Дело № 2а-3051/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2017 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседания Васильевой Т.Г.,
с участием представителя ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» Дмитриева А.Н.,
представителя прокуратуры Ленинского района г.Чебоксары Сокрашкина Э.Г.,
представителя прокуратуры Чувашской Республики Ивановой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике» к прокуратуре Ленинского района города Чебоксары о признании действия незаконным,
у с т а н о в и л :
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике» (далее ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз», административный истец) обратилось в суд с административным иском к прокуратуре Ленинского района г.Чебоксары (далее административный ответчик) о признании незаконным действия, выразившегося в неуведомлении о проведении проверки и признании незаконным действий прокуратуры выразившихся в возложении на ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» обязанности по представлению документов по запросу от 07 июля 2017 года.
В обоснование заявленных требований указав, что в декабре 2016 года и в феврале 2017 года прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары проводилась проверка ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» по обращению Семеновой М.И. По результатам проведенных проверок, прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары были даны ответы Семеновой М.И.
Однако, как указывает административный истец, вновь прокуратурой района в адрес ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» был направлен запрос 07 июля 2017 года о представлении документов, при этом прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары указано, что истребуемые документы необходимы ввиду проводимой, по поручению прокуратуры Чувашской Республики, проверкой.
Административный истец указывает, что в нарушение требований ФЗ от 17 января 1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принятое прокурором или его заместителем до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» не доводилось. Следовательно, полагает административный истец, в отсутствие сведений о проводимой проверке незаконно и истребование документов по запросу от 07.07.2017 № -----.
Представитель административного истца директор ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» Дмитриев А.Н., участвуя в судебном заседании, административный иск поддержал.
Представитель прокуратуры Ленинского района г.Чебоксары Сокрашкин Э.Г., участвуя в судебном заседании, заявленные требования не признал, указав, что ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» обратилось в Ленинский районный суд г. Чебоксары с заявлением о признании незаконными действий прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары, выраженные в проведении проверки без доведения до Учреждения решения о проведении проверки и возложении обязанности по представлению документов по запросу от 07.07.2017 № -----.
Требования Учреждения являются незаконными по следующим основаниям: - в соответствии со ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура вправе запрашивать информацию, документы, справки и их копии, т.е. получать сведения и копии документов без осуществления выездной проверки; решение о проведении проверки в соответствии с ч. 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» в рассматриваемом случае не принималось, поскольку выездная проверка Учреждения не проводилась.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики Иванова И.Г., участвуя в судебном заседании, позицию представителя прокуратуры Ленинского района г.Чебоксары поддержала.
Суд, заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, надзорное производства № ----- (том 4), приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) административного ответчика необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
На основании п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 4 статьи 10 Закона о прокуратуре, установлено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Из анализа правовых норм статей 1, 21, 22 Закона о прокуратуре следует, что прокуратура осуществляет полномочия по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека органами публичной власти, различными государственными учреждениями и организациями, должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, гражданами.
Именно в компетенции прокуратуры по выявлению нарушений закона и прав граждан во всех сферах государственной и общественной жизни, прежде всего, и заключаются особенности прокурорского надзора, как особого вида государственно-властной надзорной деятельности.
Вопросы реализации гражданином права обращаться лично в государственные органы регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в прокуратуру Чувашской Республики поступило обращение Семеновой М.И. о возможных нарушениях директором ФГБУ «Управление Чувашмелиоводхоз» в части предоставления недостоверных сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
03 июля 2017 года прокуратурой Чувашской Республики для проверки доводов указанных в жалобе, согласно п. 3.2 Инструкции, обращение Семёновой М.И. было направлено в прокуратуру Ленинского района г.Чебоксары.
В связи с имеющимся поручением прокуратуры Чувашской Республики прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары в адрес ФГБУ «Управление Чувашмелиоводхоз» 07 июля 2017 года направлен запрос о предоставлении ряда документов, в том числе: заверенные справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на Дмитриева А.П., супругу и несовершеннолетних детей за 2016 год; копии нормативных документов, которыми регламентирована обязанность представления руководителем ФГБУ «Управление Чувашмелиоводхоз» справок о доходах, а также порядок проведения проверки достоверности данных сведений; сведения о том, проводились ли уполномоченным органом проверки в отношении Дмитриева А.Н. в части исполнения обязанности о представлении Справок о доходах и проверки их достоверности, если да, то каковы результаты этих проверок (представить копии материалов проверки; протоколов заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; документов, содержащих сведения о подведенных итогах проверки с принятыми мерами).
Во исполнение запроса, 12 июля 2017 года в прокуратуру Ленинского района г.Чебоксары ФГБУ «Управление Чувашмелиоводхоз» были представлены истребуемые документы.
ФГБУ «Управление Чувашмелиоводхоз» полагая, что действия прокуратуры Ленинского района г.Чебоксары по проведению проверки не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с административным заявлением о признании их незаконными.
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (п. п. 2, 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).
Решение о проведении прокурорской проверки доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой - не позднее дня принятия (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).
В силу статей 21, 22 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Из указанного следует, что органы прокуратуры при поступлении информации о допущенных нарушениях законов, требующих использования прокурорских полномочий, вправе проводить проверки.
Оценивая довод административного истца о том, что Управление не уведомлялось о принятом решении о проведении проверки, суд исходит из того, что Закон о прокуратуре не обязывает прокурора, заместителя прокурора обязательно принимать решение о проведении проверки при поступлении обращения граждан, орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений поступивших в прокуратуру.
Из материалов дела не усматривается, что прокурором или его заместителем было принято решение о проведении проверки ФГБУ «Управление Чувашмелиоводхоз», в этой связи отсутствовали основания для применения положений п.3 ст. 21 ФЗ О прокуратуре поскольку решение о проведении проверки не принималось.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В ходе рассмотрения жалобы и наличия поручения прокуратуры Чувашской Республики в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, правомерно прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары направлены в ФГБУ «Управление Чувашмелиоводхоз» требования о предоставлении необходимых для проверки документов и материалов.
Запрос ФГБУ «Управление Чувашмелиоводхоз» был исполнен, истребуемые документы представлены в прокуратуру района.
Таким образом, представитель прокуратуры района действовал в рамках предоставленных ему полномочий, и направленное им требование о предоставлении необходимых документов и материалов являлось одной из предусмотренных Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" форм осуществления прокурорского надзора. При таких обстоятельствах, исходя из предоставленных прокурору полномочий при осуществлении возложенных на него функций в соответствии со статьей 22 Закона о прокуратуре, действия прокуратуры района по истребованию документов так же не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы субъекта, у которого данные документы были истребованы.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемом случае предусмотренной ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ совокупности условий, необходимых для признания оспариваемых действий незаконными.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действия (бездействия) прокуратуры Ленинского района г.Чебоксары по истребованию документов и не уведомление о принятом решении о проведении проверки не могут рассматриваться как нарушающие прав и законных интересов ФГБУ «Управление Чувашмелиоводхоз»
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Чувашской Республике» к прокуратуре Ленинского района г.Чебоксары о признании незаконными действия прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары выразившиеся в проведении проверки без доведения до сведения ФГБУ «Чувашмелиоводхоз» решения о проведении проверки и возложении обязанности на ФГБУ «Чувашмелиоводхоз» по предоставлению документов по запросу от 07 июля 2017 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья Н.Э.Фомина
Мотивированное решение изготовлено: 20.10.2017г.