Судья Романова В.Х. дело № 33-12503/2017
учет № 200г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 августа 2017 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сахиповой Г.А.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Шайхиева И.Ш.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета <адрес> Республики Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 29 мая 2017 года, которым признано право собственности Понамарева В.И. на жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>.
Понамареву В.И. отказано в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Камаглавстрой».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Пономарева В.И., его представителя Слесарева А.Е. возражавших доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Понамарев В.И. обратился в суд с иском к предприятию «Шурави» о признании права собственности на <адрес> ...., расположенные по адресу: <адрес>. В обоснование требований указано, что истец 25 марта 1999 года заключил контракт-договор .... с предприятием «Шурави», согласно которому предприятие принимает от Понамарева В.И. строительные материалы и отвечает за них до момента их реализации и получения жилой площади или продукции на сумму сданных стройматериалов; выделяет ему жилую площадь в микрорайоне .... ж/<адрес> из расчета 1 кв. м общей жилой площади 5 000 руб. на сумму сданных стройматериалов. 25 января 2000 года составлен акт о выполнении контракта. 19 октября 2001 года составлены акты приема-передачи спорных объектов недвижимости. Спорные квартиры фактически переданы истцу, он владеет ими как собственник, несет бремя содержания жилых помещений, оплачивает коммунальные и жилищные платежи, однако зарегистрировать права собственности на жилые помещения не может, поскольку ответчик не передал в Управление Росреестра необходимый пакет документов.
Определениями Нижнекамского городского суда Республики Татарстан к участию в деле в качестве ответчиков привлечены исполнительный комитет <адрес> Республики Татарстан, ООО УК «Камаглавстрой».
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 29 мая 2017 года производство по гражданскому делу в части требований к предприятию «Шурави» Союза ветеранов и инвалидов войны в Афганистане прекращено, в связи с ликвидаций юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ 24 июня 2011 года внесена соответствующая запись.
Представитель истца в суде первой инстанции иск поддержал.
Представитель ответчика ИК <адрес> Республики Татарстан иск не признал.
Представитель ответчика ООО УК «Камаглавстрой», представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, ООО УК «Стройхимсервис» в суд не явились.
Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИК <адрес> Республики Татарстан просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом установлено, что 10 марта 1999 года руководителем предприятия «Шурави» издан приказ .... об организации в связи с наступлением весенне-летнего сезона участка по ремонту и строительству кровельных работ.
25 марта 1999 года между предприятием «Шурави» и Понамаревым В.И. заключен контракт-договор ...., в соответствии с условиями которого предприятие «Шурави» принимает от Понамарева В.И. строительные материалы и отвечает за них до момента их реализации и получения жилой площади или продукции на сумму сданных стройматериалов (п.1.1); предприятие «Шурави» выделяет Понамареву В.И. жилую площадь в микрорайоне 44 ж/<адрес> из расчета 1 кв. м общей жилой площади 5 000 руб. на сумму сданных стройматериалов. Оставшуюся сумму Понамарев В.И. получает продукцией СПК ООО «Регина-ТС» (п. 4.1). ФИО10 кроме сданных стройматериалов обязан выплатить заработную плату, услуги механизмов и автотранспорта задействованных на ремонте кровель СПК ООО «Регина-СТ».
25 января 2000 года подписан акт о выполнении контракта.
31 октября 2000 года предприятие «Шурави» оплатило ДООО «Энергожилстрой» стоимость квартир .... и .... в жилом <адрес>, что подтверждается платежным поручением .... от 31 октября 2000 года ( л.д.97).
19 октября 2001 года между предприятием «Шурави» и Понамаревым В.И. подписаны акты приема-передачи объектов недвижимости: <адрес>.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что заключенный 25 марта 1999 года между предприятием «Шурави» и Понамаревым В.И. контракт-договор .... подтверждает возникновение у предприятия «Шурави» обязанности по передаче Понамареву В.И. жилых помещений, сторонами обязательства по договору о передаче имущества и уплате стоимости имущества стройматериалами исполнены, что подтверждено допустимыми доказательствами. Однако предприятие «Шурави» в связи с ликвидацией не смогло исполнить действия по регистрации сделки и перехода права собственности на недвижимость к истцу, иных препятствий для регистрации права собственности истца на недвижимое имущество, не установлено. Суд также учел, что предприятие «Шурави» исполнило свои обязательства по передаче истцу жилых помещений, а регистрация договора не произведена по не зависящим от сторон обстоятельствам.Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства. на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями частями 1- 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно положениям части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
В силу положений части 1 статьи 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как следует из материалов дела, сведений о принадлежности спорных объектов недвижимости предприятию «Шурави», либо нахождения квартир в муниципальной или государственной собственности не имеется.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные объекты недвижимости.
Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 17 марта 2000 года, заказчиком строительства жилого <адрес>, микрорайон 44 <адрес> на .... квартиры является ДООО «Энергожилстрой» ОАО «Татэнергострой».
ДООО «Энергожилстрой» ОАО «Татэнергострой» также является заказчиком строительства жилого <адрес>, микрорайон 44 <адрес> на .... квартиры, который принят государственной приемочной комиссией также 17 марта 2000 года.
Постановлением главы администрации <адрес> и <адрес> .... от <дата>, жилым домам .... «а» и 1 «б» микрорайон .... присвоен почтовый адрес: <адрес>.
Поскольку у предприятия «Шурави» не возникло никаких прав на спорные объекты недвижимости, и соответственно данные права не могли быть переданы иным лицам по акту - приема передачи, в том числе Пономареву В.И. Следовательно, право собственности Пономарева В.И. на <адрес> .... в <адрес> не возникло.
При таких обстоятельствах довод истца о том, что квартиры были оплачены за счет его средств, основанием для признания за ним права собственности на квартиры служить не может.
При этом длительность проживания истца в данных квартирах и отсутствие задолженности по квартплате и оплате коммунальных услуг, учитывая установленные по делу обстоятельства, не могут служить основанием для признания вселения и пользования квартирами законными.
Пономаревым В.И. не представлено доказательств возникновения у него права собственности на жилое помещение по основаниям, предусмотренным в пункте 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия также отмечает, что оснований для применения положений статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ...., Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации .... от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к рассматриваемому делу не применимы, поскольку договор купли-продажи между сторонами не заключался.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований о признании права собственности на спорный объект, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Понамареву В.И. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 29, пунктами 1, 2 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 29 мая 2017 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска ФИО1 к исполнительному комитету <адрес> Республики Татарстан о признании права собственности на квартиры отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи