Дело № 2а-217/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 июля 2017 г. с.Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Чупошева Е.Н., при секретаре Осеевой А.Г., с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Буянтуевой И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-217/2017 по административному иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования «Тарбагатайский район» о признании незаконными действий, выразившихся в увеличении расходов бюджета, возложении обязанности,
Установил:
Прокурор Тарбагатайского района РБ, обращаясь в суд с административным иском в порядке ст.39 КАС РФ к Администрации МО «Тарбагатайский район», с учетом уточнений, просит признать действия администрации МО «Тарбагатайский район», выразившиеся в увеличении расходов бюджета по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) с 1152,9 тыс.руб. до 1226,3 тыс.руб., вопреки протокольному решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 23.12.2016, незаконными, возложить на финансовый орган администрации МО «Тарбагатайский район» обязанность разработать и представить в Совет депутатов МО «Тарбагатайский район» проект решения о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» № 160 от 23.12.2016 «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 г.г.» по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) по характеристикам 2016 года в размере 1 152,9 тыс. рублей в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению депутата Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» Д, о незаконных действиях администрации МО «Тарбагатайский район» по внесению изменений в принятое Советом депутатов МО «Тарбагатайский район» решение о бюджете, проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
23.12.2016 состоялась очередная сессия Совета депутатов МО «Тарбагатайский район», в повестку которой включено обсуждение и принятие решений «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» на 2016 год и плановый период 2016-2017 гг.», «Об утверждении бюджета МО «Тарбагатайский район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.».
Согласно пояснительной записке, подготовленной начальником Управления финансов администрации МО «Тарбагатайский район» К. и проекту решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год», необходимость внесения изменений в указанное решение возникла в связи с недостижением показателей доходов бюджета в размере 2 500 тыс. рублей, и соответственно, в сокращении расходов бюджета на указанную сумму в части финансирования муниципальных программ.
Проект решения принят большинством депутатов Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» без поправок.
При обсуждении проекта решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «Об утверждении бюджета муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.» депутатами Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» принято решение оставить расходы по статье 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) на уровне 2016 года.
Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 97 «О бюджете муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы» предусмотрены расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования по строке 975 0102 9990090100 121 в размере 1 037 600 рублей.
Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 15.04.2016 № 818 в решение от 18.12.2015 № 97 «О бюджете муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы» внесены изменения. В частности, увеличены лимиты на функционирование высшего должностного лица муниципального образования по строке 975 0102 9990090100 121 на 115 300 рублей, т.е. до 1 152 900 рублей.
Депутатами Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» на сессии 23.12.2016 при обсуждении вопроса о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год» изменения по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) на обсуждение не выносились и не принимались, соответственно лимиты по данной статье расходов составили 1 152 900 рублей (в редакции Решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 15.04,2016 № 818).
Между тем, в опубликованном решении Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» №160 от 23.12.2016 «Об утверждении решения о бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год» по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) указаны расходы в размере 1 226 300 рублей, т.е. на 73 400 рублей выше.
Данное исковое заявление подается в связи с незаконными действиями должностных лиц администрации МО «Тарбагатайский район» в интересах муниципального образования «Тарбагатайский район» и обусловлено необходимостью восстановления нарушенных финансовых прав данного муниципального образования как экономической основы местного самоуправления.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Тарбагатайского района РБ Буянтуева И.Б. административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Медведева А.С., уведомленная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, доводы изложенные в отзыве на административное исковое заявления полностью поддерживает. В отзыве административные исковые требования прокурора не признает, просит отказать в удовлетворении. В отзыве указано следующее.
Расчеты по статье функционирование высшего должностного лица муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год производились экономическим отделом Администрации МО «Тарбагатайский район». Проект бюджета МО «Тарбагатайский район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов был представлен в Совет депутатов 14 ноября 2016 года, поэтому фонд оплаты труда Главы внесен в проект в соответствии с представленным экономическим отделом прогнозным расчетом на 2017 год. На сессии Совета депутатов Совета депутатов МО «Тарбагатайский район», состоявшейся 23 декабря 2016 года депутатами было принято решение уменьшить фонд оплаты труда Главы до уровня 2016 года. Бюджетные ассигнования по оплате труда Главы на отчетный финансовый год были предусмотрены с недостатком (1037,6 тыс. руб.) В апреле и декабре 2016 года было произведено уточнение бюджетных ассигнований (115,3 тыс. руб. и 103,4 тыс. руб.) Согласно справки отдела бухгалтерского учета, расходы по заработной плате Главы МО «Тарбагатайский район» за 2016 год по фонду оплаты труда составили 1256,3 тыс. руб.
Согласно статье 153 Бюджетного Кодекса Российской Федерации представительные органы «осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний». С 15 ноября (дата предоставления проекта на рассмотрение) до утверждения бюджета у депутатов имелось достаточно времени чтобы обсудить те или иные вопросы, возникающие по представленному на рассмотрение проекту. До 23.12.2016 года, то есть до сессии Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» вопросов у депутатов по представленному проекту не возникало.
09.12.2016 года были проведены публичные слушания по бюджету на 2017 год, в состав комиссии публичных слушаний входят депутаты районного Совета МО «Тарбагатайский район», однако вопросов касающихся заработной платы Главы МО «Тарбагатайский район» так же не возникало.
Более того, была проведена экспертиза проекта бюджета и представлено заключение. На сессии Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» было внесено предложение оставить расходы по фонду оплаты труда Главы по факту 2016 года. 23.12.2016 года на сессии решение утвердили и подписали. Какой фонд оплаты труда согласно справок представили тот и был предусмотрен и исполнен.
В соответствии со ст. 171 Бюджетного Кодекса РФ «составление проектов бюджетов- исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований».
Согласно п.4 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств «осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований». Замечания депутатов были без обоснованных расчетов, потому что в фонд оплаты труда в соответствии с Положением «Об оплате труда выборных должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений МО «Тарбагатайский район» и Положению о поощрении выборных должностных лиц, входит заработная плата и премия. С председателем Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» фонд оплаты труда Главы был согласован.
Кроме этого в соответствии с п.8 статьи 217 Бюджетного Кодекса РФ, статьей 20 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Тарбагатайский район», п.7.2 Порядка составления и исполнения сводной бюджетной росписи бюджета МО «Тарбагатайский район», утвержденного Постановлением Администрации МО «Тарбагатайский район» от 11.02.2010 года № 59 (в редакции от 31.12.2010 года № 760), показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены без внесения изменений в решение о бюджете в соответствии с решениями Руководителя Администрации МО «Тарбагатайский район».
Согласно ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Под бюджетом согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 53 Федерального закона № 131).
Принятие решения о бюджете в силу п. 10 ст. 35 Федерального закона № 131, ч. 1 ст. 153 Бюджетного кодекса РФ относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст. 171 Бюджетного кодекса РФ составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Как установлено судом при рассмотрении дела и подтверждается материалами дела, 23.12.2016 состоялась очередная сессия Совета депутатов МО «Тарбагатайский район», в повестку которой включено обсуждение и принятие решений «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» на 2016 год и плановый период 2016-2017 гг.», «Об утверждении бюджета МО «Тарбагатайский район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.».
Согласно пояснительной записке, подготовленной начальником Управления финансов администрации МО «Тарбагатайский район» К. и проекту решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год», необходимость внесения изменений в указанное решение возникла в связи с недостижением показателей доходов бюджета в размере 2 500 тыс. рублей, и соответственно, в сокращении расходов бюджета на указанную сумму в части финансирования муниципальных программ.
Проект решения принят большинством депутатов Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» без поправок.
При обсуждении проекта решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «Об утверждении бюджета муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.» депутатами Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» принято решение оставить расходы по статье 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) на уровне 2016 года.
Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 18.12.2015 № 97 «О бюджете муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы» предусмотрены расходы на функционирование высшего должностного лица муниципального образования по строке 975 0102 9990090100 121 в размере 1 037 600 рублей.
Решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 15.04.2016 № 818 в решение от 18.12.2015 № 97 «О бюджете муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы» внесены изменения. В частности, увеличены лимиты на функционирование высшего должностного лица муниципального образования по строке 975 0102 9990090100 121 на 115 300 рублей, т.е. до 1 152 900 рублей.
Доводы отзыва административного ответчика судом отклоняются, поскольку депутатами Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» на сессии 23.12.2016 при обсуждении вопроса о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2016 год» изменения по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) на обсуждение не выносились и не принимались, соответственно лимиты по данной статье расходов составили 1 152 900 рублей (в редакции Решения Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 15.04,2016 № 818).
Между тем, в опубликованном решении Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» №160 от 23.12.2016 «Об утверждении решения о бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год» по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) указаны расходы в размере 1 226 300 рублей, т.е. на 73 400 рублей выше, в связи с чем административные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации МО «Тарбагатайский район», выразившиеся в увеличении расходов бюджета по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) с 1152,9 тыс.руб. до 1226,3 тыс.руб., вопреки протокольному решению Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» от 23.12.2016, незаконными.
Обязать финансовый орган администрации МО «Тарбагатайский район» разработать и представить в Совет депутатов МО «Тарбагатайский район» проект решения о внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» № 160 от 23.12.2016 «О бюджете муниципального образования «Тарбагатайский район» на 2017 год и плановый период 2018-2019 г.г.» по строке 975 0102 9990090100 121 (функционирование высшего должностного лица муниципального образования) по характеристикам 2016 года в размере 1 152,9 тыс. рублей в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2017 г.
СОГЛАСОВАНО:
Председательствующий судья Чупошев Е.Н.