30
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
дело № 3а-66/2017
19 июля 2017 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Магомедовой Р.М. к Правительству Республики Бурятия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
14 июня 2017 года Магомедова Р.М. обратилась с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., по состоянию на 19.11.2015г. равной его рыночной стоимости в размере <...> руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость была установлена Постановлением Правительства РБ №2 от 13.01.2016г. и составляет <...> руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке №<...>, составленным ООО <...>».
В судебное заседание административный истец Магомедова Р.М. не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Магомедовой Р.М. – Лобыкин С.В., действующий на основании доверенности, поддержал требования, уточнив, что площадь земельного участка составляет <...> кв.м.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РБ Лубсанова О.Д., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Манзарова Т.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований.
Представители административного ответчика Правительства РБ, заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра по РБ», Министерства имущественных и земельных отношений РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Магомедова Р.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгового комплекса, расположенного по адресу: <...>. Сведения о земельном участке внесены в единый государственный реестр недвижимости 19.11.2015г. Площадь участка уточнена и составляет <...> кв.м. Земельный участок образован в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <...>.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Магомедова Р.М. ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ст.24.15 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч.2).
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ч.3).
Таким образом, в указанных случаях определение кадастровой стоимости производится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006г. № 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель (п.2.1.), на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (п.2.6.).
Как видно из материалов дела земельный участок был образован в результате перераспределения, потому в соответствии со ст. 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности» датой определения кадастровой стоимости является дата внесения сведений о вновь образованных земельных участках в государственный кадастр недвижимости – 19.11.2015г.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из представленного административным истцом отчета об оценке №<...>, проведенной ООО <...>», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 19 ноября 2015г. составляет <...> руб.
Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.
Оценщик Л. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом НП СОО <...> и включен в реестры оценщиков, его ответственность застрахована в ООО <...>
При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими.
Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в соответствии со ст.62 КАС РФ лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью установления иной стоимости земельного участка ответчиками, заинтересованными лицами заявлены в ходе рассмотрения дела не были.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 19 ноября 2015 года <...> руб.
Доводы Министерства имущественных и земельных отношений РБ, изложенные в письменных пояснениях по административному исковому заявлению, о том, что процедура определения кадастровой стоимости проведена в соответствии с действующим законодательством и о том, что постановление Правительства Республики Бурятия, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия, не оспорено и не признано незаконным нельзя принять во внимание в качестве основания для отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку законодательство Российской Федерации не запрещает пересмотр кадастровой стоимости при наличии действующего нормативного правового акта об утверждении государственной кадастровой оценки.
По настоящему делу требование заявителя направлено не на оспаривание государственной кадастровой оценки в целом, а на пересмотр ее результатов в отношении конкретного земельного участка, что прямо допускается статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Магомедовой Р.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости равной <...> рублей по состоянию на 19 ноября 2015 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 26 июля 2017 года.
Судья: Т.Б. Казанцева