Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2017 года г. Железногорск-Илимский
Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Родионовой Т.А. при секретаре Горбуновой Е.В., с участием помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Филиппова В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-722/2017 по исковому заявлению прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в защиту законных интересов Российской Федерации и Муниципального образования «Нижнеилимский район» к МОУ «Видимская средняя общеобразовательная школа», Администрации Нижнеилимского муниципального района, Департаменту образования Администрации Нижнеилимского муниципального района, МКУ «Ресурсный центр» об обязании провести мероприятия по оснащению здания прибором учета тепловой энергии, обеспечить введение прибора в эксплуатацию в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнеилимского района обратился в Нижнеилимский районный суд с исковым заявлением в защиту законных интересов Российской Федерации и муниципального образования «Нижнеилимский район» к МОУ «Видимская средняя общеобразовательная школа», Администрации Нижнеилимского муниципального района об обязании провести мероприятия по оснащению здания прибором учета тепловой энергии, обеспечить введение прибора в эксплуатацию с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование которого указал, что прокуратурой Нижнеилимского района проведена проверка соблюдения образовательным учреждениями Нижнеилимского района законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с ч.3 и 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 января 2011 года органы местного самоуправления обеспечивают завершение мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствие с ч.1 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесений изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Муниципальное образовательное учреждение «Видимская средняя общеобразовательная школа» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Нижнеилимского муниципального района Иркутской области в сфере общего образования. В соответствии с п.1.6 Устава МОУ «Видимская СОШ» учредителем учреждения является муниципальное образование «Нижнеилимский район» в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации Нижнеилимского муниципального района, собственником имущества учреждения является муниципальное образование Нижнеилимский район».
Для выполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере общего образования МОУ «Видимская СОШ» на праве оперативного управления используется здание, расположенное по адресу: ***, ***, ***.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.03.2017г. администрация Нижнеилимского муниципального района зарегистрирована в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Иркутской области.
В соответствии с п.1.7 Устава МОУ «Видимская СОШ» учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, смету, печати, бланки со своим наименованием.
Поскольку МОУ «Видимская СОШ» является бюджетным учреждением, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств (статья 161 БК РФ) в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.
В связи с тем, что договор подряда на установку прибора учета и введение его в эксплуатацию заключает с исполнителем непосредственно МОУ «Видимская СОШ», как юридическое лицо, данное учреждение выступает и качестве соответчика.
Вместе с тем, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в здании образовательного учреждения МОУ «Видимская СОШ», расположенном по адресу: ***, ***, *** не установлен прибор учета тепловой энергии.
Таким образом, администрацией муниципального образования Нижнеилимский район, а также МОУ «Видимская СОШ» ненадлежащим образом исполняются обязанности по исполнению требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, что влечет неэффективному и нерациональному использованию энергетических ресурсов.
Поскольку установка приборов учета водоснабжения и тепловой энергии преследует цель повышения энергетической эффективности, его проведение способствует реализации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного ст.34 Бюджетного кодекса РФ.
Установка приборов учета тепловой энергии в конечном счете, позволит достичь экономии средств бюджета муниципального образования «Нижнеилимский район», в связи, с чем его проведение соответствует интересам указанного муниципального образования. Следовательно, ответчиками нарушены интересы муниципального образования «Нижнеилимский район».
Кроме того, не соблюдение ответчиками требований законодательства об
энергосбережении и энергетической эффективности нарушает интересы Российской Федерации, закрепленные в виде законоположений, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления с правами юридических лиц по его проведению.
Определением суда от 11.07.2017г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района, МКУ «Ресурсный центр».
С учетом уточненных исковых требований истец просит суд обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Видимская средняя общеобразовательная школа» и муниципальное казённое учреждение «Ресурсный центр» провести мероприятия по оснащению здания МОУ «Видимская СОШ», расположенного по адресу: ***, ***, ***, прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение установленного прибора учета в эксплуатацию в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
Обязать администрацию муниципального образования «Нижнеилимский муниципальный район», Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района обеспечить финансирование МОУ «Видимская СОШ» для оснащения здания МОУ «Видимская СОШ», расположенного по адресу: ***, ***, ***, прибором учета тепловой энергии.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Филиппов В.И. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему, дополнительно указал, что срок исполнения решения суда в 3 месяца является разумным для выполнения всех необходимых мероприятий, учитывая, что эту обязанность ответчик должен был выполнить в соответствии с нормами закона до ***.
Представитель ответчика Администрации Нижнеилимского муниципального района Полевая Т.А., действующая на основании доверенности № 14 от 25.04.2016 г., сроком действия по 31.12.2018 г., исковые требования признала частично, не оспаривая обязанность по финансированию учреждения для его оснащения прибором учета и введения его в эксплуатацию, полагает, что 3 месяца для исполнения этих мероприятий недостаточно.
Представитель ответчика МУ ДО Нижнеилимского муниципального района Валевич О.Г., действующая на основании доверенности от 09 января 2017 года со сроком действия по 31 декабря 2017 года, исковые требования признала частично, не оспаривая обязанность по финансированию учреждения для его оснащения прибором учета и введения его в эксплуатацию, полагает, что 3 месяца для исполнения этих мероприятий недостаточно.
Представители ответчиков МОУ «Видимская СОШ», МКУ «Ресурсный центр» в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения представителя истца, представителей ответчиков - Администрации Нижнеилимского муниципального района Полевой Т.А., МУ ДО Нижнеилимского муниципального района Валевич О.М., посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей МОУ «Видимская СОШ», МКУ «Ресурсный центр».
Выслушав помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области Филиппова В.И., представителей ответчиков Администрации Нижнеилимского муниципального района, МУ ДО Нижнеилимского муниципального района, проверив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, в том числе, полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно п. 3 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета, используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
На основании ч. 2 ст. 13 указанного закона расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 3 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ предусмотрено, что до 01 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления: обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
В силу п. 1.6 Устава МОУ «Видимская СОШ» учредителем является муниципальное образование «Нижнеилимский район» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации Нижнеилимского муниципального района, собственником имущества учреждения является МО «Нижнеилимский район». Главным распорядителем бюджетных средств Учреждения является Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района.
Пункт 1.7 Устава МОУ «Видимская СОШ» предусматривает, что учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, смету, печати, бланки со своим наименованием.
Для выполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере общего образования МОУ «Видимская СОШ» на праве оперативного управления используется здание, расположенное по адресу: ******, ***.
В силу п. 2, 9 гл. 1 Положения МУ Департамент образования Администрации Нижнеилимского муниципального района - Департамент является органом администрации Нижнеилимского муниципального района и осуществляет управленческие функции и полномочия по решению вопросов местного значения муниципального образования «Нижнеилимский район» в сфере образования, является главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии с п.п. 7 п. 1 главы 3 указанного Положения, Департамент образования осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных организаций. В функции Департамента входит, в том числе, обеспечение содержания зданий образовательных организаций.
Согласно Уставу МКУ Ресурсный центр» Учреждение создано для обслуживания муниципальных образовательных организаций и обеспечение деятельности муниципальных образовательных организаций ***. В сферу деятельности учреждения входит, в том числе:
централизованное обслуживание бесперебойного и своевременного материально-технического снабжения;
организация текущих и капитальных ремонтов; заключение договоров на коммунальные услуги, на поставку материалов, оборудования и услуг;
подготовка и оформление необходимой документации на установление топливных режимов объектов образования.
Как усматривается из письменной информации об оснащенности приборами коммерческого учета по состоянию на 01 января 2017 года, подписанной начальником МКУ «Ресурсный центр», в здании образовательного учреждения МОУ «Видимская СОШ», расположенном по адресу: ***, ***, ***, не установлен прибор учета тепловой энергии. Доказательств иного суду не предоставлено.
Данный факт представителями ответчиков не оспаривался.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией Нижнеилимского муниципального района, МОУ «Видимская СОШ» ненадлежащим образом исполняются обязанности по исполнению требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, что влечет к неэффективному и нерациональному использованию энергетических ресурсов.
В связи с чем, по мнению суда, на ответчиках лежит обязанность по обеспечению завершения проведения мероприятий по оснащению здания образовательного учреждения прибором учета тепловой энергии, а также ввода установленного прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию.
Суд полагает тот факт, что МО «Нижнеилимский район» не в состоянии по причинам финансового характера исполнить решение суда ввиду дефицитности бюджета, не означает, что в удовлетворении требований прокурора о наложении обязанности провести мероприятия по оснащению здания прибором учета надлежит отказать, поскольку обязанность ответчиков по осуществлению возложенных на них полномочий, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления, и не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия в бюджете муниципального образования денежных средств.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, оценив представленные доказательства отдельно и в их совокупности, их относимость и допустимость, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора района являются обоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года № 1-П, от 14 мая 2003 года № 8-П, от 14 июля 2005 года № 8-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 26 февраля 2010 года № 4-П, от 14 мая 2012 года № 11-П, от 10 марта 2016 года № 7-П).
Поскольку организация работ, которые обязывает провести истец, требует длительных временных затрат, так как для организации подобных работ требуется предусмотреть финансирование соответствующих статей бюджета, привлечь соответствующих специалистов, специализированных организаций, работа с которыми возможна на основании контрактных отношений, по мнению суда, срок для исполнения настоящего решения суда в размере 6 месяцев, является более разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в защиту законных интересов Российской Федерации и Муниципального образования «Нижнеилимский район» к МОУ «Видимская средняя общеобразовательная школа», Администрации Нижнеилимского муниципального района, Департаменту образования Администрации Нижнеилимского муниципального района, МКУ «Ресурсный центр» об обязании провести мероприятия по оснащению здания прибором учета тепловой энергии, обеспечить введение прибора в эксплуатацию в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Видимская средняя общеобразовательная школа» и Муниципальное казенное учреждение «Ресурсный центр» провести мероприятия по оснащению здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Видимская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: ***, ***, ***, прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение установленного прибора учета в эксплуатацию в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Обязать Администрацию Нижнеилимского муниципального района, Муниципальное учреждение «Департамент образования администрации Нижнеилимского района» обеспечить финансирование Муниципального общеобразовательного учреждения «Видимская средняя общеобразовательная школа» для оборудования здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Видимская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: ***, ***, ***, прибором учета тепловой энергии.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 02 октября 2017 года.
Судья Т.А. Родионова