Дело № 2-3054/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Фишер Л.А.,
с участием представителя ответчика Канева Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми
28 сентября 2017 года гражданское дело по иску Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия к Кириленко Е.В. о возложении обязанности по предоставлению доступа к осмотру помещений объекта культурного наследия,
у с т а н о в и л:
Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия (далее по тексту - Управление) обратилось в суд с иском к Кириленко Е.В. об обязании обеспечить доступ в подвальные помещения, расположенные по адресу: г. Ухта, ул. Кремса, д. 3, принадлежащие ему на праве собственности с целью проведения осмотра и фиксации состояния объекта культурного наследия в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда. В обоснование требований указывая, что здание «Дом, в котором жил и работал (1958-1975 гг.) Герой Социалистического труда, доктор геолого-минералогических наук Кремс Андрей Яковлевич», расположенное по адресу: г. Ухта, ул. Кремса, д.3, принято на государственную охрану и зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером № .... как объект культурного наследия регионального значения. Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране. 17.02.2017 в Управление поступило письменное обращение, содержащее информацию о фактах возникновения угрозы причинения вреда объекту культурного наследия, распоженного в вышеуказанном жилом доме. В связи с поступлением данного обращения, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия, Управлением Кириленко Е.В. выдано предписание № .... от 20.02.2017 о незамедлительном приостановлении всех проводимых им работ в помещениях, расположенных по адресу: г. Ухта, ул. Кремса, д. 3. 16.03.2017 от Кириленко Е.В. поступил ответ на предписание, в котором просил согласовать работы по сохранению объекта культурного наследия. Управлением ответчику были даны разъяснения по порядку выдачи заданий и разрешений на проведение работ. С целью проведения проверки фактов, изложенных в обращении, Кириленко Е.В. неоднократно предлагалось обеспечить доступ в принадлежащее ему подвальные помещения. Однако ответчик данные предложения проигнорировал.
Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, имеется заявление начальника Управления Андреева М.Л. о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца. При этом в принятии направленного в адрес суда заявления главного специалиста-эксперта Управления Юговой Л.И. об увеличении исковых требований, судом было отказано, по причине отсутствия полномочий у данного лица на подачу такого заявления.
Ответчик Кириленко Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину уважительности неявки суду не представил.
Представитель ответчика Канев Б.Б., выступая в суде, исковые требования не признал. Указал, что 26.09.2017 доступ в спорное помещение был истцу предоставлен, о чем составлен соответствующий акт.
По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ).
Пунктами 1 и 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ установлено: отнести памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнести к объектам культурного наследия регионального значения.
Здание «Дом, в котором жил и работал (1958-1975 гг.) Герой Социалистического труда, доктор геолого-минералогических наук Кремс Андрей Яковлевич», расположенное по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Кремса, д. 3, на основании распоряжения Совета Министров Коми АССР от 24.05.1989 № .... принято на государственную охрану.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 24.08.2016 объект - «Дом, в котором жил и работал (1958-1975 гг.) Герой Социалистического труда, доктор геолого-минералогических наук Кремс Андрей Яковлевич» зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером № .... как объект культурного наследия регионального значения.
08 ноября 2016 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (продавец) и Кириленко Е.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи муниципального имущества № .... от 08.11.2016, по условиям которого покупатель приобрел имущество (подвал нежилое помещение № 1.002 (номера на поэтажном плане №№ 1-2), общей полезной площадью 119,6 кв.м., расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Кремса, д. 3), у продавца согласно протоколу об итогах продажи муниципального имущества посредством публичного предложения от 02.11.2016 №2.
17 февраля 2017 года в Управление поступило письменное обращение, содержащее информацию о фактах возникновения угрозы причинения вреда объекту культурного наследия в жилом доме, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Кремса, д.3, и привлечению к ответственности виновного лица.
В связи с поступлением данного обращения, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия, руководствуясь п. 7 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ Управлением Кириленко Е.В. было выдано предписание № .... от 20.02.2017 о незамедлительном приостановлении всех проводимых им работ в помещениях, расположенных по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Кремса, д. 3.
С целью проведения проверки фактов, изложенных в обращении, содержащим информацию о фактах возникновения угрозы причинения вреда объекту культурного наследия, Кириленко Е.В. предлагалось 13.03.2017, 24.04.2017 и 10.05.2017 обеспечить доступ в подвальные помещения, расположенные по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Кремса, д. 3, принадлежащие ему на праве собственности. 10.05.2017 с участием должностных лиц, проводивших мероприятие по государственному контролю (надзору) состояния объекта культурного наследия составлен акт о выявлении фактов, препятствующих проведению осмотра объекта культурного наследия.
Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр (п. 13 ст. 18 Федерального закона № 73-ФЗ).
Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п. 1 ст. 33 Федерального законно № 73-ФЗ).
В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ к сохранению объекта культурного наследия относятся меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Для осуществления полномочий по охране объектов культурного наследия Управлению необходим доступ для проведения осмотра данных объектов и фиксация их состояния, о чем и были заявлены исковые требования.
Согласно акту осмотра объекта культурного наследия от 26.09.2017, представленному представителем ответчика в материалы дела, доступ в подвальные помещения, расположенные по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Кремса, д. 3, был предоставлен истцу, осмотр подвальных помещений произведен, результаты осмотра зафиксированы в акте.
Таким образом, учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела доступ в подвальные помещения, расположенные по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Кремса, д. 3, с целью проведения их осмотра и фиксации состояния объекта культурного наследия, ответчиком осуществлен добровольно, то оснований для удовлетворения исковых требований при указанных обстоятельствах не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия к Кириленко Е.В. о возложении обязанности по предоставлению доступа к осмотру помещений объекта культурного наследия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 03.10.2017.
Судья С. С. Логинов