Решение по делу № 2а-1324/2017 от 09.06.2017

Дело № 2а –1324\2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2017 года

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи

Куценко Т.Н.

при секретаре

Синицыной Н.А.

с участием административного истца Вахабовой А.М., представителя административного ответчика Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области К.К.Е. (по доверенности), представителя Управления Росреестра по Челябинской области Ж.А.Ю ., заинтересованных лиц Ковальчук И.И., Ковальчук В.В., Козловой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Вахабовой А.М. к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области об обязании передать земельный участок многоквартирного жилого дома в собственность собственникам квартир,

к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области об обязании устранить нарушения при постановке на кадастровый учет земельных участков, снять с кадастрового учета земельные участки,

У С Т А Н О В И Л:

Определением Сосновского районного суда от 01 ноября 2016 года административное исковое заявление Вахабовой А.М. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, администрации Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области оставлено без рассмотрения в части требований:

- о признании неправомерным отказа Администрации Есаульского сельского поселения совершать действия для отвода единого целого земельного участка общей площадью 698 кв.м. вид разрешенного использования – для эксплуатации жилого многоквартирного дома , земельных участков внутреннего землепользования многоквартирного дома для ведении личного подсобного хозяйства между собственниками квартир в доме, составляющих общее имущество в многоквартирном доме, в натуре;

- обязания администрацию Есаульского сельского поселения внести в похозяйственный учет АДРЕС уточненные сведения о площади обособленного земельного участка, в составе общего долевого имущества при многоквартирном доме, для ведения личного подсобного хозяйства Вахабовых кв. д. общей площадью 492 кв.м., входящего в состав общего индивидуального имущества многоквартирного дома с 1985 года;

- обязания администрацию Есаульского сельского поселения выдать выписку из похозяйственной книги о наличии у Вахабовых права с 1985г. на указанный земельный участок, разрешенный вид использования – для ведения личного подсобного хозяйства;

- обязания администрацию Есаульского сельского поселения изготовить и предоставить собственниками квартир в многоквартирном доме решение о предоставлении земельного участка д. с приложением проекта границ указанного земельного участка; кадастровые паспорта неделимого земельного участка общей площадью 698 кв.м. КН с удостоверенным фактическим описанием указанного земельного участка в кадастровом паспорте как единого целого земельного участка, не равнозначного другим земельным участкам при многоквартирном АДРЕС (по числу собственников квартир в многоквартирном доме ); постановления о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка доля в праве общей долевой собственности 1 (одна целая) в количестве три штуки по числу квартир в доме; свидетельства о государственной регистрации права собственников квартир в д. на земельный участок 698 кв.м. с КН , вид разрешенного использования – для эксплуатации жилого многоквартирного дома доля в общей долевой собственности одна целая по числу собственников квартир; кадастровые паспорта, постановления о предоставлении в индивидуальную собственность обособленные земельные участки для ВЛПХ входящие в состав общей долевой собственности многоквартирного дома и свидетельства о праве собственности на уточненные, индивидуализированные на местности путем межевания указанные земельные участки для ведении яличного подсобного хозяйства собственников квартир в многоквартирном доме усадебного типа 53, расположенного АДРЕС.

- обязания Есаульскую сельскую администрацию совместно с кадастровым инженером проводившим кадастровые работы, установить на местности местоположение границ земельных участков (межевые знаки) в соответствии с подготовленным проектом карта-плана территории многоквартирного АДРЕС,

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 мая 2017 года данное определение было отменено, административное дело направлено в Сосновский районный суд для рассмотрения по существу.

В апелляционном определении указано на необходимость в целях быстрого и правильного рассмотрения дела предложить истцу пересмотреть требования, выяснить по каждому требованию о нарушении ее прав и требований закона ответчиками, побудивших ее обратиться в суд с иском.

После предложения суда во исполнение указаний апелляционной инстанции уточнить требования, 26.06.2017 года Вахабова А.М. представила заявление об уточнении своих исковых требований.

С учетом уточнений Вахабова А.М. просила:

- обязать Администрацию Есаульского сельского поселения, Администрацию Сосновского муниципального района передать земельный участок многоквартирного дома , расположенного АДРЕС – Козловых, кв. Вахабовых, кв. - Ковальчук в установленном порядке;

- обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области устранить нарушения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при постановке на кадастровый учет земельных участков общей площадью 492 кв.м. для ВЛПХ кв. и земельного участка общей площадью 698 кв.м. из-за не истребования у заявителей полного перечня документов, необходимых для постановки на кадастровый учет земельного участка;

- обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области во исполнение ст. 24 ФЗ «О кадастре» снять с кадастрового учета земельные участки при доме , постановленные на кадастровый учет до введения в действие жилищного кодекса РФ на основании описания (Описи) границ указанных земельных участков, в связи с их перераспределением по решению суда и постановкой на кадастровый учет земельного участка 698 кв.м. с КН .

В обоснование указывает, что земельный участок многоквартирного дома АДРЕС не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ в соответствии с требованиями Земельного, Жилищного и Градостроительного кодексов РФ.

В 2010 году земельный участок был частично сформирован с утверждением схем ЗУ общей площадью 492 кв.м. для ВЛПХ кв. и земельный участок площадью 656 кв.м. для эксплуатации жилого многоквартирного дома . Не сформированы в соответствии с требованиями Земельного, Жилищного и Градостроительного кодексов РФ земельные участки Козловых кв. и Ковальчук кв. , что является препятствием для оформления в собственность земельного участка многоквартирного дома собственниками квартир в доме в установленном законом порядке: земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в общую долевую собственность, земельный участок для эксплуатации жилого многоквартирного дома в общую собственность, доля в общей собственности на указанный земельный участок у собственников квартир в доме одна целая. (ст. 36 п. 1 ЖК РФ).

Указывает, что Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области подменил понятие учтенного земельного участка, присвоив статус «учтенный» земельным участкам при доме с декларативными границами, то есть, поставленными на кадастровый учет на основании их описания (Описи). Полагает, что указанные земельные участки не могут быть учтенными, так как площадь их примерная, границы декларативные, их необходимо уточнять на местности путем проведения кадастровых работ, поэтому статус земельных участков при доме с КН – кв. : с КН – кв. , с КН – кв. «временный», а не «учтенный». А у земельных участков с КН и КН статус «учтенный» независимо от момента государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки.

Полагает, что земельный участок д. муниципальные органы обязаны сформировать с учетом требований ст. 36 п.1 ЖК РФ, поставить все земельные участки при доме одновременно на кадастровый учет.

Федеральными законами «О государственном кадастре недвижимости», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрен порядок перехода и регистрации права собственности на недвижимое имущество. По отношению к земельному участку д. определен переход права собственности, не соблюдается порядок перехода права собственности.

При постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, в орган кадастрового учета заявитель обязан предоставить необходимый для данной процедуры установленный законодательством перечень документов: два межевых дела, схему ЗУ, постановление об утверждении схемы, правоустанавливающих документ, диск земельного участка.

Поскольку земельный участок для эксплуатации жилого дома Есаульская сельская администрация ставила на кадастровый учет не в муниципальную собственность, а в долевую собственность собственников квартир в д. , то орган кадастрового учета должен был истребовать у заявителя необходимый перечень документов, а Есаульская сельская администрация и КУИиЗО Администрации Сосновского района обязаны были предоставить жильцам дома межевое дело земельного участка 698 кв.м. с КН , схему земельного участка, постановление об утверждении схемы земельного участка, решение о предоставлении данного земельного участка в собственность собственникам квартир в доме для регистрации права собственности на данный земельный участок в Управлении Росреестра с указанием доли права собственников согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ. Без перечисленных документов право собственности никто не зарегистрирует. Считает, что Филиал ФГБУ ФКП Росреестра» по Челябинской области не имели право ставить на кадастровый учет земельные участки общей площадью 492 кв.м. и 698 кв.м. не истребовав от заявителей полный перечень документов в достаточном количестве, предусмотренном Федеральным законом «О кадастре».

Полагает, что регистрация права собственности на земельный участок для ВЛПХ Ковальчук проведена с нарушениями. Поскольку площадь земельного участка, на который Ковальчук зарегистрировали право собственности, имеет декларативные границы, после формирования данного земельного участка муниципальными органами они проведут кадастровые работы, им изготовят новый кадастровый паспорт, ранее изготовленное свидетельство права собственности они сдадут в Управление Росреестра и им выдадут новое свидетельство права собственности.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь, границы участка должны быть описаны и удостоверены. Декларативность границ земельных участков Козловых и Ковальчук для ВЛПХ на земельном участке многоквартирного дома препятствует переходу права общей долевой собственности и общей целой собственности на земельный участок.

(л.д. 132-136 т. № 3)

В судебном заседании Вахабова А.М. поддержала исковые требования с учетом уточнений от 26 июня 2017 года, пояснила, что после вынесения решения суда от 01.11.2016 года о признании незаконным отказа администрации Есаульского сельского поселения в предоставлении ей земельного участка в собственность, в администрацию она более не обращалась, право собственности на земельный участок при АДРЕС не оформила.

Административные ответчики Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрация Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области извещены, представителей не направили, возражений не представлено.

Представитель административного ответчика     Филиала ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Челябинской области К.К.Е. с иском не согласна, поддержала письменный отзыв, представленный ею в материалы дела (л.д. 244-250 т. № 3) о том, что нарушение прав заявителя должно быть допущено при проведении кадастровых процедур и оценка законности действий органа кадастрового учета должна быть дана с учетом его полномочий и требований федерального закона, регулирующего отношения по государственному кадастровому учету. В ГКН содержатся сведения о земельных участках: с КН , расположенном АДРЕС площадью 747,27 кв.м. поставлен на кадастровый учет 18.05.2007г., имеет статус «ранее учтенный»; с КН , расположенном АДРЕС площадью 636,41 кв.м. поставлен на кадастровый учет 18.05.2007г., имеет статус «ранее учтенный»; с КН , расположенном АДРЕС площадью 3803,70 кв.м. поставлен на кадастровый учет 17.10.2007г., имеет статус «ранее учтенный». Границы указанных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о земельных участках внесены в ГКН на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 24.12.2005г. № б\н, переданного в составе оценочной описи земельных участков на кадастровый квартал .

В ГКН содержатся сведения о земельном участке с КН , расположенном АДРЕС площадью 492 кв.м., земельный участок имеет статус «временный», поставлен на ГКУ 31.01.2013г., вид разрешенного использования – введение личного подсобного хозяйства, границы земельного участка установлены. Сведения о земельном участке внесены в ГКН на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 17.01.2013 , а также межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка (количество контуров – 3) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В ГКН содержатся сведения о земельном участке с КН , расположенном АДРЕС площадью 698 кв.м., земельный участок имеет статус «Учтенный» поставлен на кадастровый учет 22.07.2013 года, вид разрешенного использования – под эксплуатацию многоквартирного жилого дома, границы земельного участка установлены. Сведения о земельном участке внесены в ГКН на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 30.05.2013 , к которому был приложен межевой план, подготовленный в связи с образованием земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного АДРЕС, а также на основании заявления о приеме дополнительных документов от 18.07.2013 .

В отношении земельного участка с КН была выполнена процедура «постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости», в соответствии с процедурой, которую выбрал заявитель при подаче документов в орган кадастрового учета. Право собственности на земельный участок с КН возникает в силу п.4 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ. При постановке объекта недвижимости на ГКУ земельному участку с КН правомерно присвоен статус «учтенный». Земельные участки с КН , , были поставлены на кадастровый учет до вступления в силу Закона о кадастре, потому указанным земельным участкам правомерно был присвоен статус «ранее учтенный». При постановке на кадастровый учет земельных участков с КН и , в орган кадастрового учета были представлены все необходимые документы, предусмотренные ч. 2 ст. 22 Закона о кадастре.

В случае поступления в орган кадастрового учета заявления и межевого плана, подготовленного в результате раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, а также необходимых документов, предусмотренных законом о кадастре, орган кадастрового учета снимает преобразуемый земельный участок в порядке ст. 24 Закона о кадастре. Вместе с тем, земельные участки с КН и , не являются преобразуемыми, полагает, что административным истцом неверно трактуются положения ст. 24 Закона о кадастре. Также указывает на то, что административным истцом пропущены сроки для обращения в суд, поскольку о факте постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами и , Вахабовой А.М. известно с момента получения ответа, подготовленного 15.08.2013г. на ее обращение от 26.07.2013г. данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

(л.д.244-250 т. № 3)

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Челябинской области Ж.А.Ю (по доверенности) поддержала позицию представителя Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, указав также, что с 01.01.2017 года органом регистрации прав, осуществляющим государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет на территории Челябинской области является Управление Росреестра по Челябинской области.

Заинтересованное лицо Вахабов З.С. (сособственник АДРЕС) извещен, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заинтересованные лица Ковальчук В.В. и Ковальчук Л.И. с иском не согласны, полагают, что никаких пересечений у принадлежащего им на праве собственности земельного участка с общим участком с КН: 65 не имеется. Они нее уполномачивали Вахабову А.М. на обращение в суд в своих интересах.

Заинтересованное лицо Козлова Л.И. с иском не согласна, полагает необходимым всем вместе установить границы своих земельных участков.

Заинтересованные лица кадастровый инженер Тимченко А.А., ООО «Сосновский геодезический центр» извещены, не явились.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав в полном объеме материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой АДРЕС является трехквартирным, построен в 1985 году.

Квартира оказалась без отдельного выхода на АДРЕС.

В декабре 1985 года квартира предоставлена Козлову Н.Г. и Козловой Л.И. с детьми, квартира предоставлена Вахабову З.С., Вахабовой А.М. с ребенком, квартира предоставлена Ковальчук В.В. и Ковальчук И.И. с детьми.

В 1992 г. квартиры были приватизированы жильцами.

Отсутствие отдельного выхода у квартиры АДРЕС повлекло многочисленные судебные споры относительно определения порядка пользования придомовой территорией.

В 2010 году Вахабовы обращались в Сосновский районный суд, с учетом уточнений просили обязать Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области выдать им:

- постановление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 613 кв.м. АДРЕС для ведения личного подсобного хозяйства;

- постановление об утверждении схемы расположения земельного участка общего пользования площадью 336 кв.м. АДРЕС для эксплуатации земель общего пользования и выдать решение на этот земельный участок общего пользования.

Решением Сосновского районного суда от 07 декабря 2010г., оставленного без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда в удовлетворении исковых требований Вахабовым было отказано, поскольку они:

- не представили доказательства того, что все сособственники указанного жилого дома обращались в Администрацию Сосновского муниципального района с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, о проведении государственного кадастрового учета этого земельного участка,

- доказательства соблюдения всех условий предусмотренных ст. 16 ФЗ РФ "О введение в действие Жилищного Кодекса РФ" от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ,

- доказательства того, что они имеют полномочия выступать от имени остальных собственников многоквартирного жилого дома.

Суд посчитал несостоятельной ссылку на решение мирового судьи от 16.04.2003г., так как указанным решением определено считать придомовую территорию АДРЕС, как общую, но при этом в решении суда не определена общая площадь данной придомовой территории.

В материалы дела было представлено постановление Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 08.11.2010г. об утверждении схемы расположения земельного участка (категория земель – земли населенных пунктов) общей площадью 656 кв.м., расположенного АДРЕС, для эксплуатации жилого дома.

    

Решением Сосновского районного суда от 15.11.2012г. Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области обязывалась поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом АДРЕС в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной постановлением главы Сосновского муниципального района от 08 ноября 2010 года, в тоже время, в удовлетворении требований к Управлению архитектуры и строительства Сосновского района об обязании выдать градостроительный план Вахабовым было отказано.

Между администрацией Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района и ООО «Сосновский геодезический центр» был заключен договор на проведение кадастровых работ по подготовке межевого плана на образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности АДРЕС. В состав работ входила: геодезическая съемка, координирование углов, подготовка межевого плана.

Выполненные работы были приняты без замечаний по акту от 24 июля 2013 года.

(л.д. 104 об. т. № 2)

Решением Отдела учета земельных участков Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области от 22 июля 2013 года осуществлена постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании заявления о постановке на кадастровый учет, а также межевого плана от 29.05.2013г. и от 18.07.2013г.

(л.д. 95 т. № 2)

Из копии документов кадастрового дела на земельный участок, расположенный АДРЕС, с кадастровым 65, видно, что постановлением главы Сосновского муниципального района от 29.05.2013г. была утверждена схема расположения земельного участка (категория земель «земли населенных пунктов»), общей площадью 716 кв.м., расположенного АДРЕС, под эксплуатацию многоквартирного жилого дома.

(л.д. 70 т. № 2)

После устранения пересечений с земельным участком с КН , поставленным на кадастровый учет 31.01.2013г. и составления межевого плана от 18.07.2013 года площадь земельного участка под эксплуатацию многоквартирного жилого дома составила 698 кв.м.

(л.д. 75, 83 т. № 2)

По сведениям Управления Росреестра по Челябинской области документы для государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного АДРЕС (Козлова Л.И.) в Управление не представлялись.

Право собственности Ковальчук В.В. и Ковальчук И.И. на земельный участок с кадастровым площадью 747,27 кв.м., расположенный АДРЕС зарегистрировано декларативно на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной 02.11.2009г. главой администрации Есаульского сельского поселения АДРЕС.

По сведениям Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельных участках:

- с кадастровым номером , расположенным АДРЕС, площадью 698 кв.м., статус – ранее учтенный, поставлен на государственный кадастровый учет (ГКУ) 22.07.2013г., вид разрешенного использования – под эксплуатацию многоквартирного жилого дома, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

По сведениям ГКН правообладателями земельного участка являются собственники помещений в многоквартирном доме;

- с кадастровым , расположенным АДРЕС, площадью 636, 41 кв.м., статус «ранее учтенный», поставлен на государственный кадастровый учет 18.05.2007г., вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, правообладатель - Козлова Л.И. Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 24.12.2005г. № б\н, переданного в составе оценочной описи земельных участков на кадастровый квартал , утвержденной руководителем Управления ФАКОН по Челябинской области Л.И.А.;

- с кадастровым , расположенным АДРЕС, площадью 3803,70 кв.м., статус «ранее учтенный», поставлен на государственный кадастровый учет 17.10.2007г., вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, правообладатель - Вахабов З.С. Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 24.12.2005г. № б\н, переданного в составе оценочной описи земельных участков на кадастровый квартал , утвержденной руководителем Управления ФАКОН по Челябинской области Л.И.А.;

- с кадастровым , расположенным АДРЕС, площадью 492 кв.м., статус «временный», поставлен на государственный кадастровый учет 31.03.2013г., вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 17.01.2013г., а также межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка (количество контуров – 3) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности АДРЕС.

- с кадастровым , расположенным АДРЕС, площадью 747,27 кв.м., статус «ранее учтенный», поставлен на государственный кадастровый учет 18.05.2007г., вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, правообладателями участка являются Ковальчук И.И., Ковальчук В.В. Сведения о государственной регистрации права внесены в ГКН на основании сведений, поступивших в порядке информационного взаимодействия. Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 24.12.2005г. № б\н, переданного в составе оценочной описи земельных участков на кадастровый квартал , утвержденной руководителем Управления ФАКОН по Челябинской области Л.И.А.

24 марта 2016 года Вахабова А.М., Вахабов З.С. обратились в администрацию Есаульского сельского поселения с заявлением о предоставлении им в собственность земельного участка с кадастровым , площадью 492 кв.м., расположенным по АДРЕС, однако, получили отказ, оформленный письмом от 06 апреля 2016 года исх. , в качестве обоснования указано, что на указанном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом АДРЕС.

Отказ был оспорен в судебном порядке.

Решением Сосновского районного суда от 01 ноября 2016 года в целях восстановления нарушенного права административного истца Вахабовой А.М. суд обязал Администрацию Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области повторно рассмотреть заявление Вахабовой А.М., Вахабова З.С.О. о предоставлении в собственность земельного участка в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

При рассмотрении данного дела суд установил из схемы взаимного расположения земельных участков с КН и , отсутствие пересечений данных участков и пришел к выводу, что отказ администрации Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в предоставлении в собственность Вахабовой А.М., Вахабова З.С.О. земельного участка с кадастровым общей площадью 492 кв.м. расположенного АДРЕС, выраженный в письме от 06 апреля 2016 года исх. , по изложенным в нем мотивам, закону не соответствует.

Этим же решением от 01.11.2016г. удовлетворены требования Вахабовой А.М. о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым , расположенного АДРЕС, а также об исключении из сведений ГКН данные о равнозначности кадастровых номеров и .

Судом установлено, что при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка АДРЕС, кадастровый инженер избрал неверный способ - постановку на учет объекта недвижимости вместо учета изменений объекта недвижимости.

В результате на кадастровом учете оказались два участка по одному и тому же адресу – ранее учтенный земельный участок с КН и вновь образованный земельный участок с КН .

Земельный участок с кадастровым , границы которого установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, по сути, дублирует участок с КН , поставленный на кадастровый учет декларативно.

В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

Суд полагает несостоятельными утверждения Вахабовой А.М. о необходимости издания органом местного самоуправления отдельного постановления о передаче земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом в собственность собственникам квартир АДРЕС.

. Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

Согласно части 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором находится жилой дом, является общей долевой собственностью домовладельцев, то есть собственников помещений в этом доме.

Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что в силу закона на земельный участок под многоквартирным жилым домом возникает только право общей долевой собственности, субъектами права выступают собственники помещений в этом доме.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в силу закона, а не в заявительном порядке, связано с одной из особенностей такого объекта недвижимого имущества как многоквартирный жилой дом - режимом общей долевой собственности.

Также не подлежащими удовлетворению суд полагает требования обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области устранить нарушения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при постановке на кадастровый учет земельных участков общей площадью 492 кв.м. для ВЛПХ кв. и земельного участка общей площадью 698 кв.м. из-за не истребования у заявителей полного перечня документов, необходимых для постановки на кадастровый учет земельного участка.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент постановки земельных участков с кадастровыми и на кадастровый учет), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

В статье 70 ЗК РФ закреплено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - закон) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в действующем законодательстве понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона).

Согласно частям 1 - 2 статьи 23 закона постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Согласно частям 1 и 7 статьи 45 закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

В силу ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведен в ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

В состав необходимых для кадастрового учета документов в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, в данном случае Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412.

Если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков. (п. 20 Требований).

Перечень используемых для подготовки межевого плана документов приведен в п. 23 Требований.

Суд приходит к выводу, что при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми и , в орган кадастрового учета были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные ч.2 ст. 22 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей на момент постановки земельных участков с кадастровыми и на кадастровый учет).

Поскольку земельные участки с кадастровыми , , были поставлены на кадастровый учет до вступления в силу Закона о кадастре, то указанным участкам обоснованно был присвоен статус «ранее учтенный».

Суд также полагает безосновательным требование Вахабовой А.М. об обязании филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области во исполнение ст. 24 ФЗ «О кадастре» снять с кадастрового учета земельные участки при доме , поставленные на кадастровый учет на основании описания (Описи) границ указанных земельных участков, в связи с постановкой на кадастровый учет земельного участка 698 кв.м. с КН .

Помимо того, что статья 24 Закона о кадастре утратила силу с 01 января 2017 года и с указанной даты государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", само по себе нахождение на государственном кадастровом учете земельных участков с кадастровыми , прав и интересы административного истца не нарушает и не препятствует приобрести в собственность земельный участок, с кадастровым , расположенный по АДРЕС, площадью 492 кв.м., статус «временный», поставлен на государственный кадастровый учет 31.03.2013г., вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства.

Из схемы взаимного расположения земельных участков с КН и , представленной представителем ФКП видно, что пересечений данных участков не имеется.

Помимо того, что доказательств нарушения прав истца нахождением на кадастровом учете земельных участков с кадастровыми и суду не представлено, также доводы, приведенные в исковом заявлении об одновременном переходе права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на законе не основаны.

Суд полагает необходимым указать, что если административный истец полагает, что фактические границы вышеуказанных земельных участков налагаются на общедолевые земли, то требования об освобождении общедолевых земель подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

.

Поскольку кадастровым инженером была обеспечена подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости, а не об учете изменений объекта недвижимости и потому земельный участок с КН является, исходя из представленных в орган кадастрового учета документов - вновь образованным.

В силу прямого указания закона, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер, но при этом такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Потому при регистрации права собственности Вахабовых на земельный участок с кадастровым указание на временный характер этих сведений будет исключено.

В судебном заседании Вахабова А.М. указывала на то, что у нее не имеется диска с координатами границ земельного участка, образованного в результате выполнения кадастровых работ на основании договора, заключенного ею с кадастровым инженером.

Частью 1 ст. 35 Закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017г.) установлено, что кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.

По договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы (ч. 1, 2 ст. 36 Закона "О государственном кадастре недвижимости").

В результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости.

Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.

При необходимости получения документов, представленных кадастровым инженером в орган кадастрового учета, административный истец не лишена возможности обратиться за их получением к кадастровому инженеру, с которым ею заключен договор о выполнении кадастровых работ.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Поскольку судом не установлено совокупности установленных законом условий, то потому не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований к указанным в иске ответчикам.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Вахабовой А.М. об обязании:

- Администрацию Есаульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области передать земельный участок многоквартирного дома , расположенного АДРЕС в собственность собственникам кв. Козловых, кв. – Вахабовых, кв. – Ковальчук в установленном порядке;

- Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области устранить нарушения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при постановке на кадастровый учет земельных участков общей площадью 492 кв.м. для ВЛПХ кв. и земельного участка общей площадью 698 кв.м.

- Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области снять с кадастрового учета земельные участки при доме , поставленные на кадастровый учет на основании описания границ,

оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца.

Председательствующий            <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> Т.Н.Куценко

2а-1324/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Вахабова Альфия Мухаматовна
Вахабова А.М.
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области
Администрация Есаульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области
Другие
ООО "Сосновский Геодезический центр"
Ковальчук Ирина Ивановна
Козлова Л.И.
Ковальчук И.И.
Вахабов Зохраб Самадулла Оглы
Администрация Сосновского района Челябинской области
Ковальчук Василий Васильевич
Вахабов З.С.О.
Козлова Любовь Ильинична
кадастровый инженер Тимченко А.А. ООО "Сосновского геодезического центра"
Ковальчук В.В.
Суд
Сосновский районный суд Челябинской области
Дело на странице суда
sosn.chel.sudrf.ru
09.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
09.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
09.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2017[Адм.] Судебное заседание
07.07.2017[Адм.] Судебное заседание
28.07.2017[Адм.] Судебное заседание
07.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2017[Адм.] Дело оформлено
10.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее