Дело № 2А- 222/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2017 года село Бея Бейского района РХ
Бейский районный суд РХ
в составе председательствующего Сорогина О.Ю.
при секретаре Борисовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Республике Хакасия к Воробьеву Сергею Анатольевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по РХ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Воробьеву С.А., мотивируя требования тем, что МИФНС № 2 по РХ установила, что налогоплательщик владеет имуществом, указанным в выписке из электронного оборота документов. Указанные сведения поступают в налоговый орган из регистрирующих органов на основании п.4 ст.85 НК РФ. Об обязанности по уплате налога на имущество должник был извещен налоговой инспекцией в форме уведомления. Задолженность по налогу на имущество за жилой дом по <адрес>. за 2014 г. составила 908 рублей. Об обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в сумме 908 рублей налогоплательщик извещен инспекцией в форме налогового уведомления № от 18.03.2015 г., сумма уплачена несвоевременно. В связи с тем, что сумма налога вовремя не оплачена налогоплательщиком в установленные сроки, в соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 224,32 рублей. Кроме того, ответчик владеет земельным участком, задолженность по земельному налогу за 2014 г. составила 664 рублей, ответчик уведомлен о задолженности, сумма уплачена несвоевременно. В связи с тем, что сумма налога не оплачена налогоплательщиком в установленные налоговым законодательством сроки, в соответствии со ст.75 НК РФ ответчику начислена пеня в сумме 228, 19 рублей. 02.12.2016 года был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки с ответчика, но в связи с поступившими возражениями от налогоплательщика 09.12.2016 г. мировым судьей на основании ч.3 ст.123.5 КАС РФ вынесено определение об отмене судебного приказа. Просит суд взыскать с Воробьева С.А. в доход соответствующего бюджета задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 224.32 рублей, задолженность по пени по земельному налогу в сумме 228 рублей 19 копеек, всего 452 рубля 51 копеек.
Административный истец в лице представителя Гончаровой Е.В. действующей по доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя в обоснования доводы изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Воробьев С.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснив, что им в установленные законом сроки уплачены все налоги, в связи с чем, и за какой период образовалась пеня на налог на имущество физических лиц и на земельной налог он пояснить не может, если административный истец утверждает о образовании пени за 2011 год, то все сроки для обращения в суд административный истец нарушил. Просит отказать в удовлетворении административного иска.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав административного истца и административного ответчика, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В пункте 1 статьи 3 НК РФ предусмотрена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Пункт 2 статьи 44 НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 401 НК РФ объектами налогообложения признается следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимости земельного участка.
В силу п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода, которым признается календарный год, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 вышеназванной статьи.
Пунктом 1 ст. 390 и пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из предоставленной суду расшифровки задолженности Воробьева С.А. следует, что у ответчика имеется пеня по налогу на имущество физических лиц в сумме 224,32 рублей и пеня по земельному налогу с физических лиц обладающих земельным участком в сумме 228 рублей 19 копеек.
Разрешая требования административного истца о взыскании пени по земельному налогу суд принимает во внимание, что из материалов дела следует, в адрес ответчика направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, а именно: требование № по состоянию на 17.04.2013 г., где ответчик предупрежден, что срок уплаты налога до 18.06.2013 г., он обязан уплатить земельный налог по ставке на 01.11.2011 г. 424,77 рублей, по ставке 01.11.2012 г. 424,77 рублей; по ставке на 15.04.2010 г. 424,77 рублей, по ставке 29.09.2010 г. 12,94 рублей; по ставке 17.04.2013 г. начислено пени 42,36 рублей; требование № по состоянию на 18.12.2014 г. ответчик уведомлен, что за ним числится общая задолженность в сумме 3596 рублей 10 копеек, в том числе по налогам (сборам) 2665 рублей 26 копеек, в том числе пеня 680 рублей 57 копеек. Ответчику предложено погасить задолженность в срок 21.01.2015 г.
Из налогового уведомления № от 18.03.2015 г. следует, что Воробьеву С.А. необходимо уплатить не позднее 01.10.2015 г. земельный налог в размере 664 рублей и налог на имущество физических лиц 908 рублей, а именно за земельный участок и жилой дом расположенные по <адрес>.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 Налогового кодекса РФ, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании (п. 1 ст. 45, п. п. 1 - 5 ст. 69, п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей в спорный период).
Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В абз. 3 данного пункта (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ) установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацами вторым и третьим п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, о чем имеются разъяснения в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 декабря 2011 года.
Доводы административного истца о том, что ранее он обращался к мировому судье о взыскании с Воробьева С.А. пени за просрочку уплаты налога на имущество за 2012 – 2014 годы и пени за просрочку уплаты земельного налога за 2012 – 2014 годы, подтверждаются определением об отмене судебного приказа от 09.12.2016 г.
Из предоставленного истцом расчета пени по земельному налогу, дата начала действия недоимки с 03.12.2012 г. по 24.07.2012 г. число дней просрочки 234 начислено пени 110,17 рублей; с 25.07.2013 г. по 31.10.2013 г. число дней просрочки 99, начислено пени 23,13 рублей; с 01.11.2013 г. по 01.11.2013 г. число дней просрочки 1, начислено пени 12 копеек, с 02.11.2013 г. по 29.10.2014 г. число дней просрочки 362, начислено пени 84,57 рублей; с 30.10.2014 г. по 05.11.2014 г. число дней просрочки 7, начислено пени 36 копеек; с 06.11.2014 г. по 18.12.2014 г. число дней просрочки 43, начислено пени 9,84 рублей, всего 228 рублей 19 копеек.
Самое ранее требование № об уплате земельного налога и пени направлено в адрес Воробьева С.А. 17.04.2013 г., где ответчик предупрежден, что срок уплаты налога до 18.06.2013 г., сумма к уплате налога составила менее 1500 рублей, в суд с настоящим заявлением административный истец обратился 17 мая 2016 года, т.е. в установленные законом процессуальные сроки с даты отмены судебного приказа.
Установив факт неисполнения ответчиком обязанности по уплате пени по земельному налогу в сроки, указанные в уведомлении и требовании, направленных с соблюдением истцом предусмотренных законом порядка и сроков взыскания налога и пени, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, для удовлетворения заявленных исковых требовании в части взыскания с ответчика пени по земельному налогу в размере 228 рублей 19 копеек.
Вместе с тем, разрешая требования административного истца в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц суд учитывает следующее
Как следует из материалов дела согласно требованию № по состоянию на 24.01.2011 г. Воробьеву С.А. начислен налог на имущество физических лиц на 15.09.2010 г. 680,90 рублей, налог на имущество физических лиц на 15.11.2010 г. 680,90 рублей, налог на имущество физических лиц на 24.01.2011 г. начислено пени 229,48 рублей, при этом общая задолженность в сумме 4428,97 рублей; согласно требования № по состоянию на 23.11.2012 г. начислена недоимка по налогу на имущество физических лиц 907,86 рублей, пени на налог на имущество физических лиц 579,69 рублей, при этом числится общая задолженность в сумме 6969,78 рублей.
Из расчета пени по налогу на имущество физических лиц следует, что дата начала действия недоимки с 02.12.2012 г. по 24.07.2012 г. число дней просрочки 235 начислено пени 146,68 рублей; с 25.07.2013 г. по 31.10.2013 г. число дней просрочки 99, начислено пени 37,07 рублей; с 01.11.2013 г. по 01.11.2013 г. число дней просрочки 1, начислено пени 12 копеек, с 02.11.2013 г. по 17.02.2014 г. число дней просрочки 108, начислено пени 40,45 рублей, всего пени 224 рублей 32 копеек.
В ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Действие статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых были направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вышеназванный Федеральный закон официально опубликован 3 декабря 2010 года, поэтому ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции данного Федерального закона распространяется на требования, выставленные после 3 января 2011 года и по 4 апреля 2013 года.
Поскольку требование Воробьеву С.А. по уплате налога на имущество физических лиц и пени № по состоянию на 24.01.2011 года со сроком исполнения до 11.02.2011 года было выставлено после 03.01.2011 года, то применению подлежат положения п. 2 ст. 48 в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ.
Поскольку сумма налога и пени по налогу на имущество физических лиц не превышает 1500 рублей, а самое раннее требование об уплате налога направлено ответчику со сроком исполнения - до 11.02.2011 года, то налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с ответчика пени по налогу на имущество физических лиц в сумме, не превышающей 1500 рублей, в срок до 11.08.2014 года. (6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока).
Из материалов дела усматривается, что в порядке приказного производства налоговый орган обратился с заявлением о взыскании пени за просрочку уплаты налога на имущество за 2012 – 2014 годы так же по истечению установленного законом процессуального срока.
Таким образом, административный иск о взыскании с ответчика задолженности по пени на налог на имущество был подан в суд 17.05.2017 года т.е. с пропуском срока, установленного п. 3 вышеуказанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд исходит из того, что системный анализ процессуальных норм, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации, позволяет сделать вывод о наличии предельного трехлетнего ограничения срока давности взыскания с налогоплательщиков задолженности по налоговым платежам, основанный на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27.04.2001 года N 7-П, и основных положениях Налогового Кодекса Российской Федерации, касающихся установленных давностных сроков проведения налоговых проверок и применения налоговой ответственности (статьи 87, 88, 89, 113 НК РФ).
По настоящему делу налоговый орган не представил доказательств принятия мер к взысканию с Воробьева С.А. задолженности по пени. Налоговым органом в течение шести лет не принимались меры по взысканию указанной задолженности. Меры взыскания, предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ, инспекцией не применялись.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что право для взыскания с ответчика пени по налогу на имущество физических лиц налоговым органом утрачено, доказательств свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, административным истцом не представлено, в связи с чем, правовые основания для его восстановления у суда отсутствуют.
Удовлетворяя требования административного истца в части взыскания пени по земельному налогу, в соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Республике Хакасия к Воробьеву Сергею Анатольевичу о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц и земельного налога удовлетворить частично.
Взыскать с Воробьева Сергея Анатольевича в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Республике Хакасия задолженность по пени по земельному налогу в сумме 228 рублей 19 копеек.
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Республике Хакасия к Воробьеву Сергею Анатольевичу о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц - отказать.
Взыскать с Воробьева Сергея Анатольевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Сорогина О.Ю.
Мотивированное решение изготовлено: 05.07.2017 года.