Дело №2а-3058/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Евсевьевой Е.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 18 сентября 2018г. в г. Ухте дело по заявлению Казымовой Н.Г. кызы к ОВМ ОМВД России по г. Ухте о признании незаконным и отмене решения должностного лица от 03.08.2018г. о сокращении срока пребывания на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Казымова Н.Г. кызы обратилась в Ухтинский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения старшего инспектора ОВМ ОМВД России по г. Ухте от 03.08.2018г. о сокращении срока пребывания на территории Российской Федерации.
Определением суда от 28.08.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОМВД России по г. Ухте и УВМ МВД по РК.
Стороны в судебное заседание не прибыли, извещены судом надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Часть 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Казымова Н.Г.кызы является гражданкой Азербайджана.
На территорию Российской Федерации Казымова Н.Г.кызы въехала 16.04.2018г. через КПП «Тагиркент-Казмаляр», выехала за пределы Российской Федерации 19.07.2018г. через КПП «Озинки», пребывала на территории Российской Федерации 95 суток. Повторно въехала на территорию РФ 19.07.2018г. через КПП «Озинки», поставлена на миграционный учет сроком по 16.10.2018г.
Предусмотренных законом оснований для продления срока пребывания на территории Российской Федерации не имелось, с заявлением о продлении срока временного пребывания не обращалась, доказательств, опровергающих указанное, представлено не было.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств дела, в период своего пребывания в Российской Федерации Казымова Н.Г.кызы в нарушение требований ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не исполнил возложенную на неё обязанность выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.
3 августа 2018г. старшим инспектором ОМВ ОМВД России по г. Ухте принято решение о сокращении периода временного пребывания Казымовой Н.Г.кызы сроком до 06.08.2018г.
Не согласившись с указанным решением, Казымова Н.Г.кызы обратилась в суд.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 5 указанного закона временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, но за исключением случаев, когда в том числе на день истечения указанных сроков ему продлен срок временного пребывания.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами (п. 4).
Суд, руководствуясь положениями вышеприведенного закона, исходит из того, что оспариваемое заявителем решение государственного органа было принято при наличии к тому прямо предусмотренных законом оснований, а именно в связи с тем, что суммарный период пребывания в Российской Федерации превысил разрешенный срок временного пребывания на территории Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.03.2006г. № 55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
При этом право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
В п. 3 ст. 12 Международного пакта от 16.12.1966 года о гражданских и политических правах, п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод допустимо вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.
Указанные положения согласуются с положениями ст. 4 и ст. 55 Конституции Российской Федерации о суверенитете и возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также ст. 62 Конституции Российской Федерации о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
По делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, факта его законности возложена на лица, чьи действия (бездействия), решения выступают предметом судебной проверки.
В то же время, на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого решения или в результате совершения оспариваемых действий (бездействия).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела не представлено объективных доказательств, подтверждающих нарушение конкретных прав заявителя решением должностного лица. Ссылаясь на наличие семейных отношений с гражданином РФ, административный истец не представила достоверные доказательства своим доводам (свидетельство о заключении брака и т.п.).
Рассматривая настоящее дело, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение о сокращении срока временного пребывания гражданину принято компетентным органом, в соответствии с требованиями действующего законодательства и обстоятельствами дела и не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку, сокращение срока временного пребывания гражданину на территории Российской Федерации является предусмотренной законом адекватной мерой государственного реагирования на нарушения миграционного законодательства, доказательств наличия каких-либо исключительных, объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь административного истца, в материалы дела не представлено.
Кроме того, по мнению суда, заявителем пропущен установленный законом (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») срок для обжалования принятого решения.
Материалами дела подтверждается, что с решением ОВМ административный истец была ознакомлена 03.08.2018г., тогда как с иском в суд обратилась только 08.08.2018г., то есть с пропуском установленного законом срока.
При изложенных обстоятельствах правовые основания удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Казымовой Н.Г. кызы к ОВМ ОМВД России по г. Ухте о признании незаконным и отмене решения должностного лица от 03.08.2018г. о сокращении срока пребывания на территории Российской Федерации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения (мотивированное решение – 23 сентября 2018г.).
Судья В.И. Утянский