Дело № 2-2537/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Кирничанском А.Ю., с участием представителя истца Барановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Гайдомака Галине Алексеевне о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, об истребовании земельного участка из незаконного владения в государственную собственность, об исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
у с т а н о в и л :
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением и просит признать недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; ранее присвоенный кадастровый номер №, признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать его из незаконного владения в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
Иск обосновывается тем, что 14 октября 2009 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение № 780-р «Об утверждении материалов выбора земельного участка и предоставлении согласия обслуживающему кооперативу «Дачно–строительный кооператив «Скиф» на разработку проекта землеустройства: по адресу: Севастопольская зона Южного берега Крыма». В последующем на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 25 ноября 2009 года № 913-р «О передаче в собственность гражданам членам обслуживающего кооператива «Дачно – строительный кооператив «Скиф» земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: <адрес>» ответчику был выдан государственный акт на право собственности на земельный участок и внесены сведения в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. Указанным распоряжением СГГА превысила свои полномочия, поскольку полномочия по распоряжению данной землей должны были осуществляться Севастопольским городским Советом. Кроме этого, незаконно было изменено целевое назначение спорного земельного участка. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства и воли государства в лице уполномоченного органа. Кроме того, распоряжение на основании которого ответчику в собственность передан спорный земельный участок в последующем было отменено распоряжением СГГА от 21.09.2010 года № 1841-р.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным основаниям, поддержала письменные пояснения.
Представители третьих лиц - Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя и Главного управления природных ресурсов и экологии город Севастополя (Севприроднадзор) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Поскольку ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом суд, с учётом отсутствия возражений представителя истца, руководствуясь положениями статьи 233 ГПК РФ, суд рассмотрел дело по правилам заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
14 октября 2009 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение № 780-р «Об утверждении материалов выбора земельного участка и предоставлении согласия обслуживающему кооперативу «Дачно – строительный кооператив «Скиф» на разработку проекта землеустройства: по адресу: Севастопольская зона Южного берега Крыма».
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 25 ноября 2009 года № 913-р «О передаче в собственность гражданам членам обслуживающего кооператива «Дачно – строительный кооператив «Скиф» земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: <адрес>» земельные участки общей площадью <данные изъяты>, переданы в собственность гражданам - членам указанного кооператива с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения.
На основании означенного распоряжения ответчику в собственность передан земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер №, с целевым назначением для индивидуального дачного строительства.
Согласно пункту 1 части 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения законодательство Украины.
Статьёй 116 Земельного кодекса Украины, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки государственной или коммунальной собственности.
В ходатайстве необходимо указать целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры с приложением графических материалов, в которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя.
На основании такого заявления заявителю дается согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Отвод земельного участка производится на основании разработанного, согласованного и утвержденного проекта землеустройства.
Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 8 февраля 1977 года № 3/93 «о границах районов города Севастополя» утверждены границы Балаклавского, Гагаринского и Нахимовского районов.
В соответствии с генеральным планом города Севастополя до 2025 года, утвержденного Решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13 декабря 2005 года, спорный земельный участок расположен на территории Балаклавского района города Севастополя.
Доказательств того, что административно-территориальные границы города Севастополя после 1977 года и до 2014 года претерпели изменения, и, в частности, Балаклавский район, суду не представлено.
В соответствии с генеральным планом города Севастополя до 2025 года, утвержденного Решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13 декабря 2005 года, спорный земельный участок расположен на территории Балаклавского района города Севастополя.
Поскольку спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта – города Севастополь, полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности следовало осуществлять Севастопольскому городскому совету в силу пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, то есть Севастопольская городская государственная администрация полномочиями по распоряжению спорным земельным участком не обладала.
Сведения об обращении ответчика в уполномоченный по распоряжению землей орган с заявлением о выделении ему в собственность земельного участка, получении соответствующего разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка отсутствуют.
Частью 9 статьи 149 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изымать земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса свыше 1 гектара для несельскохозяйственных нужд, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения имел право Кабинет Министров Украины.
Статьей 55 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что к землям лесохозяйственного назначения принадлежат земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, предоставленные в пользование для нужд лесного хозяйства.
Решением исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов № 7/221 от 3 марта 1979 года «Об отводе земельного участка Севастопольскому лесхоззагу» и решением исполкома Севастопольского городского совета депутатов трудящихся № 25-п от 1 ноября 1966 года «об утверждении отчета о распределении земель по угодьям и землепользователям города Севастополя по состоянию на 1 ноября 1966» спорный земельный участок передан в постоянное пользование Севастопольскому лесхоззагу.
Указанный земельный участок расположен в границах земель государственной собственности лесного назначения: <адрес>. Кадастровый номер земельного участка №.
В соответствии с пунктом 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово – картографические материалы лесоустройства.
Учитывая вышеизложенное, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, то есть распоряжением Севастопольской городской государственной администрации фактически изменено его целевое назначение, при этом решение об изъятии спорного земельного участка для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами исполнительной власти не принималось.
Кроме того, распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 21.09.2010 №1844-р распоряжение СГГА от 14.10.2009 № 780 р «Об утверждении материалов выбора земельного участка и предоставлении согласия обслуживающему кооперативу «Дачно – строительный кооператив «Скиф» на разработку проекта землеустройства: по адресу: Севастопольская зона Южного берега Крыма» отменено.
Распоряжением СГГА от 21.09.2010 года № 1841-р распоряжение СГГА от 25.11.2009 № 913р «О передаче в собственность гражданам членам обслуживающего кооператива «Дачно – строительный кооператив «Скиф» земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: <адрес>» отменено.
Также следует отметить, что из архивной копии перечня распоряжений Севастопольской городской государственной администрации с 01-р по № 1180-р за период с 05.01.2009 по 31.12.2009 усматривается, что распоряжение № 780-р от 14.10.2009 на основании которого в последующем принято распоряжение № 913-р от 25.11.2009 Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось и не регистрировалось.
С реквизитами № 780-р от «14» октября 2009 года зарегистрировано распоряжение Севастопольской городской государственной администрации «О выдаче ордеров».
Следовательно, приобретение ответчиком права собственности на спорный земельный участок противоречит требованиям земельного законодательства, правовые основания возникновения у ответчика такого права отсутствуют.
Согласно ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 61 ЗК РФ и ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.
Таким образом, противоправное предоставление земельного участка в собственность иному лицу причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации – города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Вышеустановленные обстоятельства свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее – Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
Следовательно, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Исковые требования о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.
В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 126 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок удостоверяется свидетельством о праве собственности на земельный участок или извлечением из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Статьёй 70 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, следовательно, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в доход местного бюджета города федерального значения Севастополя в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь уководствуясь ст.ст. 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации
Решил:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения Гайдомака Галины Алексеевны земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер №, в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.
В удовлетворении иных исковых требований отказать.
Взыскать с Гайдомака Галины Алексеевны в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.А. Анашкина
Решение принято в окончательной форме «18» декабря 2017 года.