Решение по делу № 2а-4661/2019 от 02.07.2019

Дело № 2а-4661/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2019 года                                              г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Щербаковой С.О.,

с участием представителя административного истца администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Тихонова А.М.,

представителя административного ответчика Управления федерального казначейства по Камчатскому краю Чертищевой Е.В.,

представителя заинтересованного лица АО АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» Шмойловой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Управлению федерального казначейства по Камчатскому краю об оспаривании действия по принятию исполнительного листа к исполнению,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Администрация) обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на те обстоятельства, что на основании заявления взыскателя АО АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (далее – Банк) исполнительный документ серии от ДД.ММ.ГГГГ одновременно с решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 05 октября 2018 года по делу №2-371/17 и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 08 февраля 2018 года по делу №33-301/2018 принят Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - УФК по Камчатскому краю) для организации исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа. Предъявленный исполнительный лист незаконно принят административным ответчиком, так как он содержит указание на порядок исполнения решения суда с обращением взыскания на имущество должника, путем его продажи с публичных торгов и последующим удовлетворением требований взыскателя за счет средств от продажи данного имущества. Согласно положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по совершению действий обязывающего характера в отношении бюджетополучателей, являющихся должниками по исполнительным документам, в процессе исполнения судебных актов. В соответствии с Федеральным законом №229-ФЗ «Об исполнительно производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Действия УФК по Камчатскому краю нарушают законные права и интересы Администрации и незаконно возлагают на нее обязанность по расходованию бюджетных средств, в связи с чем, административный истец просил суд признать действия УФК по Камчатскому краю по принятию исполнительного листа и организации исполнения судебных актов незаконными и возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, путем возврата исполнительного листа в соответствии со статьей 241.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 16 мая 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 12 июля 2018 года, в удовлетворении административного иска отказано.

    Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2019 года указанное и решение и апелляционное определение отмены, административное дело по административному исковому заявлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Управлению федерального казначейства по Камчатскому краю об оспаривании действия по принятию исполнительного листа к исполнению и возложении обязанности о возвращении исполнительного листа направлено на новое рассмотрение в Петропавловск-Камчатский городской суд.

    При новом рассмотрении дела представитель административного истца администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Тихонов А.М. уточнил исковые требования, просил признать действия УФК по Камчатскому краю по принятию исполнительного листа серии от ДД.ММ.ГГГГ для организации исполнения судебных актов в порядке, предусматривающем обращение взыскания на средства бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, незаконным. Дополнительно пояснил, что согласно решению суда по гражданскому делу №2-371/2017 удовлетворение заявленных Банком требований производится за счет имущества (квартиры), находящегося в залоге у Банка, путем реализации данного имущества на торгах. Таким образом размер взыскиваемой с Администрации в пользу Банка суммы ограничен размером денежных средств, полученных в результате продажи квартиры, что свидетельствует о том, что конкретный размер денежных средств в исполнительном листе не определен. УФК по Камчатскому краю не вправе было принимать к исполнению исполнительный лист.

    Представитель административного ответчика Управления федерального казначейства по Камчатскому краю Чертищева Е.В., действующая на основании доверенности, полагала иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению. Пояснила, что 29 марта 2018 года в УФК по Камчатскому краю поступило заявление от АО АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» и исполнительный лист, содержащий требование о взыскании с Администрации твердой денежной суммы. У Управления не было оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.

    Представитель заинтересованного лица АО АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» Шмойлова Ю.Н., действующая на основании доверенности, полагала иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению. Пояснила, что в порядке статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации 29 марта 2018 года исполнительный лист предъявлен для исполнения в УФК по Камчатскому краю для взыскания с Администрации задолженности по кредитным договорам в общей сумме 2 616 041 руб. 78 коп. УФК по Камчатскому краю в пользу Банка было переведено 2 245 000 руб. Поскольку сумма долга, равная стоимости заложенного имущества, была погашена, Банком 28 июня 2018 года в адрес УФК по Камчатскому краю было направлено заявление об отзыве исполнительного листа.

Заинтересованное лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском краю о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 05 октября 2017 года по гражданскому делу № 2-371/17 удовлетворен иск АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО). Постановлено взыскать с администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае в солидарном порядке в пользу АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО) задолженность по кредитным договорам в общей сумме 2 616 041 рубль 78 копеек, в том числе:

– по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 238 411 рублей 67 копеек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которых: 707 130 рублей 67 копеек – ссудная задолженность, 209 523 рубля 79 копеек – проценты за пользование кредитом, 257 003 рубля 62 копейки – неустойка на сумму основного долга, 64 753 рубля 59 копеек – неустойка на сумму невыплаченных процентов;

– по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 377 630 рублей 11 копеек, в том числе: 970 500 рублей – ссудная задолженность, 390 130 рублей 11 копеек – проценты за пользование кредитом,

в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества ФИО1:

с администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – в пределах стоимости квартиры в размере 2 245 000 рублей,

с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае – в пределах стоимости 12,5% доли в уставном капитале <данные изъяты> в размере 248 130 рублей.

Обратить взыскание на залоговое имущество – квартиру, общей площадью 47,2 кв.м, , расположенную по адресу: <адрес>, принадлежавшую на праве собственности ФИО1, путем реализации с публичных торгов, определив начальную продажную цену залогового имущества в размере 1 796 000 рублей.

Возместить АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО) расходы по уплате государственной пошлины в размере 26 665 рублей 65 копеек за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 08 февраля 2018 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 05 октября 2017 года изменено в части распределения судебных расходов. Девятый абзац резолютивной части решения постановлено изложить в следующей редакции: «Взыскать с администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО) судебные расходы истца по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 20 424 рублей 92 копеек. Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае в пользу АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк» (АО) судебные расходы истца по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 2 269 рублей 44 копейки». В остальной части решение оставлено без изменения.

29 марта 2018 года Банк предъявил в УФК по Камчатскому краю указанный исполнительный лист для принудительного исполнения. В заявлении взыскателя указано, что исполнительный лист направлен в части взыскания с Администрации задолженности по кредитным договорам в общей сумме 2 616 041 рубль 78 копеек.

02 апреля 2018 года УФК по Камчатскому краю направило в Администрацию уведомление о поступлении исполнительного документа серии от ДД.ММ.ГГГГ и необходимости предоставления в течение 10 рабочих дней следующих документов: информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.

Не согласившись с действиями УФК по Камчатскому краю, выразившимися в принятии исполнительного листа серии от ДД.ММ.ГГГГ к организации исполнения судебных актов, в порядке, предусматривающем обращение взыскание на средства бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрация обратилась с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 239 данного Кодекса).

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, являясь органом местного самоуправления, наделенным правами юридического лица, согласно положениям статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» является муниципальным казенным учреждением.

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю является специальным органом власти, обеспечивающим в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, поскольку должником является получатель бюджетных средств, лицевой счет которого открыт в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Требования исполнительного документа, выданного взыскателю в целях принудительного исполнения решения суда о взыскании суммы задолженности в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом, и об обращении взыскания на заложенное имущество, являются взаимосвязанными, вытекающими из одного и того же правоотношения, возникшего между взыскателем и должником, исполнение одного из которых ведет к прекращению исполнения требований по другому.

Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок исполнения судебных актов о взыскании с органа местного самоуправления в пользу кредитора денежных средств, полученных в результате реализации заложенного имущества (квартиры) на торгах, не определен.

При этом согласно положениям статьи 78 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по исполнительному документу - судебному акту, исполнительному листу, исполнительной надписи нотариуса. На основании ходатайства залогодержателя судебный пристав-исполнитель осуществляет реализацию предмета залога в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Заложенное имущество реализуется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)», настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества. Требования залогодержателя удовлетворяются из выручки от продажи заложенного имущества после погашения расходов на проведение торгов без соблюдения очередности удовлетворения требований, установленной статьей 111 настоящего Федерального закон.

В соответствии с пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание в соответствии с настоящим Федеральным законом, реализуется путем продажи с публичных торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Порядок проведения публичных торгов по продаже имущества, заложенного по договору об ипотеке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации, поскольку настоящим Федеральным законом не установлены иные правила. Принимая решение об обращении взыскания на заложенное имущество, суд может с согласия залогодателя и залогодержателя установить в решении, что имущество подлежит реализации в порядке, предусмотренном статьей 59 настоящего Федерального закона. Такой же способ реализации заложенного имущества может быть предусмотрен залогодателем и залогодержателем в соглашении об удовлетворении требований залогодержателя во внесудебном порядке, заключенном в соответствии с пунктом 1 статьи 55 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом.

Статьей 58 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» предусмотрено, что в течение 10 дней после объявления публичных торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество по его начальной продажной цене на публичных торгах и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные ипотекой этого имущества. К такому соглашению применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации о договоре купли-продажи. Ипотека в этом случае прекращается. Если соглашение о приобретении имущества залогодержателем, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, не состоялось, не позднее чем через месяц после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная продажная цена заложенного имущества на повторных публичных торгах, если они вызваны причинами, указанными в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, снижается на 15 процентов. Публичные торги проводятся в порядке, предусмотренном статьей 57 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является принадлежащее залогодателю - физическому лицу жилое помещение, переданное в ипотеку в обеспечение исполнения заемщиком - физическим лицом обязательств по возврату кредита или займа, предоставленных для целей приобретения жилого помещения, обязательства такого заемщика - физического лица перед кредитором-залогодержателем прекращаются, когда вырученных от реализации предмета ипотеки денежных средств либо стоимости оставленного залогодержателем за собой предмета ипотеки оказалось недостаточно для удовлетворения всех денежных требований кредитора-залогодержателя, с даты получения кредитором-залогодержателем страховой выплаты по договору страхования ответственности заемщика и (или) по договору страхования финансового риска кредитора.

С учетом того, что взыскание установлено судебным постановлением за счет продажи квартиры, переданной в ипотеку в обеспечение исполнения обязательств по возврату кредита по договору ипотеки, на торгах, принятие административным ответчиком к принудительному исполнению исполнительного листа и взыскание денежных средств в размере определенной судом стоимости наследственного имущества (квартиры) без проведения торгов не соответствует положениям приведенных выше норм действующего законодательства.

Взыскание с Администрации денежных средств для погашения долговых обязательств за наследодателя перед банком по договору ипотеки в полном объеме, без проведения торгов, устанавливающих цену, по которой будет реализована квартира, может привести к неправильному расходованию бюджетных средств.

Оспариваемые действия УФК по Камчатскому краю, связанные с принятием к исполнению исполнительного документа, лишили возможности должника исполнить денежное обязательство за счет денежных средств, вырученных от реализации на торгах имущества, обращение взыскания на которое установлено судом, и при исполнении обеспеченного залогом обязательства привело к досрочному прекращению обращения взыскания на заложенное имущество в отсутствие на то выраженной воли должника в лице органа местного самоуправления.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Администрации подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Управлению федерального казначейства по Камчатскому краю удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления федерального казначейства по Камчатскому краю по принятию к исполнению исполнительного листа серии от ДД.ММ.ГГГГ и организации исполнения судебного акта за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                         Ю.Н.Степанова

Мотивированное решение составлено 06 августа 2019 года

2а-4661/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация ПКГО
Ответчики
Управление федерального казначейства по Камчатскому краю
Другие
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае
АКБ "Муниципальный Камчатпрофитбанк" (АО)
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Дело на странице суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
02.07.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
02.07.2019[Адм.] Передача материалов судье
04.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2019[Адм.] Судебное заседание
01.08.2019[Адм.] Судебное заседание
06.08.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020Дело оформлено
04.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее