Дело № 2а-244/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2017 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Летуновой В.Н.,
при секретаре Егоровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Скударновой С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 о признании сумм недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежных к взысканию,
установил:
Административный истец указывает о том, что получила от ответчика справку, в которой отражена задолженность по недоимкам и пеням по транспортному налогу за период с 2005 по 2015 года: недоимка 14016,15 руб. и пени 5803,22 руб.
Административный истец считает, что на часть суммы недоимки в размере 7116,15 руб. и суммы задолженности по пеням в размере 5803,22 руб. налоговый орган утратил возможность для принудительного взыскания в связи с пропуском сроков, установленных ст. 48 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Административный истец в обоснование своей позиции ссылается на положения ст. 59 п. 1 п.п. 4 НК РФ, а также приказ ФНС РФ от 19.08.2010 года № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».
Отмечает, что в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 п. 3 ст. 44 и подпункта 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Административный истец просит признать суммы недоимки по транспортному налогу в размере 7116,15 руб. и суммы задолженности по пеням в размере 5803,22 руб., возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
В судебное заседание административный истец не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Представитель административного ответчика в суд не явился, возражений на административное исковое заявление не представил.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; данная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 57 и п. 3 ст. 75 НК РФ определено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Установлено, что Скударнова С.В. в ответ на свое интернет-обращение получила от Налогового органа справку, в которой отражена задолженность по недоимкам и пеням по транспортному налогу за период с 2005 по 2015 года: недоимка 14016,15 руб. и пени 5803,22 руб.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта.
Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу. Исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
Абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно положениям ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Исходя из указанных в письме административного ответчика от 02.11.2016 сроков уплаты транспортного налога (последний срок 05.11.2013) и положений ст. 48 НК РФ, 05.05.2014 налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания сумм налогов и пени в связи с истечением сроков принятия надлежащих мер ко взысканию.
При этом, административным ответчиком не представлено доказательств направления в адрес административного истца ни налоговых уведомлений, ни требований об уплате транспортного налога, порядок направления которого урегулирован главой 10 НК РФ. Представленные материалы отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств направления данных документов административному истцу не содержат.
Тем самым, указанная в справке № 08-22/14038 от 02.11.2016 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 02.11.2016 недоимка по транспортному налогу физических лиц на сумму 7116,15 руб. (14016,15-6900) и задолженность по пени в сумме 5803,22 руб. не соответствует реальному размеру существующих налоговых обязательств налогоплательщика и нарушает законные права и интересы Скударновой С.В., предусмотренные ст. 57 Конституции РФ, п. 1 и п. 3 ст. 3 и п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ. При этом суд принимает во внимание, что административным ответчиком не представлено никаких возражений относительно заявленных административным истцом требований, в том числе и в части размера пени, иного расчета налоговым органом суду не представлено.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и п. 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и п. 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Оценивая доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, поскольку в части суммы в размере 7116,15 руб. и пени в размере 5803,22 руб. налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, что в силу ст. 59 НК РФ, является основанием для признания безнадежными к взысканию недоимки, числящейся за Скударновой С.В. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых, соответственно, допущены нарушения, созданы препятствия.
Тем самым, суд признает указанную выше недоимку по транспортному налогу и пени, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежной ко взысканию, а обязанность Скударновой С.В. по их уплате - прекращенной и возлагает на административного ответчика обязанность в целях устранения нарушения прав и законных интересов Скударновой С.В. принять на основании ст. 59 НК РФ решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням Скударновой С.В. по транспортному налогу физических лиц на сумму 7116,15 руб. и задолженности по пени в сумме 5803,22 руб., а всего задолженности на сумму 12919,37 руб., и списании указанной задолженности.
Об устранении нарушенных прав административному ответчику надлежит сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.
Согласно ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине при обращении в суд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Скударновой С.В. удовлетворить.
Признать недоимку по транспортному налогу физических лиц на сумму 7116,15 руб. и задолженности по пени в сумме 5803,22 руб., а всего задолженности на сумму 12919,37 руб., отраженную в справке № 08-22/14038 от 02.11.2016 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 02.11.2016, выданную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Республике Карелия, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной ко взысканию, а обязанность Скударновой С.В. по их уплате - прекращенной.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Республике Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Скударновой Светланы Викторовны путем принятия в соответствии со ст. 59 Налогового Кодекса Российской Федерации и Порядком списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденным Приказом Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@, решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням Скударновой С.В.) по транспортному налогу физических лиц на сумму7116,15 рублей и задолженности по пени в сумме 5803,22 рублей, а всего задолженности на сумму 12919,37 рублей отраженную в справке № 08-22/14038 от 02.11.2016 г. о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 02.11.2016, выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Республике Карелия и списания указанной задолженности.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 5 по Республике Карелия в пользу Скударновой С.В. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300,00 рублей.
Об устранении нарушенных прав Скударновой С.В. сообщить Сортавальскому городскому суду и Скударновой С.В. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Летунова В.Н.
В окончательной форме решение принято 06.04.2017.