Решение по делу № 2-609/2017 от 27.07.2017

                                                        Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2017 года                                                      город Черняховск

    Черняховский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи С.В. Ткачевой,

при секретаре Е.И. Григорьевой,

с участием помощника военного прокурора Гусевского гарнизона Р.А. Лубнина,

представителя ответчика войсковой части 54229 по доверенности О.И. Логиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Гусевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 54229, федеральному казённому учреждению «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места,

    У С Т А Н О В И Л:

военный прокурор Гусевского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском в котором просит обязать федеральное казённое учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (далее ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», ФКУ «ОСК ЗВО») в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочего места должности «медицинская сестра медицинского пункта» войсковой части 54229, подлежащего оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; обязать войсковую часть 54229 в течение шести месяцев со дня заключения договора (государственного контракта) со специализированной организацией обеспечить реализацию полномочий, предоставленных частью 1 ст. 4, ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной проверке условий труда», организовать комиссию по проведению специальной оценки условий труда, по результатам специальной оценки условий труда установить классы (подклассы) условий труда на рабочем месте должности «медицинская сестра медицинского пункта» войсковой части 54229, в порядке ст. 57 ТК РФ заключить дополнительное соглашение с работником по условиям, определяющим в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), а также обязать войсковую часть 54229 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в порядке реализации положений ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной проверке условий труда», до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда предоставить соответствующей комиссии на утверждение перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест и обеспечить применение результатов проведенной специальной оценки условий труда.

В обоснование требований военный прокурор указал, что при проведении проверки исполнения должностными лицами войсковой части 54229 законодательства о труде и об охране труда установлено, что специальная оценка рабочего места должности «медицинская сестра медицинского пункта» не проведена, договор с уполномоченной организацией, уполномоченной на проведение специальной оценки условий труда, не заключен, что является нарушением конституционных, трудовых прав работника, а также Федеральных законов от 28 декабря 2013г. № 426 « О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013г. № 421 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооружённых сил Российской Федерации» командир войсковой части 54229 является работодателем для подчиненного гражданского персонала.

Из положения ФКУ «ОСК ЗВО» следует, что его учредителем является Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «ОСК ЗВО» является юридическим лицом и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.

Пунктом 29 Положения предусмотрено, что ФКУ «ОСК ЗВО» имеет право заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоры (контракты) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой, с учетом их целевого назначения; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

Без проведения специальной оценки условий труда рабочего места невозможно надлежащим образом обеспечить безопасные условия и охрану труда, оплату труда, нарушается право работника на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, а также льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в иных условиях.

Необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц обусловлена тем, что специальная оценка условий труда рабочего места должности «медицинская сестра медицинского пункта» связана не с деятельностью конкретного работника, которые могут меняться, а направлена на обеспечение безопасных условий труда на данном рабочем месте.

Проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что специальная оценка условий труда в войсковой части 54229 до настоящего времени не проведена, ФКУ «ОСК ЗВО» договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест не заключило, лимиты денежных средств не выделены.

Вследствие чего военный прокурор Гусевского гарнизона вынужден обратиться в суд с указанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ.

В судебном заседании помощник военного прокурора поддержал, требования заявленные в иске, уточнив их в части, показал, что в иске ошибочно указано, что при проведении проверки объяснения давал командир части ФИО4, на самом деле, объяснения были отобраны у начальника отдела кадров воинской части ФИО5 кроме того, уточнил требования в части обязания войсковой части представления соответствующей комиссии на утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, пояснив, что в иске ошибочно указанна ссылка на статью 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426- ФЗ, в то время как ссылка должна быть на статью 9 указанного закона.

ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» командующий Западным военным округом, извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представитель по доверенности Е.В. Куц направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Из ходатайства следует, что представитель возражает против удовлетворения иска, поддерживает ранее направленные в суд возражения. Однако, никаких возражений направленных ранее от представителя в адрес суда не поступало.

Представитель войсковой части 54229 по доверенности Логинова О.И. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив при этом, что воинская часть сделала всё зависящее от неё для проведения специальной оценки условий труда. В частности, начальнику филиала № ФКУ «УФО МО РФ по <данные изъяты>», неоднократно направлялись заявки о потребности в денежных средствах на проведение специальной оценки условий труда, однако, никаких денежных средств выделено не было, потому требование закона войсковая часть исполнить не в состоянии. В случае получения денежных средств, все зависящие от них мероприятия будут исполнены в кратчайшие сроки и без вынесения решения суда.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами военного управления и их должностными лицами.

На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, гарантии и компенсации, установленные в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219 ТК РФ).

Частью второй статьи 22 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также исполнять обязанности, предусмотренные законодательством о специальной оценке труда.

Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (статья 8 указанного Федерального закона).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 указанного Федерального закона).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 указанного Федерального закона специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Согласно статье 209 ТК РФ под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

На основании статьи 57 ТК РФ в трудовой договор включаются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Абзацами первым и восьмым приказа Минобороны России от 29.12.2012 № 3910 установлено, что командиры воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников подчинённых воинских частей в соответствии со статьёй 20 ТК РФ.

Таким образом, на войсковую часть 54229 как работодателя законом возложена обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах гражданского персонала.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в штатном расписании войсковой части 54229 предусмотрен медицинский пункт, со стационаром на 15 коек, в составе медицинского пункта по штатному расписанию имеется должность «медицинская сестра». Военной прокуратурой Гусевского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 54229 законодательства о трудовых правах граждан. Проведенной проверкой установлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в войсковой части 54229 на основании трудового договора, является командир войсковой части 54229. При этом командиром войсковой части 54229, в нарушении статьи 37 Конституции РФ, Федерального закона «О специальной оценке условий труда», статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места «медицинская сестра» медицинского пункта, войсковой части 54229 по условиям труда не выполнены.

Командиром войсковой части 54229 в адрес филиала ФКУ «УФО МО РФ по <данные изъяты>» ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», направлялись запросы о выделении лимитов бюджетных средств на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест, однако денежные средства на выполнение мероприятий не поступали в часть. Данные обстоятельства не оспаривались в суде и не опровергнуты ответчиками.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.03.2011 № 424 создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.

В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», исходя из целей, задач и видов деятельности, в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами, подлежащие исполнению за счёт бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 29).

Таким образом, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части 54229 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части 54229 путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».

Исходя из системного анализа Федерального закона № 426 – ФЗ, положений Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда, касающихся обязательного проведения специальной оценки условий труда, влечёт невозможность определения фактического состояния условий и охраны труда и как следствие, невозможность принятия войсковой частью 54229 как работодателем обоснованных решений по обеспечению безопасности работников, влечёт нарушение прав на безопасные условия труда, получение гарантий и компенсаций как работающей в настоящее время в должности медицинской сестры, так и всех потенциальных работников войсковой части 54229, то есть неопределённого круга лиц, которые вправе вступать с войсковой частью в трудовые отношения, ставит под угрозу безопасность, жизнь и здоровье людей.

С учетом изложенного, оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Военного прокурора Гусевского гарнизона к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о возложении обязанности по заключению договора (государственного контракта) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочего места должности «медицинская сестра медицинского пункта» войсковой части 54229, подлежащих оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а на войсковую часть 54229 как работодателя, обязанность по выполнению мероприятий, непосредственно связанных с проведением специальной оценки условий труда на рабочем месте «медицинская сестра медицинского пункта», обеспечение реализаций полномочий работодателя, предоставленных частью 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ; организации работы комиссии по проведению специальной оценки условий труда, по результатам которой установить условия труда классы (подклассы) условий труда на рабочем месте «медицинская сестра медицинского пункта» войсковой части 54229; представления до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда соответствующей комиссии на утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест и обеспечение применения результатов проведённой специальной оценки условий труда; заключении в порядке статьи 57 ТК РФ дополнительных соглашений с работником по условиям, определяющим в необходимых случаях характер работы.

На основании статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая то обстоятельство, что для проведения работ по специальной оценке условий труда в воинской части необходимо выполнить предписания законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, принимая во внимание правовой статус ответчиков и исходя из требований разумности и справедливости суд полагает целесообразным установить сроки для исполнения решения: ФКУ «ОСК ЗВО» - шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, войсковой части 54229 – шесть месяцев со дня заключения договора (государственного контракта) с организацией, допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования военного прокурора Гусевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда заключить в установленном порядке договор (государственный контракт) с организацией, допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочего места должности «медицинская сестра медицинского пункта» войсковой части 54229, подлежащей оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Обязать войсковую часть 54229 в течение шести месяцев со дня заключения договора (государственного контракта) с организацией, допущенной к деятельности по проведению специальной оценке условий труда, выполнить мероприятия непосредственно связанные с проведением специальной оценки условий труда рабочего места «медицинская сестра медицинского пункта» войсковой части 54229:

- обеспечить реализацию полномочий работодателя, предоставленных частью 1 статьи 4 и статьёй 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

- организовать комиссию по проведению специальной оценке условий труда;

- до начала выполнения работ по проведению специальной оценке условий труда предоставить соответствующей комиссии на утверждение перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест,

- обеспечить применение результатов проведённой специальной оценки условий труда;

- по результатам специальной оценки условий труда установить классы (подклассы) условий труда на рабочем месте должности «медицинская сестра медицинского пункта» войсковой части 54229;

- заключить в порядке статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительное соглашение с работником по условиям, определяющим в необходимых случаях характер работы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Черняховский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                              С.В. Ткачева

Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2017 года

Судья                                                                                     С.В. Ткачева

2-609/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Гусевского гарнизона
Ответчики
войсковая часть 54229
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Командующий Западным военным округом
Суд
Черняховский городской суд Калининградской области
Судья
Ткачева С.В.
Дело на сайте суда
cherniahovsky.kln.sudrf.ru
27.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2017Передача материалов судье
31.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2017Судебное заседание
11.09.2017Судебное заседание
15.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее