Дело № .....
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Горбовой Е. А.
при секретаре Рожковой Е. Л.,
с участием прокурора Золотаревой В. Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Железнодорожного района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к индивидуальному предпринимателю Сафоновой Г,Н. о понуждении к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в здание магазина,
у с т а н о в и л:
Прокурор Железнодорожного района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обратился в суд с заявлением к ИП Сафоновой Г. Н. о понуждении к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в здание магазина, ссылаясь при этом на то, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов ИП Сафоновой Г.Н., в ходе которой установлено следующее.
В магазине «Двушечка», расположенном по адресу: <адрес>, ИП Сафоновой Г.Н. (ОГРНИП ........., ИНН .........) осуществляется предпринимательская деятельность в сфере продажи продовольственных и непродовольственных товаров неограниченному кругу потребителей.
Указанное помещение магазина продуктов Д используется индивидуальным предпринимателем на основании договора аренды № ..... от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО Т».
В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Часть ч. 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Во исполнение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Основными документами в системе названных нормативных документов являются:
Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утвержденные постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона России от 27. 12. 2011 № 605 (СП 59.13330.2012 и СНиП 35-01-2001).
К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».
Проведенной проверкой установлено, что в занимаемом ИП Сафоновой Г.Н. здании магазина Д расположенном по адресу: <адрес>, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание магазина, не созданы.
Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание магазина не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.
Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор Железнодорожного района г. Воронежа в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями просит суд обязать ИП Сафонову Г.Н. предпринять необходимые меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в здание магазина Д расположенное по адресу: <адрес>, то есть установить пандусы для подъезда инвалидов на инвалидных колясках и посещения магазина, либо установить в зоне наружной лестницы в пределах досягаемости кнопку вызова персонала с информационным указателем.
В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Воронежа Золотарева В. Т. заявленные требования поддержала в полном объеме, просит суд обязать ИП Сафонову Г. Н. в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предпринять необходимые меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в здание магазина Д расположенное по адресу: <адрес>, то есть установить пандусы для подъезда инвалидов на инвалидных колясках и посещения магазина, либо установить в зоне наружной лестницы в пределах досягаемости кнопку вызова персонала с информационным указателем.
Ответчик ИП Сафонова Г. Н., извещенная о времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, возражений по существу предъявленного иска суду не представила.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач.
В соответствии с со ст. 15 Федерального закона от 24. 11. 1995 г. № 181-ФЗ (в редакции от 29. 12. 2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Во исполнение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Основными документами в системе названных нормативных документов являются:
Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утвержденные постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденные приказом Минрегиона России от 27. 12. 2011 № 605 (СП 59.13330.2012 и СНиП 35-01-2001).
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 73 от 16 июля 2001 года, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Согласно СНиП 35-101-2001 пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001.
К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех указанных лиц.
В магазине Д расположенном по адресу: <адрес> ИП Сафоновой Г.Н. (ОГРНИП ........., ИНН .........) осуществляется предпринимательская деятельность в сфере продажи продовольственных и непродовольственных товаров неограниченному кругу потребителей (л. д. 7 -8, 9, 10).
Указанное помещение магазина продуктов «Двушечка» используется индивидуальным предпринимателем на основании договора аренды № ..... от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Триумф» (л. д. 11 -14).
Из материалов дела следует, что в занимаемом ИП Сафоновой Г.Н. здании магазина Д расположенном по адресу: <адрес>, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание магазина, не созданы.
Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание магазина не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.
В деле имеется выданная ИП Сафоновой Г. Н. на имя прокурора Железнодорожного района г. Воронежа справка, в которой ИП Сафонова Г. Н. указывает, что ею не обеспечен беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры в связи с отсутствием материальной возможности (л. д. 15).
Из вышеуказанного следует, что несоблюдение и невыполнение ответчиком требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивают интересы неопределенного круга инвалидов, в связи с чем суд находит заявленные прокурором Железнодорожного района г. Воронежа требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать индивидуального предпринимателя Сафонову Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, проживающую по адресу: <адрес> (ИНН ........., дата поставки на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу предпринять необходимые меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в здание магазина Д расположенное по адресу: <адрес>, то есть установить пандусы для подъезда инвалидов на инвалидных колясках и посещения магазина, либо установить в зоне наружной лестницы в пределах досягаемости кнопку вызова персонала с информационным указателем.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Сафоновой Г.Н. государственную пошлину в доход государства в размере 6000 руб. (шесть тысяч рублей) на расчетный счет № ..... в ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области г. Воронежа, БИК банка ........., ИНН получателя ........., КПП получателя ........., КБК ........., ОКАТО ........., взыскатель: УФК по Воронежской области (МИФНС России № ..... по <адрес>).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в месячный срок.
Председательствующий: Горбова Е. А.