Докладчик АгеевО.В. |
Апелляционное дело № 33-1227/2017 Судья Степанова Н.А. |
15 марта 2017 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи ЛысенинаН.П.,
судей АгееваО.В., Алексеевой Г.И.,
при секретаре Львовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного строительства Чувашской Республики о возложении обязанности произвести ремонт автомобильных дорог, поступившее по апелляционной жалобе ответчика КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи АгееваО.В., судебная коллегия
установила:
Исполняющий обязанности прокурора Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Казенному учреждению Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного строительства Чувашской Республики (КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии) о возложении обязанности произвести ремонт автомобильных дорог.
В обоснование требований прокурор указал, что в результате проведенной 17 июня 2016 года совместно с ОГИБДД ОМВД России по Ибресинскому району Чувашской Республики проверки установлено, что на автодорогах регионального значения «Ибреси -Березовка - Кудеиха» с 1 по 20 км и «Аниш» со 107 по 132 км имеются повреждения в виде выбоин, ямочности, которые значительно превышают предельно допустимые размеры, определенные п.3.1.2 ГОСТ Р50597-93. Для устранения нарушений правил содержания автодорог ОГИБДД ОМВД России по Ибресинскому району 25 апреля 2016 директору КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии ПрусаковуИ.Н. выданы предписания в срок до 5 мая 2016 года провести ремонт, ликвидацию выбоин, ямочности на автодороге «Ибреси - Березовка - Кудеиха» с 1 по 20 км и автодороге «Аниш» с 84 по 103 км и с 107 по 132 км. Постановлениями мирового судьи судебного участка №1 Ибресинского района Чувашской Республики от 12 июля 2016 года ПрусаковИ.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административных штрафов в связи с неисполнением предписания. В связи с превышением выбоин на 1 км 202 м автодроги «Ибреси-Березовка-Кудеиха» предельно допустимых размеров постановлением ОГИБДД ОМВД России по Ибресинскому району от 25 апреля 2016 года ПрусаковИ.Н. привлечен к административной ответственности по ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Прокурор просил возложить на КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии обязанность устранить ямочность и выбоины на автодорогах регионального (межмуниципального) значения «Ибреси - Березовка - Кудеиха» с 1 км по 20 км и «Аниш» со 107 км по 132 км.
В судебном заседании заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары СтоляроваЭ.В. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика АскеровТ.А. исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики СавельеваЕ.А. собственной позиции по поводу заявленных требований не высказала, в объяснениях указала, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2016 года №14 распределены средства на соответствующие дорожные работы на 2016 год, в том числе ремонт автодороги «Аниш».
Представитель третьего лица Отдела МВД России по Ибресинскому району Чувашской Республики, извещенный о времени и месте судебного заседания, в нем не участвовал.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2016 года постановлено:
«Обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики устранить ямочность и выбоины на автодороге регионального (межмуниципального) значения «Ибреси - Березовка - Кудеиха» с 1 по 20 км.
Обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики устранить ямочность и выбоины на автодороге регионального (межмуниципального) значения «Аниш» с 107 км по 132 км.
Взыскать с Казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики государственную пошлину в доход местного бюджета г.Чебоксары в размере 400 руб.».
Указанное решение суда обжаловано ответчиком КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор ОвчинниковаН.А. возражала в удовлетворении апелляционной жалобы.
Ответчик КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, третьи лица Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Отдел МВД России по Ибресинскому району Чувашской Республики извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, представители в суд не явились.
Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика имеется обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании техническим регламентам, правилам, стандартам, техническим нормам, и такую обязанность ответчик не исполнил.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на имеющихся доказательствах, судом правильно применены нормы материального права.
В силу подп.11 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Согласно п.3 ст.26.11 приведенного Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ в целях осуществления полномочий, указанных в статьей 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Уставом КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, утвержденным приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики 11 июня 2015 года №02-03/87, казенное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере дорожного хозяйства (пункт 1.1); основной целью деятельности казенного учреждения является обеспечение сохранности, развития и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Чувашской Республики и закрепленных за казенным учреждением на праве оперативного управления, а также дорожных сооружений, расположенных на них, повышение их пропускной способности, обеспечение бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам, а также их обустройство (пункт 2.2).
Статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены, в том числе: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 2); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели (пункт 11).
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентом и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Согласно ч.4 ст.17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года №221, предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (п.3.1.1); предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п.3.1.2).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на участках автомобильных дорог «Ибреси -Березовка - Кудеиха» с 1 по 20 км и «Аниш» со 107 км по 132 км имеются выбоины и ямы, превышающие предельные размеры просадок, выбоин, установленных п.3.1.2 ГОСТ Р50597-93.
Автомобильные дороги «Аниш» и «Ибреси - Березовка – Кудеиха» на всем протяжении в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 мая 2008 года №132 относятся к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.
Таким образом, учитывая, что надлежащее содержание и ремонт региональных и межмуниципальных автомобильных дорог Чувашской Республики относится к компетенции созданного органами государственной власти Чувашской Республики в установленном порядке КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, наличие ям и выбоин на участках региональных автодорог «Ибреси - Березовка - Кудеиха» с 1 по 20 км и «Аниш» с 107 км по 132 км подтверждается имеющимися доказательствами, сторонами не оспаривается, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и возложении на ответчика обязанности по устранению выбоин и ямочности на указанных участках автодорог.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ремонт автодороги «Аниш» со 117 км по 132 км произведен заключением государственного контракта с ООО «Воддорстрой», на ремонт участка автодороги «Аниш» со 107 по 117 км в октябре 2016 года разработана проектно-сметная документация, а на разработку проектно-сметной документации и ремонт автодороги «Ибреси-Березовка-Кудеиха» объявлены аукционы, судебная коллегия отклоняет, поскольку сам по себе факт заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию дорог, разработка проектно-сметной документации на ремонт дороги, так же, как объявление конкурсов на разработку такой документации и ремонт автодороги, не свидетельствует о надлежащем исполнении обязанности по содержанию дорог и не освобождает ответчика от ее выполнения. Наличие повреждений –ям и выбоин на участках автомобильных дорог регионального значения «Ибреси - Березовка - Кудеиха» с 1 по 20 км и «Аниш» со 107 по 132 км подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривается, указанные участки дорог не отремонтированы, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии своих полномочий в сфере дорожной деятельности, поэтому имелись основания для возложения на ответчика обязанности устранить имеющиеся повреждения дорожного покрытия на указанных участках автодорог.
Согласно ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог.
Частями 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего БК РФ.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перечень объектов содержания участков автомобильных дорог на соответствующий финансовый год формируется Минтрансом Чувашии и утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики, не влекут отмену решения суда, так как указанные обстоятельства не являются основанием для неисполнения ответчиком действующего законодательства в области дорожной деятельности. Отсутствие или недостаточность финансирования для исполнения обязанностей и осуществления уставной деятельности по обеспечению сохранности транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения также не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных прокурором в интересах неопределенного круга лиц требований.
Довод жалобы о необходимости значительного времени для проведения мероприятий по устранению ям и выбоин на участках автодорог «Аниш» и «Ибреси - Березовка - Кудеиха» и возможности начала их реализации только в 2017 году не влияет на законность принятого по делу судебного акта, поскольку установлено ненадлежащее состояние вышеуказанных участков автомобильных дорог регионального значения, доказательств того, что на момент рассмотрения дела состояние участков соответствовало требованиям п.3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р50597-93, не представлено.
Других доводов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии и для отмены обжалуемого им решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного строительства Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Алексеева Г.И.