Судья Мучкинов М.Н. Дело № 33-652/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е13 июля 2017 года г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова Н.А.
судей Лиджиева С.В. и Цакировой О.В.
при секретаре Пичко С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюрбеева А.Г. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по апелляционной жалобе истца Тюрбеева А.Г. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В., объяснения истца Тюрбеева А.Г. и его представителя Павловой К.Э., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Тюрбеев А.Г. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Он проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы России в должности <….> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия (далее – УФСИН России по Республике Калмыкия), имеет выслугу более 13 лет. 2 декабря 2016 года Тюрбеев А.Г. обратился в комиссию УФСИН России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исправительной системы единовременной социальной выплаты (далее – ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения с рапортом о принятии его на учет для получения ЕСВ с составом семьи 4 человека. Ранее он такую выплату не получал, в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, не состоял. Решением комиссии от 28 февраля 2017 года в постановке на учет ему отказано по причине ухудшения жилищных условий. Так, с 20 марта 2013 года по 15 февраля 2014 года он был зарегистрирован по адресу: <АДРЕС 1>, где обеспеченность жилой площадью составляла 19,02 кв.м на одного человека. С 7 ноября 2011 года супруга истца Тюрбеева И.Ю., с 15 февраля 2014 года сам истец и с 22 мая 2014 года несовершеннолетние дети истца состоят на регистрационном учете по адресу: <АДРЕС 2>. Обеспеченность жилой площадью на одного человека в указанном жилом помещении составляла 13,96 кв.м. С решением комиссии об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ Тюрбеев А.Г. не согласен, так как он и члены его семьи не являются членами семьи С.И.А., собственника жилого дома в <АДРЕС 1>, равно как и не являются членами семьи Т.Г.С., собственника жилого дома в <АДРЕС 2>. Просил признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения от 28 февраля 2017 года об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ, обязать комиссию УФСИН России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения принять Тюрбеева А.Г. и членов его семьи на учет для получения ЕСВ.
В судебном заседании истец Тюрбеев А.Г. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика - УФСИН России по Республике Калмыкия Орусов В.В. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Полагал, что комиссией правомерно отказано Тюрбееву А.Г. в постановке на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения ввиду совершения им действий по ухудшению жилищных условий.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований Тюрбеева А.Г. к УФСИН России по Республике Калмыкия о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано.
В апелляционной жалобе истец Тюрбеев А.Г. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Указывает, суд не учел, что его супруга и дети по указанному адресу в <АДРЕС 1> зарегистрированы не были, жилищные условия не ухудшали. Допрошенный судом свидетель С.И.А., собственник указанного дома, пояснил, что истец был лишь зарегистрирован в его доме, фактически в нем никогда не проживал. В судебном порядке истец членом семьи собственника дома С.И.А. не был признан. С 15 февраля 2014 г. он зарегистрирован по адресу: <АДРЕС 2>. В этом же доме зарегистрированы его супруга и дети. Однако он и члены его семьи не являются членами семьи собственника дома Т.А.Г. Обратившись 02 декабря 2016 года с заявлением о принятии на учет, истец включил в состав семьи супругу и двоих детей. Остальных граждан, зарегистрированных и проживающих по указанному адресу, истец в заявлении не указал. Ссылаясь на нормы ст. 31 ЖК РФ, разъяснения п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14, полагает, что отказ в принятии на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения незаконен.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. № 369, статьи 31 Жилищного кодекса РФ, и, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истец Тюрбеев А.Г., снявшись 15 февраля 2014 года на основании личного заявления с регистрационного учета по адресу: <АДРЕС 1>, в котором обеспеченность общей площадью на одного человека составляла более 15 кв.м, совершил действия, ухудшающие его жилищные условия.
С таким выводом суда следует согласиться ввиду его соответствия нормам материального закона и фактическим обстоятельствам дела.
Отношения, связанные, в частности, с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пунктам 1 и 2 части 3, части 5 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности, не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, либо является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления ЕСВ).
В силу части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно указанной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 12 Правил предоставления ЕСВ, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Из системной взаимосвязи приведенных норм следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на жилищный учет является отсутствие совершения им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Как видно из материалов дела, Тюрбеев А.Г. с февраля 2007 года является сотрудником уголовно-исполнительной системы России, с июня 2010 года состоит в должности <……> УФСИН России по Республике Калмыкия. Выслуга лет Тюрбеева А.Г. на 02 декабря 2016 года составляла более 13 лет в календарном исчислении, более 17 лет – в льготном исчислении.
02 декабря 2016 года Тюрбеев А.Г. обратился в комиссию УФСИН России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ с составом семьи, состоящей из четырех человек: он, супруга Т.И.Ю., двое несовершеннолетних детей Т.А.А., Т.М.А.
Решением названной комиссии УФСИН России по Республике Калмыкия от 28 февраля 2017 года (протокол № 1) Тюрбееву А.Г. отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в соответствии с пунктом 12 Правил предоставления ЕСВ в связи с ухудшением им жилищных условий в 2014 году.
Судом установлено, что Тюрбеев А.Г. состоит в браке с Т.И.Ю., от брака имеют детей: Т.А.А., <…..> года рождения, Т.М.А., <….> года рождения.
На момент подачи рапорта истец Тюрбеев А.Г. вместе с супругой и детьми был зарегистрирован в жилом доме общей площадью 195,47 кв.м, жилой площадью 119,5 кв.м, расположенном по адресу: <АДРЕС 2>, принадлежащем на праве собственности отцу истца Т.Г.С.: Тюрбеев А.Г. с 15 февраля 2014 года, супруга Т.И.Ю. – с 07 ноября 2011 года, дети – с 22 мая 2014 года. Помимо истца и членов его семьи в указанном домовладении зарегистрированы еще 10 человек.
При этом, в период с 20 мая 2013 года по 15 февраля 2014 года истец Тюрбеев А.Г. был зарегистрирован в жилом доме общей площадью 95,12 кв.м по адресу: <АДРЕС 1>, собственником которого является С.И.А., приходящийся истцу свойственником (брат зятя). С учетом регистрации в указанном домовладении самого Сергеева с составом семьи 3 человека, обеспеченность жильем истца в указанный период времени составляла более 15 кв.м на человека.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ст. 31 ЖК РФ).
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В силу статей 6 и 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
Из материалов дела видно, что в указанный период Тюрбеев А.Г. был зарегистрирован в домовладении С.И.А. как его родственник, член семьи.
Исходя из положений части 1 статьи 56 ГПК РФ и с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям статей 30 и 31 ЖК РФ обязанность по доказыванию того факта, что истец в период с 20 мая 2013 года по 15 февраля 2014 года не был зарегистрирован в доме С.И.А. в качестве члена семьи, лежит на самом истце.
Между тем, доказательств того, что при обращении 02 декабря 2016 года в комиссию с рапортом о постановке на учет для предоставления ЕСВ истец представил сведения о заключении какого-либо соглашения с собственником жилого помещения по адресу: <АДРЕС 1>, определяющего его право пользования жилым помещением иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, истцом не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций.
Следовательно, истец в указанный период был зарегистрирован в принадлежащем С.И.А. жилом доме в качестве члена семьи (родственника), имел право пользования данным жилым помещением наравне с собственником.
При наличии представленных истцом документов комиссия пришла к правильному выводу, что в силу требований п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ истец не обладал правом для постановки на учет и обеспечения указанной социальной выплатой, поскольку его действия по снятию себя с регистрационного учета в доме, в котором он был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере более 15 кв.м. на одного человека, а также его добровольный отказ от права пользования указанным жилым помещением привели к ухудшению его жилищных условий.
В результате указанных действий истца и последующей его регистрации в жилом доме по адресу: <АДРЕС 2>, в котором помимо него зарегистрированы члены его семьи (супруга и двое детей) и еще 10 человек, общая площадь жилого помещения стала менее 15 кв.м., а именно 13,96 кв.м.
С учетом изложенных обстоятельств комиссия УФСИН России по Республике Калмыкия на основании представленных Тюрбеевым А.Г. документов обоснованно отказала истцу в постановке на учет для получения ЕСВ на приобретение жилого помещения в связи с совершением им в 2014 году действий, ухудшающих его жилищные условия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Тюрбеева А.Г.
С учетом изложенных правовых норм и фактических обстоятельств дела судебная коллегия признает несостоятельными доводы жалобы о неправомерности отказа ответчика в принятии истца на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения.
Несостоятельной является и ссылка в жалобе на то, что для признания Тюрбеева А.Г. членом семьи собственника жилого помещения (как собственника С.И.А., так и собственника Т.Г.С.), требуется установление факта ведения им общего хозяйства с собственником жилого помещения, как не соответствующая положениям части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о п р е д е л и л а:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи С.В. Лиджиев
О.В. Цакирова