Решение по делу № 2а-2267/2017 от 09.06.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2017 года                                                                    г. Домодедово                                                                                               

Домодедовский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Е.В. Лебедева при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-2267/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) об отказе в выдаче свидетельства коммерческого пилота,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Домодедовский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Росавиации от 12.01.2017г. № Исх-151/01 об отказе в выдаче свидетельства коммерческого пилота. Административный истец просил обязать Росавиацию устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путём выдачи свидетельства коммерческого пилота с внесением всех квалификационных отметок и примечаний, которым он соответствует.

Свои требования административный истец обосновал тем, что 26.07.2016г. он обратился в Росавиацию с заявлением о выдаче свидетельства коммерческого пилота с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013г. .

Ответом Росавиации от 12.01.2017г. № Исх-151/01 в выдаче свидетельства отказано по причине наличия в представленных документах сведений, указывающих на несоответствие кандидата требованиям пункта 1 статьи 52 и пункта 4 статьи 54 ВК РФ, предусматривающим профессиональную подготовку специалистов авиационного персонала по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Административный истец считает, что решение Росавиации противоречит нормам действующего законодательства, не основано на документах, представленных им в ведомство, и подлежит отмене по следующим основаниям.

ФИО1 имеет диплом Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, подтверждающий прохождение профессиональной подготовки, кроме этого прошёл проверку знаний, навыков, имеет медицинский сертификат первого класса, необходимый опыт пилотирования воздушных судов и безаварийный налёт более 3000 часов.      

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представители ФИО3, ФИО4, на требованиях настаивали. Пояснили, что отказ Росавиации в выдаче свидетельства коммерческого пилота противоречит нормам действующего законодательства, которые не содержат требования об обязательном прохождении подготовки по утверждённой уполномоченным органом в области гражданской авиации программе. Достаточно иметь не менее 200 часов налёта на самолёте. Данная позиция изложена письменно должностным лицом Министерства транспорта Российской Федерации на обращение по спорному вопросу. Также в настоящее время отсутствуют федеральные авиационные правила, регламентирующие требования к порядку разработки, утверждению и содержанию программ подготовки. Ссылка ведомства на распоряжение Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № АЮ-241-р является несостоятельной, поскольку оно не прошло регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Представитель ФИО5 Самсонова возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что согласно статьями 52 и 54 ВК РФ, пунктам 4 и 5.3.3 Положения о Росавиации (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) введена в действие Программа подготовки пилотов коммерческой авиации, утверждённая распоряжением Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № АЮ-241-р, которая реализуется в пяти образовательных учреждениях гражданской авиации. Указанная Программа является базой, на основании которой перечисленные учебные заведения разрабатывают свои курсы учебно-лётной подготовки и методические рекомендации по выполнению полётов на конкретных типах самолётов и утверждают их в соответствии с требованиями, установленными для высшего и среднего профессионального образования.

В силу части 4 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учётом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специализации «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» в рамках направления подготовки 161000 «Аэронавигация» предусматривает проведение обучения по всем формам обучения: очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам по единым требованиям стандарта.

По завершении обучения по профилю «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» направления подготовки «Аэронавигация» по очной форме обучения в подведомственных Росавиации образовательных организациях высшего образования, выпускники, наряду с получением документов об образовании и квалификации, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации образца, имеют право в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации, на присвоение квалификации коммерческого пилота гражданской авиации с выдачей свидетельства установленного образца, как прошедшие при обучении соответствующую подготовку по утверждённой программе. Это обеспечивается, в том числе, проведением Университетом в период обучения по очной форме первоначальной учебно-лётной подготовки (при проведении практик в соответствии с учебным планом) согласно программе Курса учебно-лётной подготовки (КУЛП) пилотов коммерческой авиации, утверждённой Росавиацией, обеспечивающей необходимый налёт часов для получения свидетельства коммерческого пилота в соответствии с федеральными авиационными правилами.

При обучении по заочной форме по специализации «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» направления подготовки «Аэронавигация» образовательной программой не предусмотрена первоначальная учебно-лётная подготовка позволяющая выпускнику при её прохождении и завершении обучения претендовать на присвоение квалификации коммерческого пилота гражданской авиации.

Следовательно, получение образования по специализации «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» по заочной форме обучения не освобождает от установленной пунктом 4 статьи 54 ВК РФ обязанности кандидата на получение свидетельства коммерческого пилота получить профессиональную подготовку по программе подготовки, утверждённой Росавиацией.

Довод административного истца о том, что распоряжение Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № АЮ-241-р не подлежит применению как не прошедшее государственную регистрацию, является необоснованным, поскольку данное распоряжение не является нормативным правовым актом, носит индивидуальный характер, регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не подлежит.

Свидетельство пилота гражданской авиации П , выданное ФИО1 Государственным комитетом по авиации Республики Беларусь ДД.ММ.ГГГГ, не имеет юридической силы на территории Российской Федерации, поскольку с заявлением о признании свидетельства иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням специалистов, в соответствии с установленным порядком административный истец в Росавиацию не обращался.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Право на безопасность охраняется Конституцией РФ, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст. 2, 37, 55, 72).

Основные принципы обеспечения безопасности закреплены в ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 390-ФЗ "О безопасности".

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Согласно ст. 5 указанного Закона правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Право на безопасность реализуется на разных уровнях общественных отношений, включая правоотношения, вытекающие из профессиональной деятельности.

В соответствии с преамбулой Воздушного кодекса РФ настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Поскольку авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную (ст. 20 Воздушного кодекса РФ), соответствующим образом для каждого вида авиации реализуется государственная программа обеспечения безопасности.

Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).

Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда (п. 1, пп. 2 п. 6 ст. 28 Воздушного кодекса РФ).

К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).

Пилоты включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240), входящих в состав летного экипажа гражданской авиации:

Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 5.4.2 Положения о Росавиации, пунктом 3 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ         , свидетельства выдаются Росавиацией лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со статьёй 54 ВК РФ, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Судом установлено, что 29.12.2006г. ФИО1 ВКК ФС ВТ России выдано свидетельство пилота коммерческой авиации III П , которое было аннулировано приказом Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ . Основанием для аннулирования данного свидетельства явилось отсутствие у ФИО1 надлежащей профессиональной подготовки пилота коммерческой авиации. Указанное решение административным истцом не обжаловалось.

26.07.2016г. ФИО1 вновь обратился в Росавиацию с заявлением о выдаче свидетельства пилота коммерческой авиации с квалификационной отметкой «самолёт многодвигательный сухопутный А-319/320/321».

Решением Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-151/01 в выдаче свидетельства отказано по причине наличия в представленных документах сведений, указывающих на несоответствие кандидата требованиям пункта 1 статьи 52 и пункта 4 статьи 54 ВК РФ, предусматривающим профессиональную подготовку специалистов авиационного персонала по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Согласно материалам дела при обращении с заявлением о выдаче свидетельства коммерческого пилота ФИО1 представлен документ, подтверждающий прохождение административным истцом профессиональной подготовки, а именно копия диплома ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» серии 107819 от ДД.ММ.ГГГГ по заочной форме обучения по направлению подготовки ДД.ММ.ГГГГ «Аэронавигация» с присвоениемквалификации «бакалавр» по профилю «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов».

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 и пунктом 4 статьи 54 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие подготовку, пройденную по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Положения части 4 статьи 54 ВК согласуются с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения о Росавиации, которым к полномочиям ведомства отнесено утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

Так, распоряжением Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № АЮ-241-р введена в действие Программа подготовки пилотов коммерческой авиации, которая реализуется в пяти образовательных учреждениях гражданской авиации.

Пункт 1.6 указанной Программы устанавливает требование к кандидату на получение свидетельства пилота коммерческой авиации о прохождении им полного курса обучения, который включает в себя теоретическую подготовку и лётную подготовку соответствующую курсу учебно-лётной подготовки, утверждённому уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Следовательно, получение административным истцом образования по специализации «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» по заочной форме обучения подтверждает наличие у ФИО1 теоретической подготовки по соответствующей специальности, однако не свидетельствует о лётной подготовке по программе подготовки, утверждённой Росавиацией.

Таким образом, документа, подтверждающего лётную подготовку по программе подготовки пилотов коммерческой авиации, утверждённой уполномоченным органом в области гражданской авиации, административным истцом в Росавиацию не представлено.

Факт получения административным истцом свидетельства пилота гражданской авиации Республики Беларусь не имеет правового значения для оценки законности оспариваемого решения, поскольку данный документ не предусмотрен в качестве документа, подтверждающего соответствующую квалификацию (подготовку) при разрешении заявления о выдаче свидетельства пилота коммерческой авиации в Российской Федерации.

Довод административного истца о том, что распоряжение Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № АЮ-241-р применению не подлежит, как не прошедшее государственную регистрацию и официально не опубликованное для всеобщего сведения, является необоснованными, поскольку данная процедура предусмотрена только в отношении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Аргумент административного истца о том, что при решении вопроса о наличии у него надлежащей профессиональной подготовки следует применять федеральные авиационные правила, устанавливающие минимум налёта на самолёте, не основан на нормах действующего законодательства.

С учётом изложенного, оспариваемое решение соответствует требованиям закона, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьёй 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 - отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Домодедовский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                           Е.В. Лебедев

                                                                        

2а-2267/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Саблин Е.В.
Ответчики
Федеральное агентство воздушного транспорта
Суд
Домодедовский городской суд Московской области
Дело на странице суда
domodedovo.mo.sudrf.ru
09.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
09.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
16.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2017[Адм.] Судебное заседание
12.07.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее