совокупной оценки, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдением и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищного строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 455-О от 03.11.2006 года, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).

В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из принципов жилищного законодательства является необходимость обеспечения безопасности жилища, недопустимости произвольного лишения жилища.

Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно представленным суду документам, Рахимов Р.Р. проходит службу в органах внутренних дел с <данные изъяты> по настоящее время, а Рахимова М.М. – с <данные изъяты> <данные изъяты> по настоящее время.

Решением Жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г.Екатеринбургу от <данные изъяты> (протокол <данные изъяты>) истец снят с учета с указанием на то, что документы, необходимые для принятия решения о постановке на учет в <данные изъяты> отсутствуют, протокол также не представлен.

Как следует из материалов дела, Рахимов Р.Р. обратился с рапортом на имя начальника <данные изъяты> РУВД г.Екатеринбурга о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Рапорт датирован <данные изъяты> Обращение с рапортом именно в этот день оспорен ответчиком, однако доказательства в подтверждение этих возражений суду не представлены. Само по себе написание даты иным шрифтом, ручкой и сомнения о принадлежности почерка истцу, не может являться основанием для признания этих доводов установленными фактами.

Более того, согласно Списку очередности сотрудников <данные изъяты> района г.Екатеринбурга на <данные изъяты> истец значится в данных списках, с указанием даты постановки на учет как <данные изъяты> Эти списки содержат данные о гражданах, поставленных на учет с <данные изъяты> соответственно сам факт их утверждения после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года) не имеет правового значения, так как существенным является то, когда граждане были включены в список.

Также истец настаивал на том, что при обращении в ЖБК все необходимые документы были им представлены, впоследствии никакие решения о снятии с учета, отказе в принятии на учет заинтересованными лицами не принимались и истцу не направлялись.

Сам по себе факт того, что истцом были переданы не все документы, на что ссылается ответчик, не свидетельствует о недобросовестности поведения истца. Когда как иные документы у истцов не запрашивались.

Также значимым является тот факт, что истец состоял на учете, что также подтверждается соответствующими списками.

Основания, по которым истец, как указывает ответчик, незаконно числившийся на учете, значился в списках, суду не указаны.

Ответчиком не учтено, что в правоотношениях с гражданами, реализацией ими своих жилищных прав, ошибочность, халатность со стороны должностных лиц уполномоченных органов также должна быть доказана соответствующими относимыми и достоверными доказательствами.

В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РСФСР, согласно ст.ст. 28, 30, 31 которого граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

На момент возникновения, по мнению истца, спорных правоотношений (2005 год) порядок постановки на учет был регламентирован Законом Свердловской области от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области», согласно ст.ст. 13, 14, 15, 17, 18 которого для принятия на учет гражданин подает заявление. Заявление подписывается проживающими совместно с ним совершеннолетними членами семьи.

К заявлению прилагаются: справка с места жительства; справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии, а также стоимости жилища на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи; в необходимых случаях другие документы, подтверждающие право для постановки на учет и предоставления жилища, в соответствии со ст. 8, 9 настоящего Закона.

В случае наличия у граждан нескольких квартир или комнат, занимаемых по договору аренды, найма и на праве собственности, расчет площади при принятии на учет производится, исходя из суммарного размера всех занимаемых жилых помещений.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилище.

Поступившие заявления рассматриваются в течение одного месяца со дня представления всех необходимых документов.

Заявления граждан проверяются органами местного самоуправления и общественными жилищными комиссиями, а на предприятиях - лицом, уполномоченным руководством предприятия и общественными комиссиями; о результатах проверки составляется акт и осуществляется письменное уведомление граждан о принятии на учет с указанием способа улучшения жилищных условий.

В случае отказа в приеме на учет нуждающихся в предоставлении жилища на условиях найма жилого помещения в социальном жилищном фонде, гражданин по его требованию принимается на учет для получения жилища в аренду или в собственность в домах муниципального или государственного жилищных фондов. Отказ в постановке на учет может быть обжалован гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего постановления главы местного самоуправления, а на предприятиях - со дня вынесения решения руководства предприятия по согласованию с профсоюзными организациями.

При одновременном рассмотрении заявлений нескольких граждан их очередность определяется по дате подачи ими заявления с необходимыми документами.

Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилище, которая ведется в органах местного самоуправления, на предприятиях и в организациях по установленной форме.

На каждого гражданина, принятого на учет нуждающихся в жилище, заводится учетное дело, в котором содержатся необходимые документы. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета граждан, нуждающихся в жилище.

Органы местного самоуправления и предприятия обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в жилище.

Списки граждан, нуждающихся в жилище, и их учетные дела хранятся три года после предоставления жилого помещения, а Книга выдачи ордеров - в течение 25 лет.

Органы местного самоуправления, предприятия и организации ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилище.

В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников, а для состоящих на учете для получения жилища на условиях найма - сведения о доходах и наличии жилища, недвижимого или иного имущества, подлежащего государственной регистрации в соответствии со ст. 13 настоящего Закона, и уточняются списки граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилище.

Согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Истец указал, что он обращался с рапортом о принятии на учет, что свидетельствует о том, что Рахимов Р.Р. выразил свою волю быть принятым на учет. Какие-либо действия, в том числе, по принятию решения об отказе в принятии на учет, ответчиком приняты не были, дополнительные документы истребованы не были, когда как истец несколько лет значился в соответствующих списках, что ответчиком не опровергнуто.

Само по себе принятие решения на основании поданного гражданином рапорта является обязанностью уполномоченного органа, бездействие же которого не должно влечь за собой негативные правовые последствия для лица, совершившего все необходимые юридически значимые действия и заявившего о наличии права на обеспечение жилым помещением.

Право истца быть поставленным на учет никем из заинтересованных лиц не оспаривается.

Решение об исключении из списков в связи с ненуждаемостью истца, ответчиком принято не было.

Рахимов Р.Р. в судебном заседании указал, что при первоначальном обращении с заявление о принятии на учет и при принятии положительного решения, никакие требования, в том числе о предоставлении дополнительных документов, не предъявлялись. В течение длительного периода истец состоял на учете и рассчитывал на предоставление жилого помещения.

Таким образом, ответчиком в течение продолжительного периода времени признавалось и не оспаривалось право истца на принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а имеющиеся в материалах учетного дела документы подтверждают факт принятия на данный учет и нахождение в списках сотрудников, имеющих право на предоставление жилого помещения вплоть до исключения из очереди.

При этом ЖБК при подаче документов, никакие дополнительные сведения не истребовала, решения об отказе в принятии на учет не принимала, более того, в течение длительного времени истребовались документы в подтверждение статуса истца.

Таким образом, суд признает неправомерными действия должностных лиц, повлекших за собой нарушение прав истцов, которые в порядке и по основаниям, предусмотренным в законе, имея право на обеспечение жилым помещением, обратились в уполномоченный орган, были поставлены на учет, что прямо следует из учетного дела, и незаконно были исключены с учета, учитывая, что именно на ЖБК лежала обязанность принять соответствующее решение о принятии на учет, запросить у истцов или истребовать самостоятельно необходимые сведения, однако этого в течение значительного периода времени сделано не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Управление МВД России по г.Екатеринбургу восстановить Рахимова Р. Р., Рахимову М. М. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты принятия на учет – <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья подпись Василькова О.М.

Копия верна

Судья:

Секретарь:

2-6540/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Рахимова М.М.
Рахимов Р.Р.
Ответчики
УМВД России по г. Ектатеринбургу
Жилищно-бытовая комиссия УМВД РФ по г. Екатеринбургу
Другие
ГУ МВД России по Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
07.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2017Передача материалов судье
11.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2017Судебное заседание
10.07.2017Судебное заседание
08.08.2017Судебное заседание
08.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее