Решение по делу № 2а-3250/2017 от 14.06.2017

дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Курлаевой И.В.,

с участием прокурора Макаревич Л.Н.,

при секретаре Рыжовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мельникова А. С. к Совету депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района Московской области о признании незаконным решения о прекращении полномочий депутата,

У С Т А Н О В И Л :

Мельников А.С. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района Московской области Мельникова А.С.».

В обоснование заявленных требований указал, что в 2013 году по итогам муниципальных выборов был избран депутатом Совета депутатов сельского поселения Царевское по 6 избирательному округу. <дата> он получил письмо из администрации сельского поселения Царевское о необходимости до <дата> заполнить правку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и направить ее по электронной почте в отдел кадров администрации Пушкинского муниципального района Московской области. <дата> административный истец заполнил и направил указанную справку по указанному в письме адресу на электронный адрес отдела кадров администрации Пушкинского муниципального района Московской области. <дата> на комиссии по законности, защите, правопорядку и работе общественной приемной Совета депутатов сельского поселения Царевское депутатом Карловым В.Н. было объявлено об отсутствии на официальном сайте администрации сельского поселения Царевское информации о доходах административного истца. Объяснения административного истца по данному вопросу выслушивать не стали и без обсуждения вынесли решение о досрочном прекращении полномочий административного истца на Совет депутатов. На обращение в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> административным истцом был получен ответ, подтверждающий предоставление справки о доходах <дата> на электронный адрес отдела кадров администрации Пушкинского муниципального района и разъяснение причин не рассмотрения представленных административным истцом файлов. <дата> административным истцом была представлена справка о доходах в том числе в отдел кадров администрации сельского поселения Царевское. <дата> административным истцом было получено уведомление о том, что <дата> состоится очередной Совет депутатов, с приложением повестки и проектов решений, в числе которых был проект решения о досрочном прекращении полномочий депутата Мельникова А.С. <дата> Советом депутатов сельского поселения Царевское было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Мельникова А.С. По мнению административного истца, указанное решение было принято с нарушением норм действующего законодательства. До настоящего времени муниципальные нормативные правовые акты Совета депутатов сельского поселения Царевское, устанавливающие порядок предоставления справок о доходах депутатами Совета депутатов сельского поселения Царевское, не приняты. Постановление Главы сельского поселения Царевское от <дата> регламентирует порядок предоставления справок о доходах в отношении лиц, имеющих трудовые или гражданско-правовые отношения с администрацией, а соглашения о взаимодействии Совета депутатов и администрации сельского поселения Царевское не может регламентировать порядок предоставления справок о доходах для любых лиц, поскольку не является муниципальным нормативным правовым актом. Также указанное решение принято в нарушение ст. 33 Регламента Совета депутатов сельского поселения Царевское, так как нарушен срок представления депутатам рабочих материалов и проекта документов.

Мельников А.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель Совета депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен, представил в суд письменные возражения на административный иск. Ходатайство представителей административного ответчика об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения.

Прокурор Макаревич Л.Н. в судебном заседании полагала административный иск Мельникова А.С. не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит административный иск Мельникова А.С. не подлежащим удовлетворению.

Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 22 КАС РФ, Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу части 7.1 статьи 40 этого Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от <дата> № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от <дата> № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от <дата> , и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно части 11 статьи 40 этого Федерального закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Согласно информационному сообщению, опубликованному в межмуниципальной газете Пушкинского района Московской области «Маяк» <дата>, Мельников А.С. является избранным депутатом по шестому одномандатному избирательному округу сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района Московской области.

<дата> на заседании комиссии по законности, защите, правопорядку и работе общественной приемной депутатом Карловым В.Н. было представлено на рассмотрение комиссии обращение о прекращении полномочий депутата Совета депутатов сельского поселения Царевское Мельникова А.С., в связи с отсутствием на официальном сайте информации о предоставлении депутатом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее сведения о доходах) за период с <дата> по <дата>. Депутатом Карловым В.Н. было предложено внести данный вопрос в повестку заседания комиссии, а также вынести на повестку очередного заседания Совета депутатов. Большинством голосов членов указанной комиссии было принято решение о вынесении данного вопроса на рассмотрение на очередном заседании Совета депутатов сельского поселения Царевское.

Рассмотрение указанного вопроса было включено в повестку на заседании Совета депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района Московской области <дата>.

Согласно информационному сообщению в межмуниципальной газете «Маяк» в Совет депутатов сельского поселения Царевское избрано 10 депутатов.

На заседании Совета депутатов сельского поселения Царевское <дата>, на котором присутствовали все депутаты муниципального образования, указанный выше вопрос был рассмотрен.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Устава сельского поселения Царевское Заседание Совета депутатов Поселения не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Судом установлено что заседание Совета от <дата> являлось правомочным, поскольку на нем присутствовали все депутаты Совета.

По итогам голосования <дата> большинством голосов ("за" - 7, "против" - 3,) было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов сельского поселения Царевское Мельникова А.С., избранного по одномандатному избирательному округу .

Решением Совета депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> утвержден Регламент Совета.

Согласно ст. 66 Регламента Совета решения Совета по вопросам, отнесенным к его исключительным полномочиям, а также вопросам процедурного характера, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа депутатов Совета.

За оспариваемое решение проголосовало более половины от установленного числа депутатов Совета.

Согласно пункту 11, пункту 11.1 статьи 29 Устава сельского поселения Царевское полномочия депутата могут быть досрочно прекращены в том числе, в иных случаях, установленных Федеральным законом от <дата> № 131-ФЗ и иными федеральными законами. К ним относится неисполнение обязанности, установленной Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Основания для принятия оспариваемого решения имелись, поскольку Мельниковым А.С. не были исполнены обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии коррупции», а именно: не были поданы сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2016 год в установленный законом срок.

Довод административного истца о том, что им в установленный законом срок были представлены указанные сведения, суд находит несостоятельным.

В соответствии с ч. 4.3 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Постановлением Главы администрации сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> утверждено Положение «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы сельского поселения Царевское, лицами, замещающими муниципальные должности сельского поселения Царевское, и муниципальными служащими сельского поселения Царевское сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В соответствии с п. 2 Положения обязанность по предоставлению указанных сведений возложена в том числе на лиц, замещающих муниципальные должности сельского поселения Царевское. Указанные лица обязаны представлять данные сведения в отношении себя, а также в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей (пп. «»в» п. 3 Положения).

Согласно пп. «б» п. 4 Положения указанные сведения предоставляются лицами, замещающими муниципальные должности, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 5 Положения данные сведения предоставляются в кадровую службу сельского поселения Царевское.

Таким образом, порядок предоставления указанных выше сведений определен муниципальным правовым актом.

В кадровую службу администрации сельского поселения Царевское депутатом Мельниковым А.С. указанные выше сведения представлены не были. Доказательств обратного стороной административного истца представлено не было.

Представление <дата> на электронный адрес отдела кадров администрации Пушкинского муниципального района с электронного адреса Мельниковой файла «Справка о доходах» не свидетельствует об исполнении депутатом Мельниковым А.С. обязанности по представлению указанных выше сведений, поскольку на электронный адрес отдела кадров администрации Пушкинского муниципального района Московской области направлялась справка о доходах не самим Мельниковым А.С., а Мельниковой, и направленная справка не соответствовала утвержденным форме и содержанию. Кроме того, справки о дохода супруги и несовершеннолетних детей на сайт администрации Пушкинского муниципального района Московской области направлены не были.

Приведенными выше нормами действующего законодательства обязанность по представлению сведений о доходах возложена на лицо, замещающее муниципальную должность, в данном случае депутата, а не на членов его семьи.

Кроме того, справка о доходах с электронной почты Мельниковой была направлена в нарушение приведенных выше требований Положения в иной орган местного самоуправления.

Довод административного истца о том, что постановление Главы администрации сельского поселения Царевское имеет распространение только на лиц, состоящих с администрацией сельского поселения Царевское в трудовых, либо гражданско-правовых отношениях, суд также находит несостоятельным.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Постановление Главы администрации сельского поселения Царевское от <дата> и утвержденное им Положение были опубликованы в установленном законом порядке в межмуниципальной газете «Маяк» <дата>.

Указанное выше Положение является муниципальным нормативным правовым актом органа местного самоуправления и подлежит применению, в том числе и к лицам, замещающим муниципальную должность, к которым в соответствии с приведенными выше положениями норм действующего законодательства относятся депутаты органов местного самоуправления.

Отсутствие Положения о порядке предоставления указанных сведений, принятого Советом депутатов сельского поселения Царевское, не свидетельствует об отсутствии обязанности Мельникова А.С. по исполнению обязанности по предоставлению указанных выше сведений в соответствии с требованиями Положения, утвержденного Главой администрации сельского поселения Царевское.

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

Согласно ст. 14 Регламента Совета для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Совета соответствующим решением все эти обязанности возлагаются на администрацию сельского поселения.

В соответствии с п. 14 ст. 28 Устава сельского поселения Царевское Председатель Совета депутатов Поселения издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов Поселения.

В соответствии с приведенными выше положениями Регламента Совета депутатов и Устава Поселения между Советом депутатов в лице его председателя и администрацией Поселения было заключено Соглашение, в соответствии с которым на администрацию сельского поселения возложены обязанности по обеспечению материально-технического, бухгалтерского, документационного, информационного, организационного, правового, кадрового обслуживания деятельности Совета депутатов.

С учетом изложенного, административный истец, являясь лицом, замещающим муниципальную должность, был обязан руководствоваться указанными выше Положением, Регламентом и Уставом и принятого в их соответствии Соглашением.

Также суд учитывает, что направленная в администрацию Пушкинского муниципального района справка о доходах, представленная в последующем <дата> административным истцом в администрацию сельского поселения Царевское, не отвечает требованиям к форме и содержанию, утвержденной Указом Президента от <дата> .

В соответствии с положением, утвержденным Указом Президента РФ от <дата> , в отношении супругов и несовершеннолетних детей сведения о доходах предоставляются отдельно на каждого указанного члена семьи.

Сведения в отношении супруги и несовершеннолетних детей в соответствии с требованиями действующего законодательства Мельниковым А.С. представлены не были.

Заполнение справки о доходах в отношении самого себя, с включением в нее сведений о супруге и несовершеннолетних детях, не свидетельствует об исполнении обязанности административным истцом по представлению сведений о доходах в отношении указанных членов его семьи.

Кроме того, в представленной <дата> справке административным истцом не указаны обязательные к заполнению сведения.

Направление Мельниковым А.С. <дата> в администрацию сельского поселения справки о доходах, также не свидетельствует о выполнении возложенной на него обязанности по предоставлению сведений о доходах в установленный законом срок.

Довод Мельникова А.С. о том, что отсутствие информации на официальном сайте администрации сельского поселения Царевское о предоставлении административным истцом сведений о доходах является бездействием председателя Совета, в том числе по размещению на официальном сайте указанных сведений, не состоятелен.

Как указал суд выше обязанность по предоставлению указанных сведений в силу приведенных выше положений действующего законодательства и муниципальных правовых актов лежит на административном истце, соответственно на нем лежала обязанность по контролю за получением кадровой службой администрации сельского поселения Царевское указанных сведений. Размещение на официальном сайте сведений о доходах уполномоченным лицом кадровой службы, согласно Положению, осуществляется после предоставления этих сведений и истечения срока их предоставления.

Довод стороны административного истца о нарушении Советом депутатов положений ст. 33 Регламента Совета, в соответствии с которой рабочие материалы и проекты документов, выносимые на рассмотрение Совета, представляются депутатам, Главе сельского поселения и приглашенным должностным лицам администрации не позднее чем за семь дней до заседания, суд находит несостоятельным.

Решение о включении в повестку очередного заседания Совета депутатов вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Мельникова А.С. было принято на заседании комиссии по законности, защите, правопорядку и работе с общественной приемной <дата>. На заседании указанной Комиссии Мельников А.С. принимал участие, в том числе и при обсуждении указанного вопроса, следовательно, был надлежащим образом уведомлен о повестке заседания Совета <дата> и имел возможность заблаговременного ознакомления с рабочими материалами Совета.

Судом установлено, что органом местного самоуправления сельского поселения Царевское принят муниципальный правовой акт о порядке предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, в связи с чем требования административного истца о возложении на Совет депутатов сельского поселения Царевское обязанности по принятию такого акта удовлетворению не подлежат.

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата Мельникова А.С. принято уполномоченным органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями и в соответствии с требованиями действующего законодательства, с соблюдением процедуры принятия решения, кворум для принятия оспариваемого решения имелся в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на Совет депутатов сельского поселения Царевское обязанности по устранению нарушений прав Мельникова А.С.

Поскольку на день рассмотрения административного дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод Мельникова А.С. и необходимости в связи с этим возложения на ответчика обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии со ст. 227 ГПК РФ отказывает в удовлетворении административного иска.

Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст. 84 КАС РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Мельникова А. С. к Совету депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района Московской области о признании незаконным решения о прекращении полномочий депутата – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.

Судья:

2а-3250/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Мельников А.С.
прокурор
Ответчики
Совет Депутатов сельского поселения Царевское Пушкинского муниципального района МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
14.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
15.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
27.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2017[Адм.] Судебное заседание
10.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее