Дело №12-663/2019
УИД не сформирован
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
22 августа 2019 года г. Чита, ул. Бутина, 41
Судья Центрального районного суда города Читы Сергеева Д.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО ЧОП «Спарта» Уланова К.В. на постановление Государственной инспекции труда в Забайкальском крае №-И от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Спарта» к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением о назначении административного наказания №-И от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае ООО ЧОП «Спарта» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
На данное постановление генеральным директором ООО ЧОП «Спарта» К.В. Уланова подана жалоба с требованием о снижении размера административного штрафа до 55 000 рублей.
В судебное заседание ООО ЧОП «Спарта» явку своего представителя не обеспечил, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела.
Представитель Государственной инспекции труда в Забайкальском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и материалы проверки, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В силу ч.2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В частях 1 и 2 ст. 225 Трудового кодекса РФ закреплено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Согласно ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Согласно ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 г. № 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
В соответствии с п. 2.2.1 данного Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Согласно п. 2.2.2 названного Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Пункт 2.2.4 Порядка предусматривает, что работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
Основанием для привлечения ООО ЧОП «Спарта» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ послужило то, что работодателем не было организовано обучение по охране труда работника Малых А.В., не проведена проверка знаний требований охраны труда, работник Малых А.В., не прошедший в установленном порядке обучение безопасным методам и приема выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, а также проверку знаний требований охраны труда, не был отстранен, что повлекло должностным лицом нарушение требований статей 22, 76, 212, 219, 225 Трудового кодекса РФ и пунктов 2.2.1, 3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктов 3.6, 2.1.3, 2.1.5 Приложения к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данные обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств и образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. При настоящем рассмотрении жалобы, данные обстоятельства не оспаривались.
В силу ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При решении вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что директором Общества были приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения административных правонарушений в отсутствие каких-либо препятствий для соблюдения положений действующего трудового законодательства.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства по охране труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае о доказанности вины ООО «ЧОП «Спарта» в совершении описанном выше административном правонарушении, материалы дела не содержат.
В соответствии ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При таких обстоятельствах, ООО ЧОП «Спарта» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, при оценке назначенного юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 руб., должностным лицом не были учтены положения ст. 4.1 КоАП РФ.
Так, согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (п. 3.2 ст. 4.1 ко АП РФ).
Поскольку ООО ЧОП «Спарта» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, то штраф в размере 110 000 руб. может нести неблагоприятные последствия.
С учетом отсутствия установленных последствий совершенного административного правонарушения, положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ судья приходит к выводу о необходимости изменения постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае №-И от ДД.ММ.ГГГГ и снижения административного штрафа до 55 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №-░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 55 000 (░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.08.2019 ░░░░.