Дело № 2 - 1252/17
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Чусовой 01.11.2017 года
Чусовской городской суд Пермского края в составе : председательствующего судьи С.В. Азановой,
с участием представителя истца Бабенцевой О.С.,
представителя ответчика Боброва М.П.,
при секретаре судебного заседания Тюминой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к ответчику администрации Никифоровского сельского поселения,
у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд с иском к администрации Никифоровского сельского поселения об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в порядке защиты прав потребителей, в отношении источника хозяйственно-питьевого назначения - скважины в д. В.Шушпанка.
Просили в срок до 30.11.2017 разработать и согласовать в установленном порядке программу производственного контроля качества питьевой воды для водопровода из скважины в д. В.Шушпанка в соответствии с требованиями п. 2.4, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», п. 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В срок до 05.06.2018 выполнить следующие мероприятия: обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению в д. В.Шушпанка в месте водозабора (скважине), перед поступлением в распределительную сеть, а также в распределительной сети в соответствии с требованиями п. 4.2, п. 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 2.7, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», предоставить протоколы лабораторных испытаний за осенний сезон 2017, зимний - весенний сезон 2018 в Восточный территориальный отдел по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова 5, устранить нарушения требований п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»- обеспечить территорию первого пояса ЗСО скважины в д. В. Шушпанка охраной, ограждением, дорожки к водопроводным сооружениям выполнить в твердом исполнении, территорию ЗСО спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, устранить нарушения требований п. 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»- оголовок скважины в д. В.Шушпанка оборудовать с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок скважины (оголовок скважины оборудовать цементным воротником), устранить нарушения требований п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» - скважину в д. В.Шушпанка оборудовать аппаратурой для систематического контроля фактического дебита, в срок до 08.08.2019 устранить нарушения требований п.п. 1.4, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения- скважины в д. В.Шушпанка разработать и согласовать в установленном порядке проект организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения. Подтверждающие документы предоставить в Восточный территориальный отдел по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, 5, устранить нарушение п. 3 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 - предоставить в Восточный территориальный отдел по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, 5 санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта скважины в д. В.Шушпанка.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований, пояснив, что в ходе проведения плановой выездной проверки деятельности администрации Никифоровского сельского поселения выявлены вышеуказанные нарушения в отношении источника хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважины в д. В.Шушпанка Никифоровского сельского поселения.
Представитель ответчика Бобров М.П. в судебном заседании пояснил, что не оспаривает наличие в процессе организации на территории поселения водоснабжения для местного населения, нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которые были выявлены Управлением Роспотребнадзора, в ходе проведения проверки. В целях устранения нарушений в отношении администрации Никифоровского сельского поселения Управлением Роспотребнадзора в адрес администрации Никифоровского сельского поселения были выданы предписания, в поселении проводится работа по их исполнению.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно статей 11, 39 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, их соблюдение является обязательным, в том числе и для граждан.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа.
Как следует из материалов дела, администрация Никифоровского сельского поселения в соответствии с Уставом муниципального образования Никифоровское сельское поселение, осуществляет свои полномочия, в том числе с населенном пункте: ... (п. 1 статьи 2 Устава), является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования ( п. 1 статьи 4 Устава). Согласно справки главы администрация Никифоровского сельского поселения численность населения в деревне ... составляет 23 человека ( л.д.86).
В соответствии с п. 4 статьи 6 Устава к вопросам местного значения Никифоровского сельского поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения для населения.
Полномочия поселения по водоотведению предусмотрены и частью 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении», которой установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу приведенных норм закона, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
В период с .... по .... на основании распоряжения Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ... от .... проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица - администрации Никифоровского сельского поселения ( ОГРН 1055906507030).
В результате проведенной проверки были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил.
Согласно акта проверки от .... ... (л.д.32-37) установлено, что на территории поселения по адресу: д. В.Шушпанка, находится объект водоснабжения артезианская скважина с насосной станцией (кадастровый ...), которая на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права АА 236355 л.д.84) принадлежит муниципальному образованию «Никифоровское сельское поселение». Водоснабжение осуществляется по схеме: вода из скважин через резервуары чистой воды (водонапорная башня) подается в распределительную сеть населенного пункта.
Как следует из пояснений представителя ответчика администрация Никифоровского сельского поселения самостоятельно осуществляет эксплуатацию системы водоснабжения, доказательств иного в материалах дела не содержится.
Из содержания частей 1-5 статьи 25 Федерального закона Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Он осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
На основании требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1 рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
С учетом положений п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Актом проверки ... от .... подтверждено, что администрацией Никифоровского сельского поселения не разработана и не согласована в установленном порядке программа производственного контроля качества питьевой воды для водопровода.
В соответствии с п. 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Согласно п. 2.7 СП 1.1. 1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Как следует из акта ... от ...., производственный лабораторный контроль качества воды водопроводов д. В.Шушпанка однократно производился в апреле 2015, в 2016, 2017 году оценить стабильность качества питьевой воды не представляется возможным, поскольку контроль в вышеуказанный период не осуществлялся, что подтверждается отсутствием протоколов лабораторных испытаний качества питьевой воды.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов утвержден СанПиН 2.....-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны (далее по тексту ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Из содержания п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» следует, что проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).
Пункт 2.4 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» предусматривает, что система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, должна включать: - гигиеническое нормирование состава и свойств подземных вод, используемых для питьевых и лечебных целей; - организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной (горно - санитарной) охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов; - регламентирование порядка представления в пользование недр для добычи полезных ископаемых (включая добычу питьевых вод), а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;- регламентирование различных видов хозяйственной или иной деятельности, оказывающих влияние на состояние подземных вод (включая источники нецентрализованного хозяйственно - питьевого водоснабжения), в том числе и на перспективу; - санитарно - эпидемиологическую экспертизу технологий, проектов строительства, реконструкции объектов, прямо или косвенно влияющих на состояние подземных вод;
В ходе проверки Управлением Роспотребнадзора установлено, что для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения (скважины д. В-Шушпанка) не разработан в установленном порядке проект зоны санитарной охраны, указанное нарушение подтверждается актом проверки ... от .....
На основании п. 3.2.1.1 СанНПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Пункт 3.2.1.4.СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Как следует из акта проверки ... от .... территория первого пояса ЗСО скважины в д. В.Шушпанка не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, не ограждена и не обеспечена охраной, не ограждена, дорожки к сооружениям (водонапорная башня) не имеют твердого покрытии, оголовок скважины оборудован без учета предотвращения возможности загрязнения питьевой воды (на момент проведения санитарно-эпидемиологического обследования доступ к скважине не ограничен, отсутствует павильон, выход трубопроводных сооружений скважины на поверхность земли ничем не закрыт ).
В соответствии с п. 3.2.1.5. СаНПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
Согласно акта проверки ... от .... скважина д. В.Шушпанка не оборудована аппаратурой для систематического контроля фактического дебита.
С учетом вышеизложенного, исковые требования Управления Роспотребнадзора в части возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении источника хозяйственно-питьевого водоснабжения - скважины в д. В.Шушпанка, подлежат удовлетворению.
Полномочия Управления Роспотребнадзора на предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц определены частью 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (л.д.9-17).
На основании статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, то на это указывается в резолютивной части решения суда.
При определении срока исполнения исковых требований, суд исходит из следующего. Исполнение требования о разработке и согласовании в установленном порядке программы производственного контроля качества питьевой воды не требует значительных временных затрат, в силу действующего законодательства программа должна разрабатываться ответчиком, следовательно, разумным и достаточным сроком для исполнения этого искового требования является один месяц, со дня вступления решения суда в законную силу.
Для исполнения требования об обеспечении и проведении лабораторных испытаний, в целях организации контроля за качеством питьевой воды из скважины д. В.Шушпанка, требуется выделение бюджетных денежных средств и заключение договоров со специализированными организациями, о чем в судебном заседании пояснили представители истца и ответчика, с учетом мнения сторон, суд устанавливает срок для исполнения указанного требования до .....
Как установлено в судебном заседании территория первого пояса ЗСО скважины д. В.Шушпанка не организована, проект организации ЗСО не разработан, с учетом объемности мероприятий и значительности финансовых затрат, необходимых для организации проекта, что не оспаривалось сторонами, суд устанавливает разумный срок для организации проекта ЗСО до 31.08.2019, аналогичный срок суд устанавливает и для исполнения требований по организации территории ЗСО скважины ..., ее оборудовании, поскольку исполнение указанных требований напрямую зависит от организации проекта ЗСО ( п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», при этом ответчик не лишен возможности исполнить требования в добровольном порядке до наступления указанных сроков.
Не имеется оснований для удовлетворения требований о предоставлении в Восточный территориальный отдел по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, 5 протоколов лабораторных испытаний за осенний сезон 2017, зимний сезон 2018, весенний сезон 2018, о предоставлении в вышеуказанный территориальный отдел документов, подтверждающих разработку и согласование проекта ЗСО, поскольку, по своей сути они являются беспредметными.
Также не подлежит удовлетворению требование о предоставлении в Восточный территориальный отдел санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии скважины д. В.Шушпанка санитарным правилам и условиям безопасного использования, поскольку, как следует из акта проверки, указанное заключение у ответчика отсутствует, исковых требований о его получении, не заявлено.
В любом случае, доказательств угрозы нарушения прав истца либо их нарушения, в части заявленных требований о возложении обязанности по предоставлению документов в территориальный орган Роспотребнадзора, в материалах дела не имеется, истцом не предоставлено.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично, обязать администрацию Никифоровского сельского поселения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу- разработать и согласовать в установленном порядке программу производственного контроля качества питьевой воды для водопровода из скважины в д. В.Шушпанка, в срок до 30.06.2018- обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению ... в месте водозабора (скважине) перед поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети, в срок до 31.08.2019 - разработать и согласовать в установленном порядке проект организации зоны санитарной охраны (ЗСО) для источника хозяйственно -питьевого водоснабжения- скважины в деревне В-Шушпанка, обеспечить скважину в деревне В.Шушпанка ограждением, охраной, выполнить дорожки к водопроводным сооружениям в твердом исполнении, спланировать территорию первого пояса ЗСО скважины в д. В.Шушпанка для отвода поверхностного стока за ее пределы, оборудовать оголовок скважины в д. В.Шушпанка, с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды, оборудовать скважину в д. В.Шушпанка аппаратурой для систематического контроля фактического дебита, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Азанова