Решение по делу № 5-323/2017 от 17.04.2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Екатеринбург 19 мая 2017 года

Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Антропов М.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Противотуберкулёзный диспансер», расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Чапаева, д.9, ИНН 6671380834, ОГРН 1116672032630,

УСТАНОВИЛ:

В отношении ГБУЗ СО «Противотуберкулёзный диспансер» (далее по тексту ГБУЗ) 12.04.2017 старшим государственным инспектором отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности Территориального органа Росздравнадзора по Свердловской области составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что ГБУЗ СО «Противотуберкулёзный диспансер» 11 апреля 2017 года в 12 часа 00 мин. (время обнаружения административного правонарушения) в г. Екатеринбурге, по ул. Чапаева, д.9, осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Старший государственный инспектор отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности Территориального органа Росздравнадзора по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Склямина Н.Н. в судебном заседании просила прекратить производство по делу об административном правонарушении, поскольку действия ГБУЗ СО «Противотуберкулёзный диспансер» не содержат признаки состава административного правонарушения. Поскольку оказанная медицинская помощь Кузнецовой Л.И., по обращению которой ГБУЗ и привлекается к ответственности, соответствовала поставленному диагнозу. ГБУЗ в данной ситуации не должно было руководствоваться порядком оказания медицинской помощи по профилю «онкология», поскольку Кузнецовой оказывалась помощь по другому профилю. До операции Кузнецова обследовалась несколькими врачами, в том числе специалистом Мотусом, имеющим образование по профилю «онкология», а также торакальным хирургом Ерщаковым О.В., который также оказывает медицинскую помощь по лечению онкологической патологии. Кузнецовой было дано направление в хирургическое отделение ГБУЗ для диагностики и верификации диагноза, а не для лечения, и лишь во время операции было принято решение об удалении лёгкого, то есть принято решение по фактическим обстоятельствам проводимой процедуры, на что пациентка давала согласие.

Заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что вина ГБУЗ СО «Противотуберкулёзный диспансер» во вменяемом правонарушении не находит своего подтверждения.

Так, из протокола об административном правонарушении от 12.04.2017 следует, что Медицинская организация функционирует на основании лицензии на медицинскую деятельность № ЛО-66-01-004104 от: 17.06.2016. - действующей бессрочно, выдана Министерством здравоохранения Свердловской области, включающую, в том числе работы (услуги) по коду 100.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» утверждены лицензионные требования при осуществлении медицинской деятельности.

В ходе проведения с 15.03.2017г. по 11.04.2017г. внеплановой документарной проверки в отношении ГБУЗ СО «ПТД» зафиксированы нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, установленные п.5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")»:

пп. а п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. М 291): соблюдение порядков оказания медицинской помощи является обязательным лицензионным требованием, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, ч.1 ст. 37 М323-ФЗ от 21.11.2011г. М323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2 ст.37М323-ФЗ):

- п. 10 Порядка оказания медицинской помощи населению но профилю "онкология" (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 915н): первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается в первичном онкологическом кабинете или в первичном онкологическом отделении врачом-онкологом.

первичной специализированной медико-санитарной помощи

- п. 11 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 915н): при подозрении или выявлении у больного онкологического заболевания врачи-терапевты, врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-специалисты, средние медицинские работники в установленном порядке направляют больного на консультацию в первичный онкологический кабинет или первичное онкологическое отделение медицинской организации для оказания ему первичной специализированной медико-санитарной помощи.

- п. 12 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 915н): врач-онколог первичного онкологического кабинета или первичного онкологического отделения направляет больного в онкологический диспансер или в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, для уточнения диагноза и оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В ГБУЗ СО «ПТД» первичная специализированная медико-санитарная помощь была оказана врачом-пульмонологом, что является нарушением п. 10 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 915н.)

Врач - пульмонолог ГБУЗ СО «ПТД» не направил Кузнецову Л.И. на консультацию в первичный онкологический кабинет или первичное онкологическое отделение медицинской организации для оказания ей первичной специализированной медико-санитарной помощи, что является нарушением п. 11, 12 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 915н).

- Стандарта медицинской помощи при злокачественных новообразованиями легкого I - II стадии (хирургическое лечение) утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. № 684н.

В копии истории болезни № 830 представленной ГБУЗ СО «ПТД» отсутствует информированное добровольное согласие на оперативное лечение, консультация врача анестезиолога-реаниматолога, консультация врача-онколога, ежедневный осмотр врачом-онкологом.

- п. 17 Порядка оказания медицинской помощи населению но профилю "онкология", утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 915н): оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, осуществляется по направлению врача-онколога первичного онкологического кабинета или первичного онкологического отделения, врача-специалиста при подозрении и (или) выявлении у больного онкологического заболевания в ходе оказания ему скорой медицинской помощи.

В нарушении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" в ГБУЗ СО «ПТД» направление на госпитализацию и лечение выдано врачом-пульмонологом, в медицинскую организацию, не имеющую лицензию на оказание медицинской помощи по онкологии.

п.18 Порядка оказания медицинской помощи населению, по профилю "онкология", утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 915н): в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, тактика медицинского обследования и лечения устанавливается консилиумом врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов, с привлечением при необходимости других врачей-специалистов. Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей, и вносится в медицинскую документацию больного.

В ГБУЗ СО «ПТД» консилиума врачей не было проведено, протокол заключения консилиума не представлен.

- п. 1 Третий (III) режим химиотерапии методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2014 г. № 951):

назначают больным туберкулезом без бактериовыделения, подтвержденного микроскопией и посевом на жидкие и плотные среды и при отсутствии риска множественной лекарственной устойчивости возбудителя.

Пациентке Кузнецовой Л.И. в ГБУЗ СО «ПТД» проведено лечение третий (III) режим химиотерапии по поводу лечения гигантской конгломеративной туберкулемы в активной фазе процесса в нижней доле справа. Туберкулез ВГЛУ, что само по себе представляет угрозу здоровью пациентки.

В ходе проведения документарной проверки ГБУЗ СО «ПТД» по обращению Кузнецовой Л.И. (обращение №066-148/17 от 27.02.2017г.) по факту оказания некачественной медицинской помощи в проверки ГБУЗ СО «ПТД»; выявлены нарушения порядков и стандартов медицинской помощи: п. 10, п. 11, п. 12,п. 17, п. 18 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология" (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 915н); стандарта медицинской помощи при злокачественных новообразованиями легкого I - II стадии (хирургическое лечение) утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. № 684н.

В совокупности выявленных нарушений в части невыполнение Порядка оказания медицинской помощи по профилю "онкология", в совокупности с нарушениями стандарта лечения больных при злокачественных новообразованиями легкого I - II стадии (хирургическое лечение), а также нарушениями методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2014 г. № 951), повлекли последствия в виде возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Статья 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» введено понятие «лицензионные требования», их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ч.2 ст.2 № 99-ФЗ от 04.05.2011).

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими \ организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291): осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами а пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия в виде возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (установленные частью 11 статьи 19 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

В подтверждение изложенных в протоколе обстоятельств контролирующим органом представлены следующие доказательства:

- копия заявления Кузнецовой Л.И., согласно которому у заявительницы 12.05.2016 было выявлено образование в правом легком и она направлена на консультацию в ГБУЗ СО «Противотуберкулёзный диспансер». 18.05.2016 её консультировал врач-пульмонолог данного лечебного учреждения и дано направление на госпитализацию в Областной пульмоцентр при ГБУЗ СО «Противотуберкулёзный диспансер». 06.06.2016 заявительнице проведена операция по удалению правого лёгкого. По заключению патологоанатомического исследования установлено, что у Кузнецовой имелась «Конгламеративная туберкулема», и в дальнейшем Кузнецову лечили от заболевания «туберкулез». Но в последующем данный диагноз не подтвердился. В результате длительных проведенных исследований было установлено, что заявительницы иное заболевание;

- копия эпикриза из «Дорожной больницы», из которой следует, что по состоянию на 11.01.2016 у Кузнецовой диагностирована внебольничная пневмония, рекомендовано наблюдение у пульмонолога;

- копия заключения кабинета компьютерной томографии от 12.05.2016 «Дорожной больницы», констатирующей у пациентки Кузнецовой образование в правом легком, рекомендовано консультация в пульмоцентре;

- копия заключения ЦПО ГБУЗ СО ПТД от 15.06.2016, из которого следует, что у Кузнецовой «Конгломеративная туберкулема» (выявленная исследованием удаленного легкого);

- выписка из истории болезни № 1025 из Клиники торакальной хирургии г. Екатеринбург, ул. Чапаева, 9, по состоянию на 04.07.2016, согласно которой у Кузнецовой вероятна грибковая природа поражения;

- акт проверки Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Территориального органа Росздравнадзора по Свердловской области от 11.04.2017, содержание которого установлено, что 17.05.2016 Кузнецова консультирована пульмонологом с диагнозом «перефирический рак лёгкого». Направление выдано НУЗ «Дорожная больница на станции Свердловск-Пассажирский ОАО «РЖД»». В остальном содержание акта проверки полностью аналогично протоколу об административном правонарушении, при этом согласно акту проверки данные нарушения формируют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ. Также из акта проверки следует, что ГБУЗ СО ПТД выданы уведомления о составлении протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных как ч.2 ст. 19.20, так и ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ. Приложением к акту проверки являются заключения эксперта Егорова Е.А. и эксперта Пономаревой Н.Д.

Согласно заключению эксперта Егорова Е.А. следует, что тактика ведения, объем проведенного обследования и лечения полностью соответствует стандарту специализированной помощи при злокачественных образованиях лёгкого;

- из копии карты консультативного приёма ГБУЗ СО «Противотуберкулёзный диспансер» 18.05.2016 установлено, что пациентки Кузнецовой поставлен диагноз «Перефирический c-r 7 S справа»;

- копия амбулаторной карты Кузнецовой;

- копия истории болезни.

Оценивая представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Часть 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Статья 3 ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает, что соблюдение лицензионных требований лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Положения пп. а п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. М 291) устанавливают, что соблюдение порядков оказания медицинской помощи является обязательным лицензионным требованием, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, при этом согласно ч.1 ст. 37 М323-ФЗ от 21.11.2011г. М323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291): осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом а пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия в виде возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (установленные частью 11 статьи 19 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Как следует из протокола об административном правонарушении датой совершения административного правонарушения со стороны ГБУЗ является дата его выявления, то есть 11.04.2017, которая определена по правилам ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ как длящееся правонарушение.

Из анализа фактических обстоятельств вменяемого ГБУЗ правонарушения установлено, что последнее не является длящимся, поскольку отдельные нарушения требований подзаконных актов совершены (по мнению контролирующего органа) ГБУЗ в конкретные даты либо временные промежутки, сведения о которых протокол об административном правонарушении не содержит, что не позволяет суду самостоятельно установить границы периода инкриминируемого правонарушения. Кроме того, по мнению суда, такое расширение границы временного периода существенным образом нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на защиту.

Более того, содержание протокола об административном правонарушении основано на акте проверки № 120 от 11.04.2017, установившей наличие выше указанных нарушений, однако изучение данного доказательства - акта проверки – подтверждает противоречивость содержащихся в нем выводов. Поскольку те же нарушения подзаконных актов со стороны ГБУЗ признаны образующими состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ, а приложенное к акту проверки заключение эксперта прямо указывает на отсутствие нарушений при ведении, объёме проведенного обследования и лечения Кузнецовой Л.А. по профилю «онкология».

Не представлено суду и доказательств того, что допущенные ГБУЗ нарушения порядка оказания медицинской помощи были грубыми, то есть создающими опасность жизни или здоровью.

Такие нарушения как не направление врачом-пульмонологом на консультацию к врачу-онкологу при наличии в ГБУЗ специалистов-медиков с образованием по профилю «онкология»; отсутствие добровольного согласия на оперативное лечение в медицинской карте больного, которое фактически было оформлено 30.05.2016, сами по себе не создавали опасности для жизни и здоровью пациентке. Сведения о наличие таких угроз протокол об административном правонарушении и иные доказательства не содержат.

Нарушение порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», которые выразились в направлении на госпитализацию и лечение в медицинскую организацию, не имеющую лицензию на оказание медицинской помощи по онкологии также не нашло подтверждения, поскольку согласно приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от 28.01.2016 № 91-н «Об организации медицинской помощи взрослому населению Свердловской области по профилю «онкология»» утверждены Правила оказания медицинской помощи жителям Свердловской области с злокачественными новообразованиями легких.

Так, согласно названным правилам пациент с установленным диагнозом злокачественного новообразования после дообследования направляется в ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер» для оперативного лечения.

Изучением представленных документов было установлено, что Кузнецова с установленным у неё диагнозом злокачественного новообразования в правом лёгком была направлена в ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер» для оперативного лечения, по результатам которого диагноз онкологического заболевания не подтвердился, а было установлено иное заболевание «Конгломеративная туберкулема» по поводу которой и продолжено дальнейшее лечение, в том числе и по средствам химиотерапии.

Нарушение же методических рекомендаций в части режима химеотерапии не является нарушением, наказание за которое предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Таким образом, суду не представлена совокупность допустимых доказательств, подтверждающих совершение ГБУЗ вменяемого правонарушения, в связи с чем, в судебном заседании не установлен обязательный элемент состава административного правонарушения – объективная сторона.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду отсутствия состава административного правонарушения в действиях ГБУЗ.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 3.1, 29.9 ч. 1 п. 1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░.3 ░░. 19.20 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░

5-323/2017

Категория:
Административные
Другие
ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер"
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Антропов Максим Владимирович
Дело на сайте суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
18.04.2017Передача дела судье
18.04.2017Подготовка дела к рассмотрению
17.05.2017Рассмотрение дела по существу
19.05.2017Рассмотрение дела по существу
30.05.2017Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
19.06.2017Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее