Дело №2а-710/2019
(УИД 24RS0017-01-2018-004424-05)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Игнатенко Ю. А., Колесовой Н. В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
Игнатенко Ю.А., Колесова Н.В. обратились в суд к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с административным иском о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административные истцы являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. 12.07.2018 года они обратились к ответчику с совместным заявлением о предоставлении им в собственность бесплатно без проведения торгов ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного под принадлежащим им жилым домом, однако получили отказ со ссылкой на то, что в ЕГРН отсутствуют сведения об установлении в отношении спорного земельного участка вида его разрешенного использования и кадастровой стоимости. Данный отказ истцы считают незаконным, поскольку он фактически лишает их права приобрести в собственность земельный участок под находящимся в собственности жилым домом. На основании изложенного просили признать незаконным отказ в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 788 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, изложенный в письме ДМИиЗО администрации г. Красноярска № от 06.08.2018 года.
В зал суда административные истцы Игнатенко Ю.А., Колесова Н.В., их представитель Яковлева А.Н. (доверенность в деле), представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении не просили.
В ранее представленном отзыве на иск представитель административного ответчика Иванова Н.С. (доверенность в деле) просила в удовлетворении требований отказать, поскольку согласно выписке из ЕГРН в отношении испрашиваемого административными истцами земельного участка не установлен вид разрешенного использования, не определена его кадастровая стоимость, кроме того испрашиваемый участок расположен одновременно в двух территориальных зонах, что в соответствии с пп. 20 ст. 39.16 ЗК РФ является основанием для принятия решения об отказе в его предоставлении заявителям.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах суд расценивает неявку сторон в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 146 КАС РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То есть земельные участки следуют судьбе находящихся на них объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч.ч.1,2 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений, в иных в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Как следует из материалов дела, административный истец Колесова Н.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 20.05.1982 года является собственником 3/5 долей в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Собственником оставшихся 2/5 долей является Игнатенко Ю.А. на основании договора купли-продажи от 13.10.1995 года (л.д. 34, 37-41).
Вышеуказанный жилой дом расположен на ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 788 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов.
12.07.2018 года административные истцы обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении им спорного земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № от 06.08.2018 года административным истцам было отказано в предоставления земельного участка в собственность со ссылкой на отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости.
Обсуждая законность и обоснованность данного отказа, суд отмечает следующее.
Поскольку формирование земельных участков относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на орган местного самоуправления возложены, в том числе, полномочия по предоставлению земельных участков в собственность за плату.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска, утвержденным Распоряжением от 23.05.2013г. №110-р, Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Основанием для отказа административным истцам в предоставлении земельного участка под жилым домом в собственность явилось отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и его кадастровой стоимости; при этом административным ответчиком принято решение об отказе в предоставлении административным истцам спорного земельного участка в собственность за плату, в то время, как они просили о его предоставлении бесплатно.
В силу положений п.4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 9.1 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Право общей долевой собственности Колесовой Н.В. и Игнатенко Ю.А. на домовладение по <адрес> возникло до введения в действие Земельного кодекса РФ, указанный участок был изначально предоставлен для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, административные истцы имеют право на получение расположенного под их домовладением земельного участка в собственность бесплатно.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
В статье 39.16 Земельного кодекса в числе прочих приведено следующее самостоятельное основание для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц - в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования (пункт 20).
Пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса устанавливает, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пункт 3 названной нормы устанавливает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты. При этом в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из указанных норм, виды разрешенного использования земельных участков применительно к соответствующей территориальной зоне считаются установленными с момента утверждения правил землепользования и застройки.
Само по себе отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования не свидетельствует о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлен вид его разрешенного использования.
Каких-либо доказательств тому, что земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, либо отнесен к иным землям, изъятым из оборота, суду не представлено. Никаких объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, на нем расположен только жилой дом, который находится в индивидуальной собственности административных истцов. Площадь и границы истребуемого земельного участка определены с учетом расположения на нем жилого дома и необходимости его обслуживания.
Поскольку административные истцы просили предоставить им спорный земельный участок в собственность бесплатно по правилам п.4 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», отсутствие сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка также не являлось препятствием для его предоставления.
Иных предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении административным истцам земельного участка, находящегося под принадлежащим им жилым домом, с собственность бесплатно на момент их обращения с заявлением не имелось. В этой связи отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставления административным истцам земельного участка является необоснованным.
Таким образом, требования административных истцов о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 788 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, № от 06.08.2018 года, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-177,227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Игнатенко Ю. А., Колесовой Н. В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 788 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, изложенный в письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № от 06.08.2018 года.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение одного месяца после вступления решения в силу предоставить Колесовой Н. В., Игнатенко Ю. А. в собственность бесплатно без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 788 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 23 января 2019 года
Судья И.Г. Медведев