Решение по делу № 2-2561/2017 от 28.06.2017

Дело № 2-2561/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Фишер Л.А.,

с участием истцов: Разинькова А.В., Разиньковой О.С.,

представителя истцов Ковальского А.Г.,

представителя ответчика администрации МОГО «Ухта» - Федосимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

20 июля 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Разинькова А.В., Разиньковой О.С. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», обязании поставить на учет,

установил:

Разиньков А.В., Разинькова О.С. обратились в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта») о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании принять семью на указанный учет. В обоснование заявленных требований указав, что <...> г. они обратились в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что семья намеренно ухудшила свои жилищные условия. Не согласившись с принятым решением, истцы обратились в суд с указанным иском.

В судебном заседании истцы Разиньков А.В. и Разинькова О.С., а также их представитель Ковальский А.Г. на исковых требованиях настаивали, поддержав доводы, изложенные в иске. Разиньков А.В. дополнительно пояснил, что по договору купли-продажи семье принадлежит квартира, расположенная по адресу: ...., общей площадью – 31,9 кв.м. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают он, его супруга Разинькова О.С. и их двое несовершеннолетних детей: Г.., <...> г. рождения, М.., <...> г. рождения. Ранее Разиньков А.В. был зарегистрирован по адресу: 1. Перерегистрация и переезд были обусловлены необходимостью и фактическим совместным проживанием всех членов его семьи. На каждого члена семьи приходится менее учетной нормы, установленной в г. Ухте, семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» Федосимова Е.А., выступая в суде, исковые требования не признала, поддержала отказ Комитета от 24.02.2016, законность которого оспаривают истцы.

Ответчик КУМИ МОГО «Ухта», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В направленном в суд отзыве представитель Канева М.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, требования истца не признала по изложенным в отказе от 24.02.2016 основаниям.

По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ.

В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи, семьи, имеющие трех и более детей.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).

Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 указанного Закона.

В соответствии с подп. 4 п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека - 11 кв.м.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п. 2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».

Как следует из материалов дела, <...> г. между Разиньковым А.В. и Разиньковой (до брака ....) О.С. заключен брак, что подтверждается свидетельством о браке ........ от 05.06.2014.

От брака Разиньковы имеют двоих несовершеннолетних детей: Г.. - <...> г. рождения, М.<...> г. рождения.

Истцы и их несовершеннолетние дети проживают в жилом помещении – квартире № ...., расположенной по адресу: ...., которая принадлежит Разинькову А.В. и Разиньковой О.С. на праве общей совместной собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.09.2014 сделана запись регистрации № ..... Общая площадь жилого помещения составляет 31,9 кв.м.

Согласно справке МУ «ИРЦ» МОГО «Ухта» № .... от 29.05.2017 в спорном жилом помещении зарегистрированы: Разинькова О.С. и Г.. с 14.10.2014, Разиньков А.В. с 08.10.2015, М. с 02.11.2016.

До регистрации в спорном жилом помещении Разиньков А.В. в период с 07.09.1993 по 08.10.2015 имел регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: 1, общей площадью 78,3 кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности его родителям – В.. и И.., которые также были зарегистрированы в указанном жилом помещении.

12 января 2016 годаРазиньков А.В.обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи он, его супруга Разинькова О.С. и их несовершеннолетний сын Г.., в качестве места жительства семьи указав квартиру, расположенную по адресу: ...., общей площадью 31,9 кв.м, где на каждого члена семьи приходится 10,6 кв.м, что составляет менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека.

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» № .... от 24.02.2016 Разинькову А.В. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья», по тем основаниям, что он, снявшись с регистрационного учета по адресу: 1, и зарегистрировавшись по месту жительства: ...., фактически своими действиями ухудшил свои жилищные условия, и потому семья не может быть поставлена на учет.

Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.

Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие изменения семейного положения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Разиньковы состоят в зарегистрированном браке с 2014 года, постоянным местом жительства семьи является квартира, расположенная по адресу: ...., находящаяся в собственности истцов с 2014 года, где на каждого члена семьи (на момент обращения с заявлением зарегистрировано и проживали 3 человека, общая площадь – 31,9 кв.м) приходится менее учетной нормы.

Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма, Разиньковы не имеют.

Таким образом, снятие Разинькова А.В. с регистрационного учета с прежнего места его жительства, вселение в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности ему и супруге, регистрация по месту фактического проживания имели целью реализацию супругами права на совместное проживание, ведение общего хозяйства в связи с заключением брака, воспитание детей. Данные обстоятельства не свидетельствуют о намеренном ухудшении указанным лицом своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи составляет менее учетной нормы, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещений со стороны семьи Разиньковых не усматривается и материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах исковые требования Разинькова А.В., Разиньковой О.С. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Разинькова А.В., Разиньковой О.С. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 24 февраля 2016 года № .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» Разинькова А.В. и членов его семьи.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» принять Разинькова А.В. с составом семьи: супругой Разиньковой О.С. и несовершеннолетним сыном Г., <...> г. рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» с 12.01.2016.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 25.07.2017.

Судья С. С. Логинов

2-2561/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Разинькова О.С.
Разиньков А.В.
Ответчики
КУМИ
Администрация МОГО "Ухта"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
28.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2017Передача материалов судье
30.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2017Судебное заседание
25.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее