Р Е Ш Е Н И Е
г. Первоуральск Свердловской области 20 января 2017 года
Судья Первоуральского городского суда Свердловской области Федорец А.И.,
при секретаре Даниленко О.С.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Мельникова В.Н.
защитника Клименко С.И.,
потерпевшего ФИО5,
должностного лица Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мельникова ФИО14 на постановление по делу об административном правонарушении №/охот заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира ФИО6 от 30.11.2016 по ч. 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира ФИО6 №/охот от 30.11.2016 должностное лицо – председатель правления общественной организации «Первоуральское общество охотников и рыболовов» (далее ПООиР) Мельников В.Н. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с постановлением Мельников В.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от 30.11.2016 отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая в обосновании своих доводов, что при вынесении постановления должностным лицом не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в выдаче разрешения на добычу кабана ФИО7 отказано не было.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мельников В.Н. жалобу поддержал по доводам в ней изложенным, пояснил, что ему было передано заявление ФИО7 с просьбой о выдаче разрешения на добычу кабана, в этот же день был подготовлен письменный ответ, в соответствии с которым ФИО7 предлагается получить разрешение на добычу кабана, добыча будет производиться с соблюдением п. 7 «Правил охоты», утвержденных приказом № от 16.10.2010 года Министерства природных ресурсов и экологии РФ. ФИО8 к тому времени помещение союза охотников и рыболовов уже покинул. На следующий день он осуществил звонок на телефон ФИО7, разъяснил ему возможность получения разрешения и необходимость проведения охоты с соблюдением п. 7 «Правил охоты» За разрешением ФИО9 в этот день не пришел, явился только 29.08.2016 года, ему под роспись был вручен ответ, имеющийся в материалах дела. Он ФИО7 не предлагал оплатить госпошлину на свой ИНН, квитанцию об оплате госпошлины ФИО9 не предоставлял, ему не было выдано разрешение, так как он его получать отказался.
Защитник Клименко С.И. доводы жалобы Мельникова В.Н. поддержал в полном объеме, пояснив, что в описанных в обжалуемом постановлении действиях Мельникова В.Н. отсутствует объект посягательства, указанный в ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, правонарушения Мельников В.Н. не совершал, ранее Первоуральским городским судом по аналогичному делу уже выносились решения, которые были рассмотрены в апелляционном порядке.
Потерпевший ФИО9 суду пояснил, что обратился с заявлением на выдачу разрешения на добычу кабана, на момент его обращения Мельникова В.Н. на месте не было. Ему 6 дней не давали ответа, поэтому сам пошел в охотобщество. При встрече Мельников В.Н. сказал, что разрешение выдаст, но только нужно оплатить госпошлину и оно будет оформлено на его имя и охота будет проходить там, где укажет Мельников В.Н. Он решил посоветоваться с другими участниками охоты, так как хотели охотиться коллективно. Не оплатил госпошлину, так как ему не выдали квитанцию и считал, что будет оплачивать госпошлину по ИНН Мельникова В.Н., так как он будет организатором охоты.
В судебном заседании должностное лицо Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, ФИО6, доводы жалобы Мельникова В.Н. не поддержала, считает, постановление законным и обоснованным. В действиях Мельникова В.Н. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Считает, что законом не определено, что делается раньше, оплачивается государственная пошлина или выдается разрешение на добычу животного.
В судебном заседании свидетель ФИО10 пояснила, что действительно принимала у ФИО11 заявление на выдачу разрешения на добычу кабана. Разрешения на добычу копытных животных они выписывают с разрешения председателя охотобщества, так как на них имеются лимиты. Заполняется бланк и выдается заявителю, только после предоставления квитанции об оплате государственной пошлины.
Свидетель ФИО12 суду пояснила, что ФИО7 был подготовлен ответ, что можно получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
На основании ст.1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (далее Закон о животном мире) животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; объект животного мира – организм животного происхождения (дикое животное). Использование объектов животного мира - изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.
Согласно ст. 40 Закона о животном мире пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.
В соответствии со ст. 34 указанного Федерального закона охота является одним из видов пользования животным миром.
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (ст. 33 Закона о животном мире).
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об охоте) осуществляется правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с деятельностью в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно ст. 27 Закона об охоте, в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в ч. 2 ст. 25 названного Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
В соответствии со ст. 1 Закона об охоте, охотничьим хозяйством признается сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
В силу п. 5 ст. 1 Закона об охоте, охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона об охоте, любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона об охоте, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 настоящего Федерального закона, в случаях осуществления им охоты в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 г. № 512 утверждены Правила охоты, которые регулируют указанные правоотношения, связанные с порядком пользования объектами животного мира.
Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 31 Закона об охоте).
Приказом Минприроды России от 29 августа 2014 г. № 379 утвержден Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц (действовавший на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мельникова В.Н. к административной ответственности) (далее Порядок).
Согласно п. 2 Порядка, его действие распространяется, в том числе на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в ч. 1 ст. 71 Закона об охоте.
Из п. 13 указанного Порядка, следует, что выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, при личном представлении заявителем заявления охотпользователь, природоохранное учреждение в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления: осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений (пп. 13.1); оформляет разрешение путем заполнения бланка разрешения с использованием машинописных средств либо ручкой с пастой (чернилами) черного или синего цвета и выдает заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении (пп.13.2); направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа (пп. 13.3).
Из материалов дела следует, что ПООиР является охотпользователем Динасовского охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира №, срок действия лицензии с 25.08.2004 по 06.02.2020.
На основании решения XIII отчетно-выборной Конференции от 11.06.2016 исполнение обязанностей председателя ПООиР возложены на Мельникова В.Н.
Мельников В.Н., как председатель ПООиР является ответственным лицом, за выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общественной организации ПООиР.
22.08.2016 ФИО9 обратился с заявлением на имя председателя правления ПООиР Мельникова В.Н. о выдаче разрешения на добычу кабана в Динасовском охотничьем хозяйстве.
Заявление ФИО7 было зарегистрировано в ПООиР вх.№ от 22.08.2016, после регистрации заявления он покинул охотобщество, поэтому на имя ФИО7 был подготовлен письменный ответ
29.08.2016 ФИО9 обратился в ПООиР за аргументированным ответом в письменном виде, ему вручен ответ с указанием возможности на получение разрешения на основании п. 7 «Правил охоты», утвержденных приказом № от 16.10.2010 года Министерства природных ресурсов и экологии РФ
16.11.2016 ведущим специалистом отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области ФИО13 составлен протокол в отношении Мельникова В.Н., в котором указано на нарушение п. 13, п.13.3, п.17, п.17.7 Порядка за совершение которого, предусмотрена административная ответственность ч.3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира ФИО6 от 30.11.2016 Мельников В.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Часть 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи (нарушение правил охоты, правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства).
В соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О животном мире" пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира, выдача разрешения на охоту является частью юридически обусловленной деятельности граждан по использованию объектов животного мира, нарушения правил выдачи разрешения на охоту подпадает под признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии п. 11 «Правил выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов», утвержденных Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц" уполномоченный орган при получении заявления:
- осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствия требованиям порядка подачи заявок и заявлений;
- запрашивает, в случае их непредставления заявителем по собственной инициативе… документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за выдачу разрешения;
в соответствии п. 13.1 «Правил выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов», утвержденных Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц" уполномоченный орган в течение 1 дня обязан, в том числе, осуществить проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений.
В соответствии со ст. 333.18 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки при обращении за совершением юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
Непредоставление ФИО9 квитанции об оплате государственной пошлины являлось основанием для отказа ему в предоставлении разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Однако Мельников В.Н., не предпринял действий, прямо указанных в п. 13.1 «Правил выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов», утвержденных Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379, он не выдал ФИО7 как разрешение на добычу охотничьих ресурсов, так и мотивированный отказ.
Выдача уведомления о готовности выдать разрешение п. 13.1 «Правил выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов», утвержденных Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379 не предусмотрено, является стандартной бюрократической уловкой, направленной на затягивание исполнения должностным лицом своих обязанностей.
Кроме того, Правила выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, ни как не связаны с п. 7 «Правил охоты», утвержденных Минприроды России от 16 ноября 2010 г. № 512
В соответствии с п. 7, 8 Приказа Минприроды России от 16.11.2010 N 512 "Об утверждении Правил охоты" при осуществлении коллективной охоты на копытных животных, медведей, волков в закрепленных охотничьих угодьях лицом, ответственным за ее проведение, является уполномоченный представитель юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашение или обладающего правом долгосрочного пользования животным миром Лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты, обязано, в том числе, проверить правильность оформления разрешения на добычу охотничьих ресурсов и (или) путевки
Включение Мельниковым В.Н. в уведомление, врученное ФИО7 ссылки на п. 7 «Правил охоты», утвержденных Минприроды России от 16 ноября 2010 г. № 512, направлены на введение в заблуждение ФИО7
Разъяснения Мельниковым В.Н. содержания п. 7«Правил охоты» при личной встрече, еще больше ввело в заблуждение ФИО7 относительно порядка получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, действия Мельникова В.Н. были направлены на создание искусственных препятствий при реализации ФИО9 права на получение разрешения.
Нарушение Мельниковым В.Н. указанных должностным лицом пунктов «Правил выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов», утвержденных Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379, подтверждается и тем, что не смотря на установленный Правилами срок в 1 рабочий день на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов, при личной встрече через 7 дней после подачи заявления Мельников В.Н. не вручил ФИО7 ни разрешения, ни мотивированного отказа, а под роспись вручил не предусмотренное Правилами уведомление.
Подобное поведение Мельникова В.Н. суд связывает с подачей ФИО9 жалоб на действия Мельникова В.Н., которые являлись предметом судебного рассмотрения и на которые защитник ссылался в ходе рассмотрения данного дела.
Судом установлено в судебном заседании, что в период с 22.08.2016 года по 29.08.2016 года Мельников В.Н., являющемся должностным лицом – председателем <адрес> отделения общественной организациями «Союза охотников и рыболовов Свердловской области» при личном обращении ФИО7, в течении одного рабочего дня не оформлено разрешение на добычу охотничьих ресурсов, а также не выдан и не направлен письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа по основаниям, установленным Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц", чем нарушены требования п. 13, 13.1, 13.3, 17 Приказа Минприроды России от 29.08.2014 N 379, положения п. «а» п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об охоте», ст. 40 Федерального закона «О животном мире», то есть правила пользования объектами животного мира
Суд полагает, что обстоятельства совершения Мельниковым В.Н. указанного правонарушения установлены верно и им дана надлежащая правовая оценка.
По мнению суда, рассматривающего данную жалобу, должностное лицо обоснованно и законно квалифицировало действия Мельникова В.Н. по ст. 8.37 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, привлечение Мельникова В.Н. к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Вместе с тем, суд не может согласиться с решением административного органа в части назначенного Мельникову В.Н. наказания.
Санкция ч. 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в отношении должностного лица наказание в виде штрафа от 2500 рублей до 5000 рублей.
Назначение размера штрафа в сумме 4000 в постановлении никак не мотивировано, наличия отягчающих обстоятельств должностным лицом не установлено, в связи с чем суд считает необходимым снизить размер назначенного штрафа до 2500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление №/охот заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира ФИО6 от 30.11.2016, которым Мельников ФИО15 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 4000 рублей изменить в части назначенного наказания, назначив Мельникову В.Н. наказание в виде штрафа в сумме 2500 рублей, в остальном обжалуемое постановление – оставить без изменения, а жалобу Мельникова ФИО16 – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловском областном суде в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Первоуральский городской суд Свердловской области.
Судья: подпись. А.И. Федорец
Копия верна. Судья: А.И. Федорец
Секретарь: О.С. Даниленко
Решение на 20.01.2017 г. не вступило в законную силу.
Судья: А.И. Федорец
Секретарь: О.С. Даниленко
Подлинник решения находится в материалах дела об административном правонарушении № 12-10 за 2017 год и хранится в Первоуральском городском суде Свердловской области.
Судья: А.И. Федорец
Секретарь: О.С. Даниленко