Дело № 2-446/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 августа 2017 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Козлова В.А.,
при секретаре судебного заседания Орловой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ибресинского районного суда гражданское дело по иску Мамонтова ФИО11, Максимовой ФИО12 к Мамонтову ФИО13 о признании утратившим права пользования жилым помещением,
Установил:
Мамонтов Р.А., Максимова Е.И. обратились в суд с иском к Мамонтову В.А. о признании утратившим права пользования жилым помещением по адресу: Чувашская <адрес>. В обосновании иска указывается, что они на основании договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ муниципальным предприятием «Бюро технической инвентаризации» администрации <адрес> Республики являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире зарегистрирован Мамонтов В.А., который с 1997 года выехал на другое место жительство, там не проживает, имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: Чувашская <адрес>. личных вещей ответчика в указанной квартире не имеется, коммунальные платежи ответчик не оплачивает, в расходах по содержанию квартиры не участвует, добровольно сняться с регистрационного учета ответчик не желает. Регистрация ответчика Мамонтова В.А. в квартире является препятствием для осуществления их законных прав собственников квартиры.
Ответчик Мамонтов В.А. повторно не явился на судебное заседание, судебная корреспонденция возвращается с пометкой об истечении срока хранения.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле и положений ст.167 ГПК Российской Федерации суд рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке и в соответствии требованиями ст.119 ГПК РФ исковые требования рассматриваются по известному последнему месту жительства ответчика при представлении его интересов адвокатом ФИО8
На судебном рассмотрении истец Мамонтов Р.А. и его представитель ФИО7, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали, указывая, что в период приватизации квартиры ответчик Мамонтов В.А. проживал в <адрес> и имел свое жилье. По приезду в <адрес> в 1997 году прописался у родителей, но никогда там не проживал, своего имущества не имел и в содержании жилья не участвовал. Он своими силами обустроил <адрес>, где проживает его семья и он является собственником данного жилого помещения в праве 1/3 доли. Нарушение их прав ответчиком заключается в том, что по долгам ответчика все запросы приходят на их адрес, проверяют постоянно судебные исполнители.
Истец Максимова Е.И. представила суду заявление о рассмотрении исковых требований без ее участия, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика ФИО4 адвокат ФИО8, действующий на основании ордера №н от ДД.ММ.ГГГГг. года исковые требования не признал в связи с тем, что неизвестна позиция самого ответчика и на судебном рассмотрении он не участвует.
Выслушав стороны и изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст.209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст.288 ГК Российской Федерации и ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Положениями п.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве члена своей семьи.
В соответствии с ч.1 ст.292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Из анализа указанных норм законодательства следует, что в основе права пользования жилым помещением лиц, проживающих в принадлежащем гражданину на праве собственности жилом помещении, лежат их семейные отношения с собственником.
Из содержания ч. 1 ст. 60 ЖК РФ следует, что сторонами по договору социального найма жилого помещения являются собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда и гражданин (наниматель), которому жилое помещение предоставляется во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.
Вместе с тем в соответствии со ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (ч. 2). Они должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (ч. 3 ст. 69 ЖК РФ). Следовательно, хотя члены семьи нанимателя и не подписывают договор социального найма, они являются участниками данного договора.
Согласно ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма считается расторгнутым со дня выезда.
Исходя из равенства прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) это установление распространяется на каждого участника договора социального найма жилого помещения. Следовательно, в случае выезда кого-либо из участников договора социального найма жилого помещения в другое место жительства и отказа в одностороннем порядке от исполнения названного договора этот договор в отношении его считается расторгнутым со дня выезда. При этом выехавшее из жилого помещения лицо утрачивает право на него, оставшиеся проживать в жилом помещении лица сохраняют все права и обязанности по договору социального найма.
Как видно из договора передачи № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Ибресинского дорожно-ремонтного строительного управления в лице инженера по приватизации Ибресинского БТИ ФИО9 бесплатно передала, а Мамонтов ФИО14, Максимов ФИО15, Мамонтов ФИО16 бесплатно получили в совместную собственность занимаемую ими двухкомнатную квартиру в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>
Свидетельством о смерти подтверждается, что Мамонтов ФИО17, отец истца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики (<данные изъяты>).
Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости подтверждается, что правообладателями общей долевой собственности, доля вправе 1/3 на жилое помещение расположенного по адресу: <адрес> являются Мамонтов Р.А., Максимова Е.И. (<данные изъяты>).
Судом изучена домовая книга по указанной жилплощади, содержащая сведения о зарегистрированных в данной квартире гражданах (адрес не указан) (<данные изъяты>).
Из справки администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в состав семьи Мамонтова Р.А. проживающего в <адрес>, входят жена ФИО10 и дочь ФИО1 (<данные изъяты>).
Из выписки домой книги № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> усматривается, что ФИО2 прописана ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 прописан ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 прописан ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Отмечается, что в связи со смертью ФИО1 выписан ДД.ММ.ГГГГ.
В выписке из лицевого счета по адресу: <адрес> зарегистрированными по месту жительства указаны ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1 (<данные изъяты>).
Как видно из Свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Мамонтов В.А. является собственником в общей долевой собственности, доля в праве 1/3 квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>
Согласно справке администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ Мамонтов ФИО18 в п<адрес> и по <адрес> не проживает, место его нахождения не известно (<данные изъяты>).
В соответствии с ч. 3 ст. 83 ЖК Российской Федерации, в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Если отсутствие в жилом помещении нанимателя и(или) членов его семьи не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Исследованными судом доказательствами подтверждается, что ответчик членом семьи истцов Мамонтова Р.А. и Максимовой Е.И. не является, его семья проживает по другому адресу, где он сам имеет право собственности на жилье в 1/3 части. Какого-либо соглашения между истцами и ответчиком по поводу прав на спорное жилое помещение по <адрес> пгт.Ибреси не заключалось.
В соответствии с п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане в судебном порядке могут быть признаны утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое постоянное место жительства. При этом выезд гражданина в другое постоянное место жительства рассматривается судом как отказ такого гражданина в одностороннем порядке от прав на жилое помещение. К заинтересованным лицам, которые могут обратиться в суд с иском о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением в связи с выездом в другое постоянное место жительства, относится наймодатель, а также оставшиеся проживать в жилом помещении наниматель
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения.
Положениями ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими Федеральными законами, договором, или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Суд приходит к выводу, что по данному адресу ответчик фактически никогда не проживал, в настоящее время также не проживает и его фактическое место жительство сторонам и суду неизвестно.
При изложенных обстоятельствах, с учетом требований действующего гражданского и жилищного законодательства, суд приходит к выводу, что требования истцов Мамонтова Р.А., Максимовой Е.И. о признании Мамонтова В.А. утратившим права пользования жилым помещением по адресу: Чувашская <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку суд пришел к выводу об утрате ответчика права пользования спорным жилым помещением, то сохранение в нем регистрации противоречило бы требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
Признать Мамонтова ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья