Решение по делу № 2-4583/2017 от 13.06.2017

Дело № 2-4583/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2017 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Исаковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Петрозаводского городского округа к Леонтюк В. А. об освобождении земельного участка,

у с т а н о в и л:

Иск предъявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами администрации Петрозаводского городского округа проведено обследование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Леонтюк В.А. По результатам проведения проверки было установлено, что огорожены участки и самовольно занята часть территории общего пользования. Ориентировочная площадь самовольно занимаемого земельного участка составляет 723 кв.м., что в соответствии со ст. <данные изъяты> КоАП РФ является административным правонарушением. Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Леонтюк В.А. земельный участок отнесен к категории земель – «земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для индивидуального жилищного строительства» Границы земельного участка определены в соответствии с требованиями действующего законодательства, площадь участка составляет 992 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ по делу Леонтюк В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>. Земельный участок, используемый ответчиком без законных оснований, относится к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Незаконное использование ответчиком земельного участка, не отведенного для этих целей, нарушает право граждан на свободное передвижение в границах территории общего пользования. По изложенным в иске основаниям истец просит обязать Леонтюк В.А. освободить земельный участок общей площадью 723 кв.м., расположенный в районе дома № по ул<адрес>, от самовольно установленного деревянного ограждения (забора), расположенного за пределами границ земельного участка с кадастровым номером , в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В случае удовлетворения исковых требований, на основании п.1.ст. 206 ГПК РФ, указать в решении, что администрация Петрозаводского городского округа вправе совершить действия по освобождению земельного участка общей площадью 723 кв.м., расположенного в районе <адрес> в <адрес>, от самовольно установленного деревянного ограждения (забора), расположенного за пределами земельного участка с кадастровым номером , с возложением на Леонтюк В.А. расходов по исполнению, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Костина Н. А..

В судебном заседании представитель истца Даниленко Т.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.

Ответчик Леонтюк В.А. и ее представитель – Иванов А.М., допущенный к участию в деле по устной доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Управление Росреестра по РК в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Третье лицо Костина Н.А. в судебном заседании заявленные истцом требования поддержала, пояснила, что ответчиком перекрыта дорога, по которой должен осуществляться доступ к ее дому.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В соответствии с п.2 ст.62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений).

Статьей 76 ЗК РФ установлено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно ст. 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в том числе за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Согласно ст. 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Администрация Петрозаводского городского округа осуществляет муниципальный контроль в соответствии с постановлением Правительства РК от 04.07.2015 № 206-П «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля в Республике Карелия», решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2010 № 26/41-808 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петрозаводского городского округа», постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 06.03.2012 № 1034 «Об утверждении административного регламента Администрации Петрозаводского городского округа по исполнению муниципальной функции по муниципальному земельному контролю».

На основании Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена городских округов в Республике Карелия (далее - городской округ) в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Таким образом, учитывая, что только полномочия по распоряжению земельными участками, на которые не разграничена государственная собственность переданы Государственному комитету, Администрация наделена полномочиями для обращения в суд с заявленными требованиями, как орган местного самоуправления и орган муниципального контроля.

В судебном заседании установлено, что администрацией Петрозаводского городского округа была проведена плановая выездная проверка в отношении Леонтюк В.А. с целью исполнения плана проведения проверок соблюдения земельного законодательства в отношении физических лиц на 4 квартал 2016 года, утвержденного Главой Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ.

Так ДД.ММ.ГГГГ специалистами администрации Петрозаводского городского округа проведено обследование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Леонтюк В.А. По результатам проведения проверки было установлено, что ограждение участка занимает часть территории общего пользования. Ориентировочная площадь самовольно занимаемого земельного участка составляет 723 кв.м.

Ввиду самовольного занятия земельного участка площадью 723 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Республики Карелия по использованию и охране земель в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу Леонтюк В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. <данные изъяты> КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельства самовольного занятия земельного участка ответчиком ни в рамках административного производства, ни при рассмотрении настоящего гражданского дела не оспаривались. При этом ответчик пояснил в судебном заседании, что ею предпринимаются меры по оформлению документов в отношении самовольно занятой территории. Так в материалы дела представлены доказательства того, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обращалась в Госкомитет с заявлением о перераспределении земель в отношении спорной территории. Однако в удовлетворении заявления было отказано. В ходе рассмотрении настоящего далее (ДД.ММ.ГГГГ) ответчик обратилась администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования Петрозаводского городского округа. Однако указанное заявление на момент рассмотрения настоящего дела не рассмотрено. Доказательств надлежащего оформления документов на самовольно занятую территорию суду не представлено. Совершенное ответчиком административное правонарушение является длящимся, на момент рассмотрении настоящего дела не устранено.

При этом доводы ответчика о том, что занятая ею территории не принадлежит третьим лицам не могут приняты судом. Спорная территории находится в государственной неразграниченной собственности, представляет собой территорию общего пользования, в том числе занимает проезд, обозначенный истцом как доступ к земельному участку Костиной Н.А. (участок ).

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

При этом суд полагает, что испрашиваемый истцом срок – 30 дней для освобождения самовольно занятой территории является разумным и не может быть увеличен. Как пояснял ответчик в судебных заседаниях забор, огораживающий занятую территорию ветхий, капитальных сооружений на территории не имеется, снос сооружений в летний сезон наиболее благоприятен.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Истцом заявлено соответствующее требование. Суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требования истца в порядке ст. 206 ГПК РФ, в случае неисполнения решения суда ответчиком в установленный судом срок.

Согласно подп.3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Петрозаводского городского округа в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Леонтюк В. А. в течение 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения суда освободить земельный участок площадью 723 кв.м., расположенный в районе дома № по ул. <адрес>, от самовольно установленного деревянного ограждения (забора), расположенного за пределами границ земельного участка с кадастровым номером .

В случае неисполнения Леонтюк В. А. решения суда в установленный срок администрация Петрозаводского городского округа вправе совершить действия по освобождению земельного участка общей площадью 723 кв.м., расположенного в районе дома № по ул. <адрес>, от самовольно установленного деревянного ограждения (забора), расположенного за пределами земельного участка с кадастровым номером , с возложением на Леонтюк В. А. расходов по исполнению.

Взыскать с Леонтюк В. А. в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Б.Малова

Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2017 года.

2-4583/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчики
Леонтюк В.А.
Другие
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственный имуществом и организации закупок
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадатсра и картографии по Республике Карелия
Костина Н.А.
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
13.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2017Передача материалов судье
14.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2017Судебное заседание
24.07.2017Судебное заседание
28.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее