Именем Российской Федерации
город Кызыл 21 сентября 2017 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Анчи Н.М., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Тыва к ФИО1 о взыскании переплаты пенсии,УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Тыва (далее по тексту – ГУ-УПФР в <адрес>) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании переплаты пенсии, указав, что ответчику была назначена социальная доплата к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ Согласно ответу из <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отчислена с ДД.ММ.ГГГГ.
Выявлена переплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 89 488 рублей.
Просит взыскать с ответчика переплату пенсии в размере 89 488 рублей.
Представитель истца ГУ-УПФР в <адрес> ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась по месту регистрации, однако почтовая корреспонденция не истребована.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей корреспонденцией по месту его регистрации корреспонденции является риском самого гражданина, и он несет все неблагоприятные последствия такого бездействия. В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «За истечением срока хранения», неявки лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном пенсионном обеспечении) право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с данным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных указанным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении социальная пенсия является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению, при этом исходя из положений пункта 6 приведенной нормы, а также подпункта 8 пункта 1 статьи 4 указанного закона социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.
В силу подпункта 3 пункта 1, пункта 3 статьи 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на социальную пенсию в соответствии с данным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Указанным гражданам устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Статьей 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 2, 3 статьи 25 Закона о трудовых пенсиях).
Из заявления о назначении пенсии видно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ-УПФР и просила назначить ей пенсию.
Согласно распоряжения ГУ-УПФР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца в размере 3028,82 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и федеральная социальная доплата.
Согласно информации предоставленной по запросу <данные изъяты>, ФИО1 была зачислена в колледж с ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была отчислена из колледжа по собственному желанию.
Решением от июня 2017 г. ФИО1 прекращена выплата социальной пенсии и федеральная социальная доплата в связи с утратой права.
Протоколом заседания комиссии по назначению пенсии при ГУ-УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была выявлена переплата пенсии и федеральной социальной выплаты в отношении ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 89 488 рублей.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекса) установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1109 Гражданского кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В соответствии со статьей 1103 Гражданского кодекса, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 была необоснованно получена пенсия по случаю потери кормильца поскольку она была отчислена из образовательного учреждения.
ФИО1 своевременно не известила ГУ-УПФР в <адрес> о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии, что повлекло преднамеренное получение излишних сумм пенсии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 89 488 рублей, в связи с чем, указанная сумма незаконно полученной пенсии подлежит возмещению ответчиком.
Ответчик никаких возражений по иску, в том числе данных об уважительности несообщения в управление сведений, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии по потере кормильца, а также возражений по расчету суммы ущерба в суд не представил.
Таким образом, требования истца о взыскании ущерба, причиненного несообщением сведений, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, в связи с недобросовестным поведением ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению, и в пользу истца надлежит взыскать с ответчика 89 488 в счет переплаты пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета городского округа «<адрес> Республики Тыва» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2884,64 рублей, поскольку истцу при подаче иска была отсрочена уплата государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Тыва к ФИО1 о взыскании переплаты пенсии удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Тыва 89488 рублей в счет переплаты пенсии.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета городского округа «<адрес> Республики Тыва» государственную пошлину в размере 2 884 рубля 64 копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 28 сентября 2017 года путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Председательствующий Н.М. Анчи