Дело № 2а-454/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2017 года г.Буйнакск
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Омарова А.О., при секретаре - Атаковой А.О.,
с участием представителя административного истца - Исаева А.Н.,
представителя административного ответчика - Абасова А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске к администрации МО «село Акайтала» Буйнакского района о признании факта бездействия по неисполнению и о возложении обязанностей по устранению нарушений требований санитарного законодательства об охране источников питьевого водоснабжения,
установил:
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что ответчиком - администрацией МО «село Акайтала» Буйнакского района в нарушение требований статьи 32, 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч.5-7 ст.8, ст.25, 38, 40, 41 ФЗ № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», пункта 3.2 и 3.3, 4.1 и 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» эксплуатация систем водоснабжения в с. Акайтала Буйнакского района, осуществляется без проведения обязательного лабораторно-производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой жителям населенного пункта. Не заключен договор с аккредитованной лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды МО «село Акайтала» (радиологические, вирусологические, паразитологические, микробиологические, санитарно-химические исследования), не разработан План мероприятий по приведению качества питьевой воды, на основании технического задания, в соответствие с установленными требованиями, не представлен на согласование в Управление Роспотребнадзора по РД, для разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, предусмотрев включение, в том числе пунктов мероприятий по обеспечению населения МО «село Акайтала» централизованным водоснабжением, проведению водоподготовки и эффективного обеззараживания водопроводной воды, а также повсеместного внедрения в технологию очистки воды процессов коагуляции и флокулляции, и оборудование осветителей-рециркуляторов, не разработана и не утверждена схема водоснабжения и водоотведения МО «село Акайтала». Не представлены результаты инвентаризации в виде схемы водоснабжения и водоотведения в Управление Роспотребнадзора по РД, также не уточнено количество водоисточников и водопроводов, не включенных в схему водоснабжения МО, в том числе являющихся бесхозяйными и не обеспечено включение их в границы эксплуатационной ответственности, взятие их на баланс и осуществление их эксплуатации МО «село Акайтала», в нарушение требований п. п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения» не представлен разработанный проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) вокруг водоисточников, а также отсутствуют санитарно- эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения администрации МО «село Акайтала» источников водоснабжения, что является нарушением п.3 ст. 18 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В силу положений п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п.1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33, части 1 ст.14. В соответствии с соглашением заключенным между Администрацией МО «Буйнакский район» и администрацией МО «село Акайтала» прописано, что к деятельности администрации МО «село Акайтала» относится организация водоснабжения на территории села и администрация МО «село Акайтала» осуществляет деятельность по водоснабжению населения с. Атланаул питьевой водой. Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией МО «село Акайтала» своих обязанностей, в части соблюдения требований санитарного законодательства, из-за которого существует угроза причинения вреда здоровью граждан из-за риска возникновения и распространения острых кишечных инфекционных заболеваний среди населения с. Акайтала и свидетельствуют о факте бездействия по неисполнению требований санитарного законодательства, так как водоснабжение жителей с. Акайтала осуществляется с грубейшими нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Просит признать факт бездействия администрации МО «село Акайтала» по неисполнению требований санитарного законодательства и обязать в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную в силу: заключить договор с аккредитованной лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды МО «село Акайтала» (радиологические, вирусологические, паразитологические. микробиологические, санитарно-химические исследования); провести инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения МО «село Акайтала». Результаты инвентаризации в виде схемы водоснабжения и водоотведения представить в ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске; уточнить количество водопроводов, не включенных в схему водоснабжения МО, в том числе являющихся бесхозными и обеспечить включение их в границы эксплуатационной ответственности, взятие их на баланс и осуществление их эксплуатации МО «село Акайтала»; подготовить техническое задание для разработки Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в селе Акайтала Буйнакского района в соответствие с установленными требованиями, предусмотрев включение в том числе пунктов мероприятий по обеспечению населения централизованным водоснабжением, проведению водоподготовки и эффективного обеззараживания водопроводной воды и представить на согласование в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске; разработать на основании технического задания План мероприятий по приведению качества питьевой воды МО «село Акайтала» в соответствие с установленными требованиями и представить на согласование в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске; размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды и реализации Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В судебном заседании представитель административного истца Исаев А.Н. требования поддержал, по указанным выше основаниям и просил суд удовлетворить их.
Представитель административного ответчика администрации МО «село Акайтала» - глава администрации Абасов А.Ш. в судебном заседании административный иск ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске не признал и пояснил суду, что неоднократно поднимались вопросы связанные с качеством питьевой воды в с. Акайтала Буйнакского района. Подача питьевой воды в село осуществляется из с.Чиркей Буйнакского района. В селе имеется 2 бассейна. В администрации села имеется утвержденная схема водоснабжения и водоотведения, производственная программа контроля качества воды. 1 марта 2017 года до подачи воды резервуары были очищены и продезинфицированы. Заключить договор с аккредитованной лабораторией не представляется возможным, в связи с отсутствием финансирования. Таким образом, какого-либо бездействия со стороны администрации не имеется, потому просил суд в иске отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит требования административного истца подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 КАС РФ Управление Роспотребнадзора по РД вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 2 и 42 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в статью 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым организация, в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 5 июля 2014 года, вышеуказанный закон дополнен переходным положением о том, что только до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом установлено, что соглашением между МО «Буйнакский район» и МО «село Акайтала» о передаче осуществления части полномочий от 06.08.2015, закреплена передача администрации сельского поселения осуществление части полномочий органа местного самоуправления муниципального района.
Пунктом 3.1 полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с указанным Соглашением, осуществляются за счет средств бюджета администрации района, направляемых в бюджет администрации сельского поселения в виде субвенций, расчет которых осуществляется в порядке, установленном в приложении 2 и в размере, предусмотренном в бюджете администрации района.
Таким образом, с 06.08.2015 организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующего сельского поселения, то есть на администрацию МО «село Акайтала».
На основании ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии ст. ст. 11 и 19 вышеназванного закона юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении. Население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, которая соответствует санитарным требованиям.
Для создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Данными Правилами регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26 сентября 2001 года № 24.
Согласно п. п. 4.1, 4.8 указанных Правил, за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
Согласно ч.1 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Как видно из материалов дела, ответчиком не соблюдаются установленные законодательством требования СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" и СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Не представлен разработанный проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) вокруг водоисточников, а также получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения источников водоснабжения.
На основании ч.2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Судом установлено, что истцом требования ч.2 ст.62 КАС РФ при подаче иска соблюдены.
Кроме того, в силу ст.139-140 Бюджетного кодекса органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Несоблюдение установленных законодательством требований, может привести к возникновению и распространению опасных заболеваний, угрожать жизни и здоровью граждан.
Как следует из материалов дела, ответчиком проведена инвентаризация водопроводных и канализационных сетей, разработана и утверждена схема водоснабжения и водоотведения МО «село Акайтала», а результаты инвентаризации в виде схемы водоснабжения и водоотведения предоставлены в ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске. Кроме того, ответчиком уточнено количество водопроводов, не включенных в схему водоснабжения МО, в том числе являющихся бесхозными и обеспечить включение их в границы эксплуатационной ответственности, взяты на баланс и осуществляется их эксплуатация.
При таких обстоятельствах, суд считает требования истца частично обоснованными, отвечающими интересам неопределенного круга лиц и подлежат частичному удовлетворению.
В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок, в который ответчику следует выполнить данные мероприятия, суд считает возможным установить ответчику срок исполнения решения суда. При этом, суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно с п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков так же освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем администрация МО «село Акайтала» Буйнакского района подлежит освобождению от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Буйнакске к администрации МО «село Акайтала» Буйнакского района, удовлетворить частично.
Признать факт бездействия администрации МО «село Акайтала» Буйнакского района по неисполнению требований санитарного законодательства.
Обязать администрацию МО «село Акайтала» Буйнакского района в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- заключить договор с аккредитованной лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды МО «село Акайтала» (радиологические, вирусологические, паразитологические. микробиологические, санитарно-химические исследования);
- подготовить техническое задание для разработки Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в селе Акайтала Буйнакского района в соответствие с установленными требованиями, предусмотрев включение в том числе пунктов мероприятий по обеспечению населения централизованным водоснабжением, проведению водоподготовки и эффективного обеззараживания водопроводной воды и представить на согласование в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске;
- разработать на основании технического задания План мероприятий по приведению качества питьевой воды МО «село Акайтала» в соответствие с установленными требованиями и представить на согласование в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске;
- размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды и реализации Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В остальной части административного иска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.О. Омаров
отпечатано в совещательной комнате