Решение по делу № 2-546/2017 от 10.05.2017

Дело № 2-546/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 июня 2017 года                          г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Перепелицыной Я.М.,

с участием истца заместителя прокурора Зейского района Шехтель Э.Р., лица, в интересах которого предъявлен иск, Коваленко Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Коваленко Г. А. к администрации города Зеи Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зейского района в интересах Коваленко Г.А. в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации города Зеи о предоставлении Коваленко Г.А., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения по договору специализированного найма в городе Зее, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям, площадью не менее установленной в городе Зее нормы предоставления жилой площади 28 квадратных метров.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании решения Зейского районного суда от <Дата обезличена> родители Коваленко Г.А. были лишены родительских прав. В 2012 году Коваленко Г.А. окончил МОУ Овсянковскую среднюю общеобразовательную школу, получив аттестат об основном общем образовании. Постановлением главы администрации Горненского сельсовета Зейского района <Номер обезличен> от 11 ноября 2013 Коваленко Г.А. поставлен на очередь на получение внеочередного жилого помещения, как нуждающийся. Постановлением главы администрации Горненского сельсовета Зейского района <Номер обезличен> от 22 сентября 2016 Коваленко Г.А. снят с учета для внеочередного получения жилья. 19 августа 2014 года Коваленко Г.А. обратился с заявлением в администрацию г.Зеи с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации г.Зеи <Номер обезличен> от 12 сентября 2014 года Коваленко Г.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Постановлением главы администрации г.Зеи <Номер обезличен> от 30 сентября 2016 Коваленко Г.А. поставлен на регистрационный учет для предоставления жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Коваленко Г.А. жилое помещение не предоставлено.

Поскольку Коваленко Г.А. не имеет в собственности жилья, считает, что Коваленко Г.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору специализированного найма.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивает, просит обязать администрацию города Зеи предоставить Коваленко Г.А. жилое помещение в городе Зее, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 кв.м, по договору найма специализированных жилых помещений.

Истец Коваленко Г.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает, из его объяснений следует, что он зарегистрирован и проживает в городе Зея по адресу: <адрес>, иного жилья не имеет.

Представитель ответчика – администрации города Зея в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из представленного отзыва на иск следует, что с исковыми требованиями администрация города Зея не согласна. В обоснование указывает, что выделяемых из областного бюджета денежных средств не достаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма, а в данном случае для предоставления детям-сиротам, администрации необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений.На основании вышеизложенного, считает необходимым рассмотреть вопрос об установлении срока предоставления жилого помещения по данному заявленному иску.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора –министерства социальной защиты населения Амурской области и министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

    На основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-0, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его Преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей указанный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (абз. 4 ст. 1).

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01 января 2013 года, в законодательные акты, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесены изменения.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Введенный Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали своё право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона №15-ФЗ).

Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом №15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе №159-ФЗ в редакции Федерального закона №15-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.) жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

Судом установлено, что на основании постановления главы Овсянковской сельской администрации Зейского района <Номер обезличен> от <Дата обезличена> над несовершеннолетним Коваленко Г.А. была установлена опека, опекуном назначена ФИО4, в связи с тем, что родители несовершеннолетнего решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> были лишены родительских прав.

В 2012 году Коваленко Г.А. окончил МОУ Овсянковскую среднюю общеобразовательную школу, получив аттестат об основном общем образовании.

В январе 2013 года Коваленко Г.А. был поставлен на воинский учет в отделе ВКАО по г.Зея и Зейскому району.

Постановлением главы администрации Горненского сельсовета Зейского района <Номер обезличен> от 11 ноября 2013 Коваленко Г.А. поставлен на очередь на получение внеочередного жилого помещения, как нуждающийся.

Согласно сведениям, представленным КУМИ г.Зеи и ОВМ г.Зея, Коваленко Г.А. зарегистрирован с 10 декабря 2013 года по месту жительства по адресу: <адрес>.

Жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности опекуну Коваленко Г.А. – ФИО4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена>.

19 августа 2014 года Коваленко Г.А. обратился с заявлением в администрацию г.Зеи с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации г.Зеи <Номер обезличен> от 12 сентября 2014 года Коваленко Г.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением главы администрации Горненского сельсовета Зейского района <Номер обезличен> от 22 сентября 2016 г. Коваленко Г.А. снят с учета для внеочередного получения жилья.

Постановлением главы администрации г.Зеи <Номер обезличен> от 30 сентября 2016 г. Коваленко Г.А. поставлен на регистрационный учет для предоставления жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако до настоящего времени Коваленко Г.А. жилое помещение не предоставлено.

Истец Коваленко Г.А. в собственности жилья не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Коваленко Г.А. не владеет на праве собственности жилым помещением. Ему, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма или специализированного жилого помещения предоставлено не было, несмотря на окончание учебного заведения.

Введенный Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г. независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ).

Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом N 15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ.

При таких обстоятельствах, требование Коваленко Г.А. о предоставлении ему жилого помещения в г.Зея является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.7 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.), по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст.7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями и дополнениями), нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч.1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч.2). Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения (ч.3). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.4).

Согласно п.5.5 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03 апреля 2013 года №91/30 (с изменениями внесенными решением Зейского городского Совета народных депутатов от 26 марта 2014 г. № 16/22), норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в размере 28 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст.15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, Коваленко Г.А. подлежит предоставлению жилое помещение в городе Зея Амурской области по договору специализированного найма общей площадью не менее 28 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Ответчик просит при вынесении решения установить срок предоставления жилого помещения, ссылаясь на то, что у администрации города Зеи отсутствуют жилые помещения, формируемые за счет местного бюджета, для предоставления гражданам. Кроме того, для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений.

Давая оценку указанным доводам ответчика, суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

В связи с этим, срок для исполнения решения суда установлен судом быть не может.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Зейского района, заявленные в интересах Коваленко Г. А., удовлетворить.

Обязать администрацию города Зеи Амурской области предоставить Коваленко Г. А. жилое помещение по договору специализированного найма в городе Зее, отвечающее санитарным и иным установленным требованиям, площадью не менее установленной в городе Зее нормы предоставления жилой площади 28 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий                                 О.Б. Ворсина

Мотивированное решение составлено 5 июня 2017 года

Судья                                             О.Б. Ворсина

2-546/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Зейского района в инт. Коваленко Г.А.
Коваленко Г.А.
Ответчики
Администрация г. Зея
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
zeiskiy.amr.sudrf.ru
10.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2017Передача материалов судье
10.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2017Судебное заседание
05.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее