Дело № 2а – 491/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2017 года г.Белорецк РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Баженовой Е.Г.,
при секретаре Егошиной С.П.,
с участием представителя административного ответчика администрации муниципального района Белорецкий район РБ – Абсадыковой Л.Ф., действующей на основании доверенности.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Атауллиной Ф.Г., Мавлетовой З.Х., Магафуровой Ф.Ш., Мингалеевой И.Ю., Ягановой Ф.Я. к администрации муниципального района Белорецкий район РБ об оспаривании заключения межведомственной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Атауллина Ф.Г., Мавлетова З.Х., Магафурова Ф.Ш., Мингалеева И.Ю., Яганова Ф.Я. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Белорецкий район РБ об оспаривании заключения межведомственной комиссии. В обоснование заявленных требований указали, что заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации муниципального района Белорецкий район №... от ..., жилой дом, расположенный по адресу: ..., на основании заключения по результатам технического обследования ООО «...» признан подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессу эксплуатации характеристик в соответствии с требованиями, установленными в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции». Истцы, являясь жильцами указанного дома, считают оспариваемое заключение незаконным, принятым с нарушением установленных норм и правил, в частности с нарушением п. 44, 47, 48 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 года № 47, а также с нарушением п. 4.10 положения о межведомственной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ. Просят оспариваемое заключение признать незаконным.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных истцов – адвокат Мигранов А.Н., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в направленном в адрес суда заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района Белорецкий район РБ Абсадыкова Л.Ф. исковые требования не признала, показала, что заключение межведомственной комиссии считает законным и обоснованным, поскольку оспариваемое заключение принято комиссией на основании экспертного заключения, представленного в адрес межведомственной комиссии.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что истцы являются нанимателями по договору социального найма жилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: ....
Заключением межведомственной комиссии №... от ..., назначенной Постановлением главы Администрации муниципального района Белорецкий район №... от ..., установлено, что техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: ..., по совокупности выявленных дефектов и повреждений оценено как ограниченно-работоспособное, при дальнейшей эксплуатации данного жилого дома рекомендовано выполнить ремонт строительных конструкций, выявлены основания для признания данного многоквартирного жилого дома подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствие с требованиями, установленными в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В качестве приложений к заключению межведомственной комиссии №... указаны: 1) заявление главы администрации городского поселения г. Белорецк Полякова С.А.; 2) копии договоров социального найма специализированных (служебных) жилых помещений; 3) копия технического паспорта на жилой дом по ...; 4) копия выписки из реестра муниципального имущества №... от ...; 5) заключение по результатам технического обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу: ....
В соответствии с п. 1.1 Положения о межведомственной комиссии, являющегося приложением 1 к Постановлению Администрации муниципального района Белорецкий район РБ от ... №..., межведомственная комиссия является коллегиальным органом, рассматривающим следующие вопросы: перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; признание жилых помещений непригодными для проживания в многоквартирных домах аварийными и подлежащими сносу; утверждение актов визуального осмотра зданий, сооружений, жилых домов; реконструкция помещений, расположенных в многоквартирном доме; иные вопросы, касающиеся строительства и ремонта.
В соответствии с п. 2.1 указанного положения основными задачами комиссии являются рассмотрение вопросов о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу; об утверждении актов визуального осмотра зданий, сооружений, жилых домов; о реконструкции помещений, расположенных в многоквартирном доме и принятие одного из следующих решений: 1) о разрешении перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; 2) о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его непригодности для проживания; 3) о необходимости и возможности проведения капитального ремонта или реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем положении требованиями; 4) о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; 5) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; 6) об утверждении акта визуального обследования здания, сооружения, жилого дома; 7) об обследовании жилых и нежилых помещений независимо от формы собственности по поручению главы администрации муниципального района Белорецкий район РБ, по заявлениям граждан, учреждений, организаций, запросам судов и прокуратуры.
В соответствии п. 4.10 указанного положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания после проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (с проведением соответствующих технико-экономических обоснований); о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Решение комиссии оформляется заключением по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 42 указанного положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.
Согласно п. 43 указанного положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пункт 44 указанного положения предусматривает, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В соответствии со п.47 указанного положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 N 746)
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В нарушение указанных выше норм права оспариваемое заключение межведомственной комиссии не содержит технико-экономического обоснования, в связи с чем суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого заключения, что влечет за собой признание данного заключения незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ №... ░░ ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 13 ░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.